Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Социальная защита - это государственная система помощи и поддержки населения, позволяющая обеспечивать гражданам такие условия существования, которые соответствуют общепризнанным социальным нормам; инструмент социальной политики, направленный на преодоление последствий наступления социальных рисков (потери работы, болезни, инвалидности, старости и т. д.).
Анализ Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод граждан в области труда; семейной жизни; материнства, отцовства и детства; здоровья; окружающей среды; социального обеспечения, страхования и поддержки. В России важнейшим субъектом социальной защиты является государство, т. к. основная часть социальных услуг финансируется за счет бюджета или внебюджетных социальных фондов и предоставляется бесплатно.
Пенсионное страхование является одним из видов социального страхования пожилых граждан, прекративших трудовую деятельность. Функция государственной системы пенсионного страхования заключается в защите пожилых членов общества от последствий утраты заработка или иного дохода ввиду потери способности полноценно трудиться, в т. ч. при достижении возраста выхода на пенсию. Для функционирования пенсионного страхования создаются страховые пенсионные фонды, за счет которых и осуществляется страховое обеспечение путем выплаты пособий, пенсий и пр.
Актуальность развития пенсионного страхования в России обусловлена выполняемой им ролью в социальной сфере. Государственное (обязательное) пенсионное страхование является основным институтом социальной защиты пожилых граждан. Система государственного пенсионного страхования осуществляет выплаты пенсий почти 42 млн. россиян . При этом обязательное пенсионное страхование непосредственно затрагивает интересы всего российского общества, т. к. принцип солидарности поколений подразумевает, что участниками этой системы являются не только нынешние получатели пенсий, но и молодые люди. Вместе с тем невысокая величина пенсий, выплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, может привести к тому, что в вопросе поддержания жизни граждан пенсионного возраста важное место займет добровольное (негосударственное) пенсионное страхование.
Назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое и актуальное значение для российской политики в сфере социальной защиты населения, так как, обеспечение инвалидов является одной из главных задач государства. Несмотря на регулярные индексации, в России эта социальная группа получает довольно низкие суммы пособий.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области предоставления пенсий по инвалидности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие предоставление пенсий по инвалидности.
Целью исследования работы является изучение понятия, функций и видов пенсий по инвалидности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- проанализировать функции пенсионного обеспечения инвалидов;
- рассмотреть понятие и условия предоставления страховой пенсии по инвалидности.
Методологическую основу (методы исследования) составили методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
1.1. Понятие и сущность обязательного пенсионного страхования
В настоящее время в России продолжается реализация пенсионной реформы (началась в 2019 году), которая изначально была направлена на достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему .
Формирование пенсионной системы является важным аспектом жизнедеятельности граждан государства. Для решения задач государства в этом направлении главную задачу выполняет Пенсионный фонд РФ, правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 5 вышеназванного закона, страховщиком является Пенсионный фонд РФ, страхователями соответственно выступают компании, индивидуальные предприниматели, физические лица .
Обязательное пенсионное страхование выполняет компенсаторную функцию, возмещая гражданам потерю дохода в связи с произошедшим страховым случаем. Определения страховой риск и страховой случай, являются важной составляющей, поскольку от них в первую очередь определяется вся система страховых отношений. Согласно ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», под страховым риском понимается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование .
Событие согласно теории юридических фактов, это независящее от воли человека обстоятельство. Но страховой риск нельзя рассматривать в качестве юридического факта, поскольку он является еще не реализованным событием, которое «отвечает требованиям возможности (вероятности) и неизвестности (случайности)» и несколько противостоит понятию страхового случая, под которым понимается уже наступившее событие . Поэтому говорить о страховом риске как о юридическом факте не совсем верно, правильнее будет страховой случай отнести к юридическим фактам. События, которые отнесены к страховым рискам:
1) утрата заработка (выплат, вознаграждений),
2) утрата иного дохода.
В связи с ограниченным перечнем, какие либо другие события не могут являться страховым риском. Что касается страхового случая, закон перечисляет случаи его наступления: пенсионный возраст, потеря кормильца, инвалидность. Хочется заметить, что данное перечисление хоть и является обычной практикой, на практике страховые случаи могут быть осложнены дополнительными признаками, либо же такие признаки противоречат представлениям о страховых случаях в теории страхования или страхового права . Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ.
Традиционно правовую базу обязательного пенсионного страхования в РФ составляют:
1. Конституция РФ. В частности, ст. 7 Конституции определяется социальная направленность внутренней политики государства, а п. 2 этой же статьи закрепляет права россиян на такую социальную поддержку со стороны государства как « государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Главным законом государства закреплены базисные положения пенсионного обеспечения, в частности предусмотрено право каждого на защиту от страховых рисков. Как можно заметить, социальные права граждан непосредственно связаны с их личными правами. Так конституционное право на здоровье и жизнь находит свою конкретизацию в статье 41 Конституции РФ, где говорится, что медицинскую помощь в государственных учреждениях граждане получают бесплатно. Реализация такой помощи, как известно, осуществляется посредством страховых выплат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Феде-ральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федера-ции : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166–ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 17 дек. 2001 № 173–ФЗ (ред. 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4920.
5. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 N 424–ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6989.
6. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 6965.
7. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя-зательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27–ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167– ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
Материалы судебной практики
9. Апелляционное определение Санкт–Петербургского городско-го суда от 09.06.2020 N 33–7175/2020 по делу N 2–7030/2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 30.05.2024).
10. Апелляционное определение Московского городского суда от 01.06.2022 по делу N 33–12113/2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 30.05.2024).
Литература
11. Бадальян М.Н. Возможные подходы к совершенствованию пенси-онной системы / М.Н. Бадальян. – Москва, 2018. – 284 с.
12. Волкова, С.А. Функции пенсионной системы и показатели их оценки / С.А. Волкова // Идеи и идеалы. – 2018. – № 4(10). – С. 1718.
13. Дерипаско, А.В. Государственная политика и нормативно–правовое обоснование выплаты страховых пенсий по инвалидности / А.В. Дерипаско // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VI Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 113–120.
14. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования. 4–е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Ма-чульская. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 472 с.
15. Орлов, С.Н. Современная система пенсионного обеспечения Рос-сийской Федерации: основные проблемы развития: журнал / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. – Москва : Вестник КГУ, серия «Гуманитарные науки». – 2021. – Вып.7. – С. 15–19
16. Питько, Е.В. Адресность – основополагающий принцип системы социальной защиты граждан Российской Федерации / Е.В. Питько, О.Ю. Фесь-кова // Российское правосудие. – 2016. – № 12 (128). – С. 60–64.
17. Роик, В.Д. Социальная политика современной России / В.Д. Роик // Проблемный анализ и государственно–управленческое Проблемный анализ и государственно–управленческое проектирование. 2018. № 5. С. 6–7.
18. Стадникова, А.И. Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации / А.И. Стадникова, И.Г. Ленёва // Молодой ученый. –2021. – № 12 (354). – С. 152–156.
19. Суровикина, Ю.В. Об обязательном пенсионном страховании в си-стеме пенсионного обеспечения / Ю.В. Суровикина // Modern Science. – 2021. – № 5–3. – С. 256–259.
20. Хабибуллина, А.И. Обязательное пенсионное страхование / А.И. Хабибуллина // В сборнике: EurasiaScience. Сборник статей XLVI международ-ной научно–практической конференции. – Москва, 2022. – С. 272–273.
21. Эльмурзаева, А.М. Порядок оформления и сроки назначения стра-ховой пенсии по инвалидности / А.М. Эльмурзаева // Вопросы совершенство-вания системы государственного управления в современной России. Ежегодный международный сборник научных статей. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва, 2021. – С. 335–338.
Интернет-ресурсы
22. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с расходованием средств Фонда социального страхования Российской Федерации. URL: https://fasvvo.arbitr.ru (дата обращения: 30.05.2024).
23. Сведения о численности пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР, и среднем размере назначенного им пенсионного обеспечения в номи-нальном выражении. Социальный Фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/files/id/statistics/2023/75–01_YAnvar_2023.xlsx (дата обращения: 30.05.2024).