Фрагмент для ознакомления
2
Феномен девиантного поведения у детей беспокоит родителей и педагогов и вызывает научный и практический интерес у педагогов и исследователей. Девиантные дети легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и учителями всегда натянуты и неясны.
Девиантность оказывает негативное влияние на личностное развитие и процессы социализации детей, часто является причиной школьной неуспеваемости.
Проблема девиантного поведения школьников подросткового возраста стала основным направлением нашего исследования.
Проблема девиантного поведения широко обсуждается в отечественной и зарубежной социологической литературе. Следует отметить, что такой аспект, как подростковая девиация, пока малоизучен.
Подростковая девиантное поведение – явление сложное, поэтому изучение этой проблемы актуально и междисциплинарно.
Степень разработанности проблемы исследования. Методологические основы изучения девиантного поведения и девиантологии, в отечественных теориях, представлены в трудах Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, М.Е. Поздняковой, Б.М. Левина; в работах Ю.В. Кудрявцева, В.П. Кaзимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах И.А. Невского, В.Ф. Лeвичевой, В.Т. Лисовского, А.C. Харчeва.
В современном мире наблюдается все больше проявлений девиантного поведения среди подростков обоих полов.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления причин и особенностей проявления девиантного поведения среди обучающихся подросткового возраста.
Цель исследования – рассмотреть особенности профилактики девиантного поведения среди подростков.
Объект исследования – девиантное поведение среди подростков.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «девиантное поведение»;
2. Рассмотреть особенности проявления девиантного поведения среди подростков;
3. Выделить методы профилактики девиантного поведения;
4.Провести исследования по диагностике склонности к девиантному поведению среди подростков;
5. Разработать рекомендации по профилактики девиантного поведения подростков.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, тестирование.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленный в настоящей работе материал может быть полезен классным руководителям, педагогам-психологам, социальному педагогу в работе с детьми подросткового возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после глав, заключения, список использованных источников.
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения девиантного поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, З.К. Леонгарда, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, В.В. Ковалева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Шульге и др.
Концепции девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивались на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации.
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа.
В нашей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По мнению исследователя, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Оно может быть положительным и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательным - тормозить развитие общества. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: побегом из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом, сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезнь, адаптация и дезадаптация [7, c. 89].
С.А. Беличева выделила социальный тип девиантного поведения. Автор относится к этому следующие формы поведения: воровство, агрессивное направление – поддразнивание и хулиганство; социальный пассивный тип, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8, c. 14].
В.Д. Платонов обнаружил следующие формы девиантного поведения: социальные (деструктивные, аморальные, политические преступления) и делинквентное ( (криминальные) и паранормальные [11, c. 145].
В.Д. Менделевич выделяет такие клинические проявления отклонений от нормы как – аддиктивноe, дeлинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспосоностей. При этом исследователь подчеркивал, что при психопатологических типах дeвиантного поведения значение ситуативных факторов нивалируется [16, c. 41].
Отечественные исследователи А.А. Александров, В.В. Королев, В.Д. Менделевич, В.Г. Степанов считают, что целесообразно разделять девиантное поведение на преступное – криминальное. Криминальная личность это та личность, которая совершила преступление (В.Н. Кудрявцев, В.Ф.Пирожков). Одни ученые утверждают приоритетность эндогенности, говоря, что «преступниками не рождаются, а становятся», другие же (Айзенк, Кречмер, Ломброзо, Шелдон) – доказывали значимость эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы» [14, c. 54].
Отклоняющее поведение включает делинквентное, девиантное и криминальное поведение:
1. Девиантное поведение – поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и больших половых групп.
2. Делинквентность характеризуется повторяющимся антисоциальным поведением детей и подростков, которое становится общеизвестным нормальным стереотипом, но нарушает правовые нормы, но не криминализируется из-за ограниченного социального риска или безнаказанности.
3. Криминальное поведение определяется как противоправное деяние, являющееся основанием для возбуждения уголовного дела при наступлении уголовной ответственности и квалифицируемое по отдельным статьям Уголовного кодекса. Криминальному поведению предшествуют правонарушения и хулиганство [9, с 67], [10, c. 56].
Многие учёные и исследователи девиантности различают разные модели поведения.
Т. Шибутани прeдложено выдeлять три типа отклоняющегося повeдения [11, c. 102].
Первый тип предполагает поведение, которое соответствует групповым нормам и отличается от установок и убеждений лиц, обладающих властью и авторитетом, или от официально принятых норм и стандартов.
Второй тип, который он выделил, это временная потеря самообладания, особенно под влиянием сильного волнения. Когда нарушаются принятые стандарты поведения, ребенок все делает импульсивно, часто идя вразрез со своими убеждениями и нормами.
Третий тип девиации он называет вынужденным. Это особый вид принуждения. Иногда некоторые несовершеннолетние обращаются со своими жертвами очень агрессивно, ожесточенно и даже неоправданно жестоко, но не чувствуют вины. Т. Шибутани определяет этот тип отклонения как дезадаптацию [11, c. 105].
Теоретическое изучение феномена девиантного поведения позволило сделать несколько конкретных выводов, имеющих практическое значение для организации деятельности педагогов:
- девиантное поведение следует рассматривать как детский сигнал, в данном случае с точки зрения самого ребенка;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков / М. Ю. Арутюнян. - Москва: МЦГИ, 1992. - 175 с. – Текст: непосредственный.
2. Ахметзянова, А. И . Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение / А.И. Ахметзяновп, И. А. Кадровая, Е. В. Рудауова. – Текст: непосредственный // Акмеология. - 2019. - № 4. - С. 201 – 209.
3. Ахметова, О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О. А. Ахметова. - Текст: непосредственный. // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36–44.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санки-Петербург : Прайм-Еврознак, 2019. - 512 с. – Текст: непосредственный.
5. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - 64-69 с.
6. Бурминская, Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций / Т. В. Бурминская. - Ставрополь : СГПИ, 2004. - 199 с. – Текст: непосредственный.
7. Гаврилова, Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций / Т. П. Гаврилова, Е. Н. Грицких. – Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 88-92.
8. Гурьева, В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В. А. Гурьева. – Москва : Медицинское информационное агентство, 2007. - 22 с. – Текст: непосредственный.
9. Дворянчиков Н. В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков / Н. В. Дворянчиков, О. А. Логунова, Д. В. Решетова. – Текст: непосредственный. // Психология и право. - 2011. - № 1. - С. 65- 71.
10. Жмуров, Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних / Д. В. Жмуров. - Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. - 162 с. – Текст: непосредственный.
11. Завражин, С. А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды / С. А. Завражин. – Владимир : ВГГУ, 2008. - 348 с. – Текст: непосредственный.
12. Ипатов, А. В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности / А. В. Иванов. – Текст: непосредственный // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - С. 25–31.
13. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков / В. Е. Каган. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - 65-69 с.
14. Кириллова, Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Е. Б. Кириллова. – Санкт-Петербург : ФГКОУ ВО «АУ МВД РФ», 2019. - 231 с. – Текст: непосредственный.
15. Мельникова, М .Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков / М. Л. Мельников. - Екатеринбург : Нева, 2020. - 193 с. – Текст: непосредственный.
16. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2022. - 239 с. – Текст: непосредственный.
17. Пономарева, Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект / Т. А. Пономарева. – Текст: непосредственный // Инновационная наука. - 2020.- № 3. - С. 254-257.
18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – Москва : Академия, 1996. – 378 с. – Текст: непосредственный.
19. Тормосина, Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения / Н. Г. Тормосина. – Текст: электронный // Вестник Университета. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 17.05.2024).
20. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – Москва : Владос, 2014. - 351с. – Текст: непосредственный.