Фрагмент для ознакомления
2
Правоохранительные органы - это отдельная группа (в основном) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по защите законности и верховенства закона, защите прав и свобод человека (правоохранительная деятельность).
Уголовное преследование - это вид государственной деятельности, осуществляемой в целях защиты закона путем применения предусмотренных законом мер при строгом соблюдении закона и строгом соблюдении установленного им порядка.
Функции правоохранительных органов. Все правоохранительные органы выполняют одну или несколько из следующих функций: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, расследование преступлений, охрана, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, охрана общественного порядка, юридическая помощь, профилактические меры по предупреждению преступлений [12].
Виды правоохранительных органов: - судебные органы, - органы по раскрытию и расследованию преступлений, - органы правовой помощи, - правоохранительные органы и органы безопасности.
Характерной чертой России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы, является отнесение судебных органов к правоохранительным органам.
В целом правоохранительные органы в России включают военизированные структуры, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов: Прокуратуру России, Следственный комитет России, Министерство внутренних дел, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний.
Правоохранительные органы - это государственные органы, наделенные полномочиями, которые в соответствии с Конституцией и основанными на ней законами осуществляют правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции.
Правоохранительная деятельность определяется защитной функцией правовой системы и правоохранительной функцией государства. Именно государство устанавливает систему правовых норм, регулирующих важнейшие отношения между людьми. Государство также создает систему органов, призванных защищать эти нормы от нарушений [15].
Все органы власти в той или иной степени осуществляют правоохранительную деятельность. В то же время есть и такие государственные органы, для которых эта деятельность является основной.
Правоохранительные органы отличаются от других государственных структур рядом особенностей:
- специализированная правоохранительная деятельность;
- конституционность создания и деятельности;
- государственно-властный характер исполнения возложенных на него обязанностей;
- право применять в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, меры государственного принуждения к правонарушителям и другие правовые ограничения, предусмотренные для предотвращения правонарушений;
- относительная независимость от других государственных органов.
Специализированная правоохранительная деятельность в некоторых случаях является не только основной, но и единственной. Например, прокуратура занимается только надзором за законностью, а суды - только отправлением правосудия, в то время как правоохранительные органы выполняют не только функции, которые полиция обычно выполняет в других странах, но и ряд других функций. В частности, система ОВД включает паспортно-визовую службу, которая лишь косвенно связана с выполнением функций полиции.
Классификация правоохранительных органов (по предмету и виду правовой защиты): - судебные органы, - Министерство юстиции и его органы, - правоохранительные органы, - органы безопасности, - таможенные органы, - органы налоговой полиции, - прокуратуры.
Деятельность прокуратуры осуществляется ее различными структурными подразделениями, объединенными в единую централизованную систему.
Система прокуратуры строится, во-первых, на основе ее единства и централизации; во-вторых, с учетом национального государственного и административно-территориального деления России; в-третьих, на особенностях правоприменения в деятельности отдельных органов или структур народного хозяйства (в вооруженных силах, в отделениях мест заключения, в экологических нуждах) [13].
Закон "О прокуратуре" (статья 11) устанавливает, что система прокуратуры РФ состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, военных и приравненных к ним специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами, а также городских прокуратур.
Основным содержанием прокурорского надзора является надзор прокуроров за исполнением законов. Суть прокурорского надзора заключается в выявлении и устранении нарушений законодательства конкретными правовыми актами в целях обеспечения единообразного понимания и точного исполнения на всей территории РФ.
Сами прокуроры не наказывают виновных в нарушении законов, а лишь ставят вопрос об их ответственности перед соответствующими органами или должностными лицами. Прокуратура осуществляет надзор за прокуратурой в следующих областях:
- общий надзор (надзор за соблюдением законов);
- контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- контроль за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное дознание и дознание;
- контроль за соблюдением законов администрациями исправительных учреждений (ИК), местами содержания под стражей (следственный изолятор) и местами содержания под стражей (ВС);
- уголовное преследование;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
§2. Понятие судебных органов и их классификация
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет предоставленные ему полномочия в рамках возложенной на него компетенции, а все вместе суды составляют судебную систему РФ. Судебная система - это совокупность судов, установленных Конституцией РФ и построенных с учетом федерального и административно-территориального устройства России.
В настоящее время он создан в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" от 26 декабря 1996 года. Исходя из пункта "о" статьи 71 Конституции РФ, определение основ судебной системы относится исключительно к компетенции РФ, а не ее субъектов [18].
Единство судебной системы, играющее особую роль в Федеративном государстве, имеет большое значение. В РФ обеспечивается единство судебной системы:
- создание судебной системы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
- соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами;
- применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
- признание обязанности исполнять правовые акты, вступившие в силу на всей территории РФ;
- законодательное закрепление единства статуса судей;
- финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Судебная система России включает следующие виды судебных органов: - федеральные суды; - Конституционные суды (уставные) суды субъектов Федерации; - мировые судьи субъектов РФ.
Федеральные суды включают: - Конституционный суд РФ; - Верховный суд РФ, Верховные суды республик, областные и краевые суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные суды, военные и специализированные суды, которые являются частью системы Конституционного суда РФ, федеральные суды общей юрисдикции являются; - Высший арбитражный суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ [11].
К судам субъектов РФ относятся:
- конституционные (установленные законом) суды субъектов РФ;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консультант Плюс.
2. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью” (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”) // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах РФ» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) // СПС Консультант Плюс.
4. Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов. Екатеринбург: Изд-во. УрГЮА, 1999.
5. Военным судам России - 300 лет. / Петухов Н.А. / М. - 2003. - 385 с.
6. Галицков В.А., В. А. Крысанов В.А., Безруков А.В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел. – Екатеринбург, 2013. С. 4.
7. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства II Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123)
8. Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти; Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 15
9. Заводюк С. Ю. Развитие полицейских органов Российской империи во второй половине XIX-начале XX в.Саратов, 2004.
10. Ильина Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 1(33). — С. 262–265.
11. Ильина Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 1(33). — С. 262–265.
12. Правоохранительные органы РФ. / Байдуков В., Бозров В., Бублик В., Зайцева И.С., Смирнов В.М. - ЮРАЙТ - ИЗДАТ, 2012. - 414 с.
13. Правоохранительные органы. / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. - 440 с.
14. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. М.: Инфра-М, 2004, С. 14.
15. Система государственного и муниципального управления: Учебник для бакалавров I Под ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2013. С. 563—564
16. Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов в России / Петухов Н.А. / М. - 2003. - 415 с.
17. Судебная власть /Авт. кол.: Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, М.В. Боровский; Под ред. И.Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. - науч. изд. - М.: Проспект, 2003. - 720 с.
18. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. No 2. С. 46.