Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансы регионов, обусловленные возвращением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших финансовых отношений.
При всем многообразии моделей рыночной экономики, в целом и в общем они характеризуются тем, что представляют собой социально ориентированное хозяйство, которое функционирует в дополнении с государственным регулированием. Огромное значение в развитии рыночных отношений и в государственном механизме их регулирования принадлежит финансовой и налоговой политике государства.
Финансовая система, являясь составной частью экономических отношений, одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики, что и обуславливает необходимость уяснения природы и сущности состояния бюджетно-налоговой политики, особенностей функционирования правовых норм, регулирующих бюджетную и налоговую системы России.
И особенно важно это сегодня, когда экономическое развитие страны и проблемы укрепления финансов и реформирования налоговой системы России интересуют все слои современного российского общества. Это вызывает необходимость совершенствования политики управления в бюджетной и налоговой сфере, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
Актуальность темы заключается в том, что от проведения эффективной финансовой политики и управления расходами на уровне региона зависит формирование бюджетных доходов и расходов, направленных на социально-экономическое развитие субъекта хозяйствования, а также регулирование налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.
Объектом исследования является Кировская область, которая входит в состав Российской Федерации.
Предмет исследования – финансы региона.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-дать характеристику экономического содержания и значения финансов региона;
-рассмотреть региональную финансово-бюджетную политику России;
-дать характеристику Кировской области;
-провести анализ валового регионального продукта региона, оценку развития отраслей экономики;
-оценить развитие предпринимательства в регионе, финансового рынка, кредитных отношений;
-охарактеризовать состояние бюджетного процесса в регионе.
В процессе настоящего исследования в качестве источников информации использовалась учебная, специальная и научная литература, а также расчетно-аналитические материалы периодической печати.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, которая включает три главы, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическое содержание и значение финансов региона
Финансы субъекта Российской Федерации и финансы муниципальных образований, которые входят в состав данного субъекта РФ, образуют финансовую системы и бюджет субъекта РФ, то есть свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории, что закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Региональные бюджеты представляют собой центральное звено территориальных бюджетов и предназначены для финансового обеспечения задач, которые возложены на государственные органы управления субъекта Россий¬ской Федерации.
Посредством региональных бюджетов государство активно проводит экономическую политику, где на основе предоставления регио-нальным органам власти финансовых средств в их бюджеты проводится финансирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю¬щей среды и прочее. И круг финансируемых мероприятий постоянно расши¬ряется.
С помощью региональных финансов государство осуществ¬ляет выравнивание уровней экономического и социального раз¬вития территорий, которые в результате исторических, геогра¬фических, военных и других факторов и условий отстали в своем экономи¬ческом и социальном развитии от других районов страны, поэтому для ликвидации этой отсталости разрабатываются региональные программы, финансирование на которые осуществляется из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио¬нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули¬рующих доходов.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, которое находится в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, которые распределены к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. В доходах региональных бюджетов основную долю занимают поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступле¬ния в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%, из которых наиболее весомыми являются следующие: налог на имущество предприятий, доходы от государственной собственности, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества, и поступления от целевых бюджетных фондов .
Основными направлениями использования финансов региональных бюджетов выступают следующие:
-обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-обслуживание и погашение государственного долга субъ¬ектов Российской Федерации;
-проведение выборов и референдумов субъектов Россий¬ской Федерации;
-обеспечение реализации региональных целевых программ;
-формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
-осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
-содержание и развитие предприятий, учреждений и орга¬низаций, находящихся в ведении органов государствен¬ной власти субъектов Российской Федерации;
-обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
-оказание финансовой помощи местным бюджетам;
-обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
-компенсация дополнительных расходов, возникших в ре¬зультате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд¬жетных доходов местных бюджетов.
Главное место в расходах занимают финансовые средства, выделенные на народное хозяйство (промышленность, энерге¬тика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транс¬порт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте стоят расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохране¬ние и физическая культура, социальная политика), а третье место занимают расходы на управление и содержание правоохранительных органов .
Финансовые возможности регионов и муниципальных образований зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их соци¬ально-экономического развития, структуры и специализации хо¬зяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансирован¬ности межрегиональных связей. Однако независимо от этого реги¬оны должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредст-венно зависит от эффективности работы всего хозяйства региона и оптимального распределения ответственности между государст¬венными органами управления.
Таким образом, можно сказать, что региональные финансы составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ .
1.2. Региональная финансово-бюджетная политика РФ
Под финансово-бюджетным регулированием понимается процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доход¬ной базы местных бюджетов, которое осуществляется с учетом го¬сударственных минимальных социальных стандартов .
Финансово-бюджетное регулирование осуществляется органами го-сударственной власти Российской Федерации, ее субъектов для обеспечения минимальных местных бюджетов необходи¬мыми доходами, определения источников финансирования рас¬ходов, связанных с экономическим и социальным развитием муниципальных образований, а также расходов органов мест¬ного самоуправления на выполнение ими отдельных госу¬дарственных полномочий и задач.
Региональ¬ные органы власти в современных условиях все в большей степени должны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не¬производственной сфер на вверенных в управление территориях. Зна¬чительно возрастает их координационная функция в экономиче¬ском и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-мических и социальных процессов, когда функ¬ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов постоянно усиливается, а сфера их использования расширяется.
При определении перспектив развития финансово-бюджетной базы региона следует исходить из того, что эко¬номические и социальные проблемы должны решаться за счет заработанных и привлеченных в регион средств при невмешательстве вышестоящих органов в органи-зацию, финансовых отношений и потоков финансовых ресурсов административными методами.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-мических и социальных процессов, так как значительная часть функ¬ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным и поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Государство через региональные бюджеты проводит экономическую политику за счет предоставления регио¬нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов, за счет чего и осуществляется финансирование различных отраслей экономики региона.
Полномочия отдельных субъектов РФ установлены Конституцией РФ согласно норм о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // http://duma.gov.ru/news/55446/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года № 230-ФЗ (в редакции от 05.12.2022 года) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/a68c2e03d7967da86ff598906972cd025196845e/2. Бюджетный кодекс РФ от 7 июля 2017 г. № 123-ФЗ//Российская газета, №138 от 12.07.2017.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)// https:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_19702/
4. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 23.12.2022 №185-ФЗ. //СЗ РФ от 12.02.22. ст.5467.
5. Приказ министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 17.12.2020 № 153 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Кировской области».
6. Приказ министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 03.09.2020 № 119 «О внесении изменения в приказ министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 № 117».
7. Приказ министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 09.07.2020 № 104 «Об утверждении плана проверок».
8. Приказ министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 03.06.2020 № 94 «О начале приема документов на предоставление субсидии из областного бюджета организациям потребительской кооперации, созданным в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" на возмещение части затрат, связанных с приобретением специальных транспортных средств для осуществления развозной торговли».
9. Агапова О.И. Налоговая политика государства. М.: Приор, 2017. – 230 с.
10. Адамов А.Д., Иванова Л.И. Практическое пособие по банковской деятельности. – М.: Экономика и финансы, 2020.- 216 с.
11. Батракова Л.Г. Бюджет. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2019. – 324 с.
12. Белых Л.П. Налоговые реформы в России. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. – 118 с.
13. Богданова О.М. Оптимизация бюджетного планирования. – М.: Финстатинформ, 2019. – 212 с.
14. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление в бюджетной сфере. – М.: Приор, 2019. – 318 с.
15. Беляков Ф.Т. Бюджетирование. М.: Питер, 2020. – 200 с.
16. Габричидзе О.Л. Финансовое право. М.: Юнити, 2017. -349 с.
17. Елизаров Р.П. Основы бюджетирования. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
18. Ефимова Л.Г. Финансовое право. Учебное и практическое пособие. – М.: Издательство БЕК, 2019. – 314 с.
19. Жданова С.П. Основы бюджетирования. М.: Омега-Л, 2020. – 440 с.
20. Исаев А.М. Практика бюджетного управления и финансового анализа. – М.: АО Арго, 2020. – 110 с.
21. Камионский С.А. Наука и искусство управления финансовой сферой. – М.: МГУ, 2020. – 240 с.
22. Касаткин Т.В. Бюджет и бюджетирование. – М.: Логос, 2018. – 316 с.
23. Костерина Т.М. Бюджетный федерализм. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2019. – 218 с.
24. Колесников В.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2017. –115 с.
25.Лаврушин О.А. Бюджет. М.: Юнити, 2016.- 367 с.
26. Пансков В.Г. Бюджет и бюджетирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2018. - 295 с.
24. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных учреждений. М.: Юнити, 2019. – 195 с.
27. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2019. - 230 с.
28. Скворцов О.В. Бюджетный процесс. Экспресс-курс.- М.: Дело и сервис, 2018. – 310 с.
29. Черников А.Д. Бюджет и бюджетирование. М.: Владос, 2020. – 290 с.
30. Юткина А.Д. Бюджетный процесс. М.: Приор, 2020. – 288 с.
31. Янкель Ф.Э. Бюджетный федерализм и бюджетная система России. М.: НОРМА, 2019. – 387 с.