Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии.
Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.
В системе представлений о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века - институт земского сословного представительства и других органов государственной власти русского централизованного государства.
Целью настоящей работы является характеристика той формы правления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при Иване Грозном.
Задачи:
- рассмотреть общественный и государственный строй сословно-представительной монархии в России;
- проанализировать органы управления сословно-представительной монархии в России;
- подвести итоги по исследуемому материалу.
Объектом исследования является российское государство XVII века, его переход, от сословно-представительной к абсолютной монархии.
Предметом исследования в рамках данной работы является Центральная власть в России в XVII веке. Исследование посвящено изучению эволюции сословного представительства, Земских соборов, Системы приказов и абсолютизма.
В современной исторической науке анализу различных аспектов, процессов становления и развития сословно-представительной монархии в Российском государстве в XVII веке посвящено значительное количество исследований.
Данная работа основывается на основополагающем принципе историзма, который позволяет видеть исторические процессы и события в их реальном развитии и взаимосвязи, так и принципом объективности, который ориентирует исследователя на всесторонний адекватный анализ и оценку фактов в их совокупности и целостности. Использовались сравнительно-исторический и ретроспективный методы, методы сопоставления, анализа и обобщения различных научных взглядов и гипотез.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ
1.1. Общественный строй
Середина XVI века. Российское государство вступает в эпоху монархии, представителя нового исторического класса. Классовая представительная монархия - один из важных этапов истории феодального государства и права, связанный с соответствующим периодом зрелого феодализма. Классовая представительная монархия — это форма феодального государства, сочетающая в себе как власть монархов, так и функции классовых представительных институтов.
В России того периода, когда существовала сословно-представительная монархия, власть монарха основывалась на сословно-представительных учреждениях, которые отражали интересы различных слоев общества, в первую очередь господствующих. Это тип власти отличался от типов власти других европейских стран. В России фактическая власть монарха не была ограничена представительским органом, что свидетельствовало о доминировании централизованного самодержавия, которое в то время опиралось на местных воевод и систему приказов.
В период сословно-представительной монархии изменилась и система местного самоуправления. Изменения в системе местного управления соответствовали целям самодержавия - расширить свою социальную базу за счет привлечения к управлению на местах лиц служилого сословия, т.е., была цель установления сословно-представительного управления не только в центре, но и на местах. Напомним, что в XV в. местное управление находилось в руках наместников и волостелей, которые являлись представителями боярского сословия. Наместники правили городами и подгородными станами. Волостели управляли волостями.
Принято считать, что в России период сословно-представительной монархии начинается с середины XVI в., когда в период правления царя Ивана Грозного начинают собираться Земские соборы. Их появление объясняется тем, что государственная власть в борьбе за централизацию и против сепаратистских устремлений была вынуждена опираться не только на господствующие сословия (бояр, духовенства, дворян), но и на верхушку городского населения.
Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, в первую очередь к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой монарха в этот период служило дворянство.
Феодалы играют важную роль в экономике страны. Монарх является крупнейшим феодалом, и его экономическая мощь была усилена опричниной.
Это привело к тому, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал как поместный фонд, что позволило привлечь на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В это время в руках монарха сосредоточились и другие богатства.
Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская арис¬тократия. Она состояла из двух основных групп. Первую груп¬пу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои преж¬ние политические привилегии, но сохранившие до введения оп¬ричнины прежнее экономическое значение.
Сословная монархия — это форма общественного строя, характерная для многих европейских государств в разные исторические периоды. В рамках сословной монархии общество делится на несколько сословий, которые имеют определенные привилегии, обязанности и социальный статус.
В Земских соборах XVI-XVII века принимали участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Повод для созыва Земских соборов мог быть таким:
• 1566 год – вопрос о продолжении Ливонской войны.
• 1649 год – принятие нового свода законов, его назвали “Соборное Уложение”.
• 1653 год – вопрос об объединении с Украиной.
• 1684 год – вопрос о вечном мире с Польшей.
Таким образом, последний созванный Земский собор пришелся на период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I. В годы его самостоятельного царствования, с 1689 по 1725, на смену сословно-представительной монархии пришел абсолютизм и новые органы власти – Синод, Сенат, коллегии.
В современном мире концепция сословной монархии обычно ассоциируется с устаревшими и неравноправными формами общественной организации. Современные общества стремятся к равенству перед законом, уважению прав человека и социальной справедливости, поэтому идеи сословной монархии чаще всего рассматриваются как архаичные и несовременные.
По большей части это была знать, хотя и находилась под властью феодалов. У них были общие интересы с боярами, но, в отличие от бояр, у них также были свои собственные потребности, которые иногда противоречили их собственным. Мелкие феодалы хотели новых земель и стремились поработить крестьян, поэтому они поддерживали монарха и его агрессивную внешнюю политику.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 году оно было отменено.
Понятие подданства в России в XVI-XVII веках было связано с феодальной системой, где феодалы, включая церковь, имели огромные земельные владения и богатства. Феодалы потеряли привилегию выбирать, служить или не служить великому князю, и вместо этого они были обязаны платить дани и повинности монарху.
Основными феодалами в то время были церкви с большими земельными владениями и богатствами. Были обширные земли, на которых крепостные работали в монастырях и других церковных организациях.
Монарх пытался ограничить владение церковными землями, но все эти попытки потерпели неудачу. Церковь продолжала накапливать богатство, и только в 1581 году Иван IV смог наложить некоторые ограничения на рост церковной собственности на землю.
Согласно источникам, в годы разрухи, вызванной Опричниной и войной, началось массовое бегство крестьян от своих хозяев. Раньше крестьяне были привязаны к земле фермами и редко использовали возможности, предоставляемые законом, чтобы переходить от одного феодала к другому в День Святого Георгия. Но перед лицом разорения жители деревни в поисках лучшего места начали покидать свои земли.
Это создало правовую основу для поиска беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу дека, в 1597 году был издан указ о фиксированном годе, то есть ограниченной продолжительности таких споров. Первоначально срок давности составлял 5 лет, но в него несколько раз вносились поправки, пока закон Совета 1649 года не отменил фиксированный шрифт и не разрешил искать беглецов на неопределенный срок.
Рабов было меньше, чем раньше, но рабы все еще были. AMI. Их правовой статус остался прежним.
К ним присоединилась новая категория зависимого населения — объединенные люди. Они состояли из вольноотпущенников (в основном из крестьян, потерявших свои земли).
Согласно источнику для того, чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия, такие как достижение определенного возраста, свобода от крепостной зависимости и государственной службы.
Холопы, посаженные на землю, назывались страдниками. Они занимались обработкой земель господина на основе барщины. Страдники, не имеющие собственного хозяйства, не были заинтересованы в своей работе, поэтому к барщине все больше стали привлекать крестьян. В это время окончательно сформировалась система барщины, которая существовала параллельно с оброчной системой.
Таким образом, в рассматриваемый период происходит дальнейшее закрепощение зависимого населения, выражающееся в оформлении кабальных грамот и привлечении крестьян к барщине наряду с холопами-страдниками.
Согласно источнику, во второй половине XVI и XVII веков продолжается рост городов, ремесла и торговли, что приводит к значительному увеличению численности посадского населения. В XVII веке посадские люди были прикреплены к посаду.
Растет купечество, которое имело привилегии, такие как освобождение от ряда повинностей. В городах намечается четкое разделение на купечество и "черных" людей, к которым относились ремесленники и мелкие торговцы.
Кроме "черных" слобод в посадах существовали "белые" слободы и дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны "черных" людей. Соборное Уложение 1649 года упразднило "белые" слободы.
Таким образом, в рассматриваемый период наблюдается рост городов и посадского населения, формирование купечества как привилегированной группы, а также противоречия между "черными" и "белыми" слободами, которые были разрешены Соборным Уложением 1649 года.
1.2. Государственный строй
Переход к сословно-представительной монархии в России ознаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, важнейшим из которых стало возникновение представительных органов. При этом и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.
Сословная монархия – это форма правления, характеризующаяся разделением общества на различные сословия с определенными привилегиями и обязанностями. В такой системе общество обычно делится на три основных сословия: дворянство, духовенство и крестьянство (или городские обыватели).
Дворянство обычно составляло верхний слой общества и владело землей, имело привилегии в сфере суда и участия в управлении государством.
Духовенство имело особое положение в обществе, занимаясь духовными делами, образованием и иногда участвуя в политической жизни.
Крестьяне и городские жители, с другой стороны, обычно оказывались в зависимом положении, лишены политических прав и имели ограниченные социальные возможности.
В сословной монархии основные принципы управления строились на идее, что каждое сословие имеет свою специфическую роль в обществе и должно соблюдать свои обязанности. В то же время, сословная монархия обычно характеризовалась ограниченными возможностями для социальной подвижности, что означало, что статус индивида определялся его принадлежностью к определенному сословию.
Сословные различия в монархии также способствовали сохранению социальной и экономической неравности, что могло привести к социальным конфликтам и потенциальной нестабильности в обществе. Поэтому многие страны со временем отказывались от сословной монархии в пользу более демократических и равноправных форм управления.
В современном мире концепция сословной монархии обычно воспринимается критически и ассоциируется с устаревшими и несправедливыми формами управления. Современные общества стремятся к инклюзивности, равенству перед законом и защите прав человека, что делает сословную монархию несовместимой с современными ценностями и принципами правового государства.
Характерная черта сословно-представительной монархии — активное взаимодействие монархии с основными сословиями общества, при этом само наличие сословий может рассматриваться как типичный признак феодализма.
По мнению Глазкова Л. В., в этот период «система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях — «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямой, но и обратной связи между ними... Сословный строй феодальных государств. предполагал членение самих сословий на отдельные, чаще всего самоуправляющиеся структуры. Именно через них человек средневековья включался во всю систему сословно-представительного государства».
Таким образом, Боярская дума продолжала играть важную роль в государственной власти, ограничивая монарха и защищая привилегии знати.
Введение опричнины не смогло изменить ситуацию, и Боярская дума продолжала играть важную роль в государстве, особенно после смерти Бориса Годунова.
Земский совет стал принципиально новым высшим государственным учреждением, позволяющим императору привлекать к управлению государством определенные круги знати и сельское население. Земский совет был необходим для поддержки крупных событий, таких как война монарха или поиск новых доходов. Опираясь на Земский совет, император мог проводить через них соответствующую политику, даже если это противоречило воле Боярской думы.
Первый собор, названный собором примирения, был созван в 1549 году царем и феодалами, которые были напуганы восстанием горожан в Москве.
Это позволило господствующей верхушке несколько утихомирить недовольных, создавая видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.
Таким образом, земские соборы стали важным инструментом для царя, позволяя ему привлекать к управлению государством различные слои населения, а не только бояр и дворян. Это позволяло монарху вести политику,