Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день ученые все больше акцентируют внимание на различия социальных установок у мужчин и женщин.
Одной из главных проблем социальной психологии является ответ на вопрос о том, как человек реализует и воспроизводит накопленный опыт. Социальная установка в социальной психологии понимается как "определенное расположение духа индивида, в соответствии с которым тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организуются с учетом социального объекта"[2]. Установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры индивида и как элемент социальной структуры.
Чаще всего среди ученых встречаются представления о понятии "социальная установка" как односторонней психологической связи человека с людьми, а также с любыми объектами и явлениями окружающей действительности. Понятие "установка" было введено в социальную психологию У. Томасом и Ф. Знанецким. Они определили социальную установку как процесс переживания человеком значимости социального объекта [1].
На сегодняшний день психологи всё больше акцентируют своё внимание на изучении гендерных отличий в представлении мужчин и женщин, а также любовных переживаний юношей и девушек. Традиционные взгляды на функции юношей и девушек в социуме изменились. Юноши и девушки осваивают новые виды деятельности и проявляют себя в разных социальных ролях, формируя определенное отношение к любовному взаимодействию с противоположным полом, ориентируясь на свои приоритеты и потребности. Интимно-личностная сфера является главным побудителем для самореализации и раскрытия личностных ресурсов, осознания своей общности с партнером.
Изучение социальных установок у мужчин и женщин актуально в связи со сменой гендерных стереотипов и размыванием гендерных границ. Важность изучения гендерных характеристик личности представляется в осознании особенностей людей разных гендерных типов и в устранении недопонимания в любовных отношениях девушек и юношей в соответствии с их измененными гендерными установками.
Изучение тендерных особенностей социальных установок молодежи, дает возможность глубже проникнуть в структуры ее ценностного пространства, расширить научные знания о данном возрастном периоде жизни человека. Такие исследования имеют особую значимость, поскольку молодежная группа через несколько лет будет определять характер социальных отношений в нашей стране, и от этого в значительной степени зависит ее развитие.
Изучение социальных установок требует отдельного изучения, поскольку человек не рождается с готовым набором социальных установок, а развивает их по мере взросления. Установка формируется не только на основе собственного опыта человека, но и на опыте, полученном от других людей.
Актуальность данного исследования обусловлена не только современными реалиями, но и тем обстоятельством, что в отечественной социологии тендерная специфика социальных установок молодежи изучалась недостаточно.
Объект исследования: социальные установки
Предмет исследования: особенности аффективного компонента социальных установок о реальном партнере у девушек и юношей
Цель исследования: выявить особенности аффективного компонента социальных установок о реальном партнере у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы предположили, что существуют различия в социальных установках об идеальном партнере между юношами и девушками:
• в аффективном компоненте образ реального партнера для девушек представлен стереотипом о том, что мужчина должен быть твёрдым снаружи и мягким внутри;
• у юношей в аффективном компоненте социальной установки образ реальной партнерши представлен стереотипом о том, что женщина должна быть мягкой снаружи и твёрдой внутри.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме социальных установок личности.
2. Выявить особенности аффективного компонента социальных установок у девушек.
3. Выявить особенности аффективного компонента социальных установок у юношей.
4. Сравнить особенности аффективного компонента социальных установок у девушек и юношей.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения У. Томаса и Ф. Знанецкого, согласно которым аттитюд или социальная установка - это состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (2001); определение аттитюда Г. Олпорта, в котором он описывает социальную установку как состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (1979); определение социальной установки Д.Н. Узнадзе, согласно которому это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность (1951).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Психодиагностические методы:
• Методика диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик (представляет собой модификацию интерперсональной диагностики Т. Лири).
3. Методы математической статистики: статистический пакет SPSS Statistics 22: U-критерий Манна-Уитни.
Характеристики выборки:
Для формирования выборки мы воспользовались стратегией рандомизации, которая позволила нам выделить 2 экспериментальные группы юношей и девушек, состоящих между собой в добрачных отношениях и имеющих небольшой стаж отношений от 1 года до 3 лет. В первую группу вошли 30 девушек, во вторую группу вошли 30 юношей. Средний возраст первой группы составил 20,9 лет. Средний возраст второй группы составил 22,3 года.
Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов в системе образования для установления проблемных областей в сфере отношений у девушек и юношей и, как следствие, углубления направления работы для коррекции этих областей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
1 Теоретико-методологические основы изучения влияния аффективного компонента социальных установок о реальном партнере у юношей и девушек
1.1. Социально – психологические исследования феномена социальной установки
Впервые изучение отношения как аспекта личности было рассмотрено Д.Н. Узнадзе. Наличие потребности и ситуаций вызывает определенное состояние, которое характеризует его склонность, направленность и готовность к совершению определенных действий. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку как видоизменение живого существа, соответствующее объективному ходу вещей, как особое состояние личности, ее режим в конкретных условиях [2]. Это личностный фактор, особая определенность личности в данный момент. Д.Н. Узнадзе выделял следующие формы взаимосвязи человека с действительностью:
• формы связи живого организма с предметами внешнего мира;
• формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
• форма сознательного отношения человека к действительности.
В.А, Ядов дополнил теорию Узнадзе, он выделил диспозиционно-установочные явления. Взяв за основу положение Д. Н. Узнадзе о том, что установка — это целостное личностное состояние готовности, сонастройки к поведению в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности [2]. Ядов проанализировал все составляющие этой системы. В триаде Д. Н. Узнадзе ситуация— потребность—установка В. Ядов понятие установки заменил понятием диспозиции. Все три компонента этой системы являются иерархическими образованиями.
Итак, социальная установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к поставленным целям или задачам и выражается в избирательной мобилизации и готовности к деятельности, направленной на их реализацию. Социальная установка предназначена для объяснения всего социального поведения человека, то есть того, как он воспринимает окружающую его действительность, почему он поступает так, а не иначе в конкретных ситуациях, каким мотивом он руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, на каких основаниях он выбирает способ действия и т.д. [1].
В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
В 1935 году Г. Олпорт создал обзорную статью, посвященную проблеме изучения установок, в которой он насчитал 17 определений этого понятия [2]. Из этих семнадцати определений были выделены те черты установки, которые были отмечены всеми исследователями. Аттитюд в окончательном варианте всеми понимался как: конкретное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, структурированное на основе предыдущего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение [1].
Социальные установки являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и часто противоречивыми компонентами сложной системы. Система социальных установок осуществляет функцию контроля социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальным окружением во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной реальности неминуемо обуславливает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот феномен дает нам возможность объяснить, в частности, проблему несоответствия между вербально выраженным социальным отношением и реальным поведением человека которая уже давно обсуждается в социальной психологии [12]. Из-за несоответствий внутри системы социальных установок возникли некоторые дополнительные понятия, которые отражают не различную природу самих установок, а лишь причины противоречий между ними.
М. Смит в 1942 году выделил три компонента социальной установки: когнитивный, аффективный и поведенческий [9].
Понятная структура социальной установки дает нам возможность выделить две ее важные модификации - стереотип и предубеждение. Они отличаются от обычной социальной установки, прежде всего, содержимым своего познавательного компонента.
Стереотип — это общепринятое мнение с застывшим, зачастую поверхностным содержанием когнитивного аспекта. Под стереотипным мышлением понимается ограниченное, узкое или устаревшее представление человека о определенных аспектах реальности или о взаимодействии с ними. [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтунина И. Р. Социальная психология. М.: Юрайт. 2024. 410 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — М.: Аспект Пресс. 2022. 363 с.
3. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1069-1071. — URL https://moluch.ru/archive/62/9405/ (дата обращения: 28.01.2018).
4. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001
5. Бубнов, Ю.М. Идеальные образы мужчины и женщины в сознании современной молодежи, Социология половых различий и супружеской совместимости, Минск. 1998, с. 45-63
6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / М.: Изд-во: МГУ, 1987. – 63–64 с.
7. Дадаева Т.М., Фудин А.Ф. Представления о маскулинности современных юношей (на примере студентов-первокурсников)// СОЦИС, 2013. №6. С.105
8. Ефлова М.Ю. Гендерная социология: учебно-методическое пособие/М.Ю. Ефлова, К.А. Гарина. – Казань: Издательство Казанского университета, 2023 – 48 с.
9. Залевский, Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10661-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517855 (дата обращения: 18.02.2024).
10. Ильин Е. П. Психология любви. — СПб.: Питер, 2013 — С. 22 —336 с.
11. Клецина, И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен : монография / Е.В. Иоффе, И.С. Клецина .— М. : Проспект, 2017 — 144 с.
12. Коломиец О.В., Марченко А.И., Анализ теоретических подходов к определению социальных установок в зарубежной и отечественной психологии // Научные труды КубГТУ. – 2017 –№ 6 – С. 132.
13. Марютина Т. М. Дифференциальная психология. — М.: Юрайт. 2024. 516 с.
14. Немов Р. С. Общая психология. Психология личности. — М.: Юрайт. 2024. 941 с.
15. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие /Р.Г. Петрова. – 6-е изд. – М.: Дашков и К°, 2014 – 272 с. ISBN 978-5-394-02223-4. URL: https://znanium.com/catalog/product/1093190 (дата обращения: 16.03.2023).
16. Родионов, Г. А., Озерина, А. А. Образ идеального партнера в представлениях молодежи [Текст] / Г. А. Родионов, А. А. Озерина // Artium Magister. — 2019. — № . — С. 1-3.
17. Гуревич П. С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся [Текст] / Изд-во: Мир психологии, 2010. – № 2. – 268–270 с.
18. Страхов А. И. Эволюция образов пола и любви в отечественной культуре XIX-XX столетий [Текст] / Изд-во: Научные ведомости БГУ, 2012. – № 9. – 81–84 с.
19. Бодалев А. А. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональные аспекты [Текст] / СПб.: Изд-во: Речь, 2005. – 323 с.
20. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии [Текст] / М.: Изд-во: Просвещение, 1987. –146-152 с.
21. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Изд-во: Социологические исследования, 2000. – 17 с.
22. Кон И. С. Введение в сексологию: учеб.пособие [Текст] / М.: Изд-во: Олимп, 1999. – 320 с.
23. Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор: учебное пособие для высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 "Психология" [Текст] / М.: Изд-во: Российское психологическое общество, 1999. – 144 с.
24. Hovland C.I. Communication and persuasion / C.I. Hovland, I.L. Janis, H.H. Kelly.NewHaven - London: Yaleuniversitypress, 1964. 315 p.
25. Лири Т.Ф. Методика диагностики межличностных отношений[Электронный ресурс]: сайт. URL:https://gc-pmss.ru/files/pdf2017/diagnostika_mezhlichnostnih_otnoshenij.pdf(дата обращения: 19.02.2023).
26. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений [Электронный ресурс]: сайт. URL:https://miu.by/kaf_new/mpp/037.pdf(дата обращения: 10.05.2023).