Фрагмент для ознакомления
2
Одним из конституционных принципов, которые определяют систему демократического управления в государстве и обществе является местное самоуправление. Местное самоуправление, его самостоятельность в принятии решений на местном уровне и место в системе народовластия способно отразить степень демократизации общества в целом и путь развития, по которому движется то или иное государство в конкретный исторический промежуток времени.
Местное самоуправление играет важную роль в современном обществе. Оно является одним из инструментов демократизации и децентрализации власти, позволяющим жителям территории участвовать в управлении своими делами и принимать решения, важные для местного населения. Одной из основных принципов местного самоуправления является принцип субсидиарности, согласно которому задачи должны решаться на более низком уровне управления, когда это возможно и эффективно. Это позволяет более точно учитывать интересы местных жителей и решать их проблемы на местах. Таким образом, местное самоуправление играет важную роль в общественной жизни, позволяя жителям территории участвовать в управлении своими делами, формировать общественные ценности и обеспечивать жизнеспособность местного населения.
Цель исследования – изучение местного самоуправления как ветви публичной власти.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть правовые основы местного самоуправления как ветви публичной власти в России;
- исследовать проблемы и перспективы развития местного самоуправления как ветви публичной власти в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации местного самоуправления.
Предметом исследования является совокупность правовых норм регулирующих законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных актов органов местного самоуправления.
Теоретической основой при написании работы послужили работы Авакьян С. А., Васьковой Д. Н., Лебедева Ю. Н. и других.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Формированию концептуальных подходов о сущности местного самоуправления, его места и роли в системе общественных отношений положили труды видных отечественных исследователей дореволюционного периода: В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Пешкова, К.А. Пажитнова, Б.Н. Чичерина.
А.И. Васильчиков и В.Н. Пешков – представители «общественной» теории – опирались на наличие двух видов публичной власти: государственной, осуществляемой государственными органами и органами местного самоуправления, исходящей от населения и (или) непосредственно созданными им органами, через которые выражается круг интересов, проживающих на территории, на которой реализуется власть местного самоуправления. А.И. Васильчиков прямо указывал, что под самоуправлением необходимо считать такой порядок внутреннего управления, при коем местные дела и должности решаются и назначаются местными жителями – земскими обывателями. При этом он обращал, внимание, что «местные дела» и «местные должности» противостоят делам и должностям государственным.
Н.М. Коркунов, характеризуя эту теорию, обращал внимание, что общественная теория местного самоуправления противопоставлена государству, общественные интересов противопоставлены политическим, и считал необходимым, чтобы «…общество и государство, каждое ведало только своими собственными интересами» .
А.Д. Градовский провел разграничение понятий «децентрализация» и «самоуправление». По его мнению, никаких особых местных дел, местных задач, отличающихся по сути своей от государственных задач, не существует. Поэтому нет у местных органов особой собственной компетенции. Все полномочия они получают от государства, являющиеся государственными, а соответственно, органы местного самоуправления, по мнению А.Д. Градовского, имеют государственную природу .
В России к числу сторонников юридического направления государственной теории относились профессор Н.М. Коркунов и Б.Н. Чичерин, считающие, что главное отличие самоуправляющихся общин – в их особом корпоративном статусе. По их мнению, органы местного самоуправления являются особыми субъектами права, вступающими с государством в особые юридические отношения, органы самоуправления реализуют функции государственного управления, но при этом являются юридическими лицами, учреждаемыми общинами или территориями.
Поэтому местное самоуправление занимает пограничное состояние между государством и обществом, соединяющее их между собой.
Таким образом, в местном самоуправлении соединились «общественные» и «государственные» начала. Основываясь на таком синтезе, можно утверждать, что местное самоуправление «встраиваемо» и должно быть «встроено» в государственную власть, но лишь до определенной степени. Вопрос в том, чтобы правильно определить степень этой «встраиваемости». Местное самоуправление в Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопросы местного значения. Но в то же время местное самоуправление признается уровнем публичной власти, его решения являются общеобязательными. Местное самоуправление согласно новому российскому законодательству очень тесно связано с системой органов государственной власти, прежде всего уровня субъектов Российской Федерации. По сути, оно становится не только связующим звеном между гражданским обществом и государством, но и представителем государства на местном уровне, реализующим от имени этого государства властные полномочия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2019.– № 31. – Ст. 4472.
4. Баштовая Д.Ю. Проблема развития местного самоуправления в современной России / Д.Ю. Баштовая // В сборнике: Астраполис: Астраханские политические исследования. Ежегодник кафедры политологии Астраханского государственного университета. Астрахань. - 2021. - С. 23-27.
5. Васькова Д.Н. Проблемы развития местного самоуправления в Российский Федерации и пути их решения / Д.Н. Васькова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 5-1 (33). - С. 346-348.
6. Васькова Д.Н. Проблемы развития местного самоуправления в Российский Федерации и пути их решения / Д.Н. Васькова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 11 (39). - С. 431-434
7. Головцова С.С. Взаимодействие органов местного самоуправления и местных граждан: проблемы и пути их решения / С.С. Головцова // Символ науки: международный научный журнал. - 2018. № 10. - С. 24-27.
8. Зотов В.Б. Анализ особенностей местного самоуправления в городах субъектах РФ / В.Б. Зотов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2020. - № 10. - С. 16-20.
9. Лебедева Ю.Н. Проблемы правового развития муниципальных образований и институтов местного самоуправления / Ю.Н. Лебедева // В сборнике: Дальневосточные юридические научные чтения. сборник статей научно-практической конференции, посвященной 80-летию юридического факультета. Под научной редакцией М. Г. Никитенко, ФГБОУ ВО "Хабаровский государственный университет экономики и права". - 2019. - С. 106-109.
10. Лесовик А.Ф. К вопросу о территориальном общественном самоуправлении / Лесовик О.А. // В сборнике: Синтез наук в конкурентной экономике (проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России). Сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Воронеж. - 2021. - С. 106-116.
11. Ляпаева А.С. Современное правовое понимание местного самоуправления в Российской Федерации / А.С. Ляпаева // В сборнике: Новые юридические исследования. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза. - 2020. - С. 24-26.
12. Мирзаев М.А. Вопросы реформирования местного самоуправления в России / М.А. Мирзаев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2019. - Т. 34. - № 3. - С. 90-95.
13. Мкртчян Е.С. Перспективы развития института местного самоуправления и проблемы его реализации в Российской Федерации / Е.С. Мкртчян // В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах. сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием. Москва. - 2021. - С. 449-453.
14. Муцалов Ш.Ш. Сущность и направления совершенствования некоторых форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления / Ш.Ш. Муцалов. // Известия Чеченского государственного университета. - 2021. - № 3 (23). - С. 147-151.
15. Прудников А. С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учебное пособие / Маюров Н. П., Н. Д. Эриашвили [и др.] ; под ред. А. С. Прудникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2021. – 337 с.
16. Рахманов О.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации / О.С. Рахманов // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2019. - Том 4. - №1. - C. 50.
17. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации» на 1 января 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13263.
18. Чернобровенко А.Л. Проблемы развития органов местного самоуправления в Российской Федерации / А.Л. Чернобровенко // В сборнике: Научно-техническому и социально-экономическому развитию Дальнего Востока России. Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Д.К. Брагера, И.И. Литвинова. - 2019. - С. 134-139.
19. Шепилова А.Р. Понятие и сущность местного самоуправления / А.Р. Шепилова // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95585.
20. Широков А.Н. Проблемы развития местного самоуправления на современном этапе: взгляд муниципального сообщества / А.Н. Широков // Муниципальная академия. - 2020. - № 4. - С. 74-79.