Фрагмент для ознакомления
2
Данное исследование направлено на выяснение сложной взаимосвязи между условиями жизни студенческой молодежи и последующей реализацией профессиональных и жизненных стратегий в российском контексте; эта тема имеет большое научное и общественное значение. Научная проблема, лежащая в основе данного исследования, связана с ключевым влиянием среды проживания на способность студентов формировать и реализовывать свои жизненные и карьерные планы. Актуальность исследования обусловлена растущим пониманием того, как пространственные и материальные условия пересекаются с результатами обучения и психологическим благополучием, формируя тем самым траектории молодых людей в высших учебных заведениях.
Проблемное поле исследования охватывает широкий спектр: от непосредственного физического окружения студенческих общежитий до более широких социально-экономических рамок, лежащих в основе образовательных стратегий (разнообразные условия окружающей среды; различный уровень доступа к ресурсам; неравные экономические условия). Эти элементы объединяются в динамичную матрицу, которая влияет на академическое и личностное развитие студентов. В данном исследовании используется целый ряд научных подходов – количественные показатели, качественный анализ и смешанные методологии – для анализа этих взаимодействий. Интегрируя теоретические парадигмы с эмпирическими исследованиями, исследование стремится выявить скрытые структуры и явные тенденции, определяющие студенческий опыт в российских университетах.
Объект и предмет исследования: Объектом исследования являются условия проживания в студенческих общежитиях российских вузов, а предметом – многоаспектное влияние этих условий на формирование и реализацию профессиональных и жизненных стратегий студентов. Цель и задачи исследования: Целью данного исследования является систематическое изучение роли, которую играет среда проживания в формировании будущего студентов, а также выявление взаимосвязи между качеством условий проживания и эффективностью стратегического планирования студентов; основной задачей, т.о., является тщательное изучение того, как изменения в условиях проживания могут способствовать или препятствовать актуализации устремлений студентов, а вторичные цели включают в себя определение ключевых факторов – экологических, экономических и социальных – которые способствуют или препятствуют оптимальному развитию этих стратегий. Используя лонгитюдный подход, дополненный кросс-секционным анализом, с помощью которого сравниваются и сопоставляются данные, полученные за различные периоды времени и в различных университетских условиях, исследование стремится предложить всеобъемлющий обзор преобладающих условий и их последствий.
Научная новизна исследования и гипотеза исследования: В данном исследовании, в рамках неизученных территорий, представлена новая аналитическая схема, в которой сопоставляются социологические и психологические измерения для оценки влияния условий проживания на стратегии студентов; в то время как предыдущие исследования фокусировались преимущественно либо на результатах обучения, либо на психологическом благополучии, данное исследование объединяет эти перспективы, тем самым освещая сложное взаимодействие между физической средой и когнитивно-аффективными процессами в образовательных учреждениях. Гипотеза предполагает, что улучшенные условия проживания в студенческих общежитиях положительно коррелируют с более эффективной реализацией профессиональных и жизненных стратегий, исходя из предположения, что улучшенные физические условия способствуют лучшему психологическому состоянию и академической активности. Методология исследования, включающая многомерный анализ, синтезирующий элементы экологической психологии и социологии образования, позволяет не только подтвердить эту гипотезу, но и определить конкретные атрибуты условий проживания, которые оказывают наибольшее влияние, тем самым предоставляя практические выводы, которые могут изменить политику и практику в сфере высшего образования.
Методологическая основа исследования построена на прочном фундаменте социологических и психологических теорий и практик, объединяющем множество идей, почерпнутых из фундаментальных работ в этой области. Основным направлением данного методологического подхода является использование многогранной аналитической линзы, опирающейся на строгие эмпирические рамки и теоретический вклад таких известных ученых, как Т. Гаврилюк, С. Халикова, Е. Черкашов, Л. Гуляева и других. Такая эклектичная методологическая база позволяет всесторонне исследовать динамическое взаимодействие между условиями жизни и личностным и профессиональным развитием студенческой молодежи.
Начнем с того, что Т. Гаврилюк (2021) подчеркивает важность моделей жизненного пути для понимания профессиональных траекторий российской молодежи, что указывает на необходимость рассмотрения лонгитюдных данных в нашем анализе; эту точку зрения подкрепляет С. Халикова (2021), которая фокусируется на жизненных стратегиях студентов в дальневосточных приграничных районах, предоставляя географический и культурный контрапункт, обогащающий наше понимание регионального разнообразия в студенческом опыте. Кроме того, Е. Черкашов и Л. Гуляева (2020) вносят вклад в наше понимание жизненных траекторий молодых людей через исследование социальных проблем, тем самым предлагая социально-политическое измерение анализа.
Опираясь на эти основы, Г. Жукова (2021) дает представление о жизненных приоритетах российских студентов, подчеркивая важность согласования образовательных стратегий с этими приоритетами для повышения эффективности. В то же время работа Е. Реутова и М. Реутовой (2023) о жизненных целях и способах их достижения предлагает прагматичный подход к пониманию механизмов, с помощью которых условия жизни влияют на жизненные стратегии. Ее дополняют Н. Дулина и Р. Петрунева (2023), которые исследуют процессы принятия решений о жизненных путях в молодежной среде, подчеркивая роль средовых факторов.
Исследование опирается на инновационный проект «СУПСО УРССМ», который направлен на улучшение условий проживания в студенческих общежитиях, что напрямую связывает изменение среды обитания со стратегическими жизненными результатами студентов. Этот проект, подробно описанный в таких источниках, как Ю. Караваева и С. Литвинова (2020), становится практическим применением обсуждаемых теоретических конструктов, представляя собой план практических изменений.
Методологический гобелен еще более обогащается за счет включения различных методов исследования – от кейс-стади, как в работе В. Кривопускова и Д. Мищенко (2020), до комплексных опросов и смешанных методов, которые пропагандируют такие ученые, как И. Захарова (2021) и И. Миронов, Т. Белозерова (2022). Эти разнообразные методики позволяют получить целостное представление о студенческом опыте, улавливая как макро-, так и микродетерминанты формирования жизненной стратегии.
Данное исследование использует глубоко интегрированный подход, который синтезирует теоретическую строгость и эмпирическое богатство вышеупомянутых работ, прокладывая путь к тонкому пониманию того, как условия жизни формируют жизненный выбор и траектории российской студенческой молодежи. Этот методологический подход не только обещает значительное понимание академического и личностного развития студентов, но и предлагает шаблон для будущих исследований в этой жизненно важной области социологического поиска.
Если бы методы были использованы надежно, можно было бы сделать вывод, что и теоретическая, и эмпирическая базы были умело подобраны для изучения нюансов динамики условий жизни на жизненные стратегии студентов. Эмпирический сегмент, использующий как количественные, так и качественные данные, потенциально может выявить закономерности, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Опросы, структурированные и полуструктурированные интервью, а также методы наблюдения позволят получить подробное представление о повседневном опыте и устремлениях студенческой молодежи. Если эти эмпирические методы будут эффективно синтезированы, можно ожидать выявления сложных причинно-следственных связей между условиями жизни студентов и их профессиональными и жизненными стратегиями.
Одновременно с этим теоретические методы, лежащие в основе данного исследования, предполагают проведение всестороннего обзора литературы, основанного на междисциплинарном подходе, для обоснования эмпирических выводов. Применение социологических теорий жизненных стратегий и психологических теорий человеческой мотивации и поведения стало бы краеугольным камнем этой структуры. Если эти теории будут применяться с точностью, они могут пролить свет на пути, по которым факторы окружающей среды влияют на поведение и решения студентов. Аналитические модели, взятые из существующих исследований, таких как работы известных ученых в этой области, будут критически оценены и адаптированы, что обеспечит надежное теоретическое обоснование.
Методы анализа данных, использующие как описательную, так и выводную статистику, потенциально могут выявить значительные тенденции и отклонения от нормы, тем самым давая представление об эффективности различных условий жизни. Если применить передовые статистические инструменты, можно предположить, что будут выявлены нюансы корреляций и потенциально причинно-следственных связей, что обеспечит прочную эмпирическую основу для теоретических предложений. Интеграция качественного анализа данных с использованием тематического анализа или методов обоснованной теории могла бы еще больше обогатить понимание, позволив глубже интерпретировать субъективный опыт студентов.
В сущности, если методы исследования будут применяться разумно и новаторски, они, скорее всего, позволят понять и расширить существующее понимание взаимосвязи между условиями жизни студентов и их долгосрочными жизненными и карьерными стратегиями, что внесет ценный вклад как в научный дискурс, так и в практические мероприятия в сфере высшего образования.
Теоретическая значимость данного исследования вытекает из его фундаментальной предпосылки: условия жизни студентов, особенно в университетских общежитиях, оказывают значительное влияние на их профессиональные и жизненные стратегии. Это предложение бросает вызов существующим парадигмам, объединяя экологическую психологию с социологией образования, тем самым прокладывая новые пути в академическом изучении развития студентов. Исследуя, как физическая и социальная среда (условия проживания в общежитии, доступ к удобствам, межличностные отношения) выступают в качестве катализаторов или барьеров для стратегического планирования жизни, исследование расширяет теоретические рамки «экологического детерминизма» и «стратегической адаптации» в специфическом социокультурном контексте российского высшего образования.
Практические последствия этого исследования многообразны и значительны: если результаты подтвердят, что улучшение условий проживания коррелирует с улучшением стратегических результатов для студентов, директивные органы и администрация университетов могут быть вынуждены пересмотреть и переработать политику и практику проживания студентов. Такое применение результатов исследования может привести к «научно обоснованным» вмешательствам (целенаправленное улучшение условий проживания в общежитии, увеличение ресурсов, улучшение услуг поддержки), которые, как ожидается, не только повысят качество жизни студентов, но и потенциально увеличат академическую успеваемость и будущий успех в карьере.
А интеграция эмпирических данных с теоретическими представлениями обеспечивает надежную платформу для разработки комплексных моделей, способных предсказывать поведение студентов в различных условиях окружающей среды; эта возможность может оказаться неоценимой для образовательных учреждений, стремящихся оптимизировать свои системы поддержки в соответствии с реальными потребностями и предпочтениями студентов. Т.о., данное исследование не только вносит вклад в научный дискурс, но и выполняет важную утилитарную функцию, потенциально повышая удовлетворенность и успешность студентов в российских университетах и за их пределами.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ТЕОРЕТИКО-МОТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
1.1. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа: статус, типология профессиональных и жизненных стратегий и условия их реализации.
Студенческая молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, характеризующуюся особым статусом и типологией профессиональных и жизненных стратегий, требующих особых условий для их реализации; анализ ее социально-демографического статуса позволяет выявить специфические потребности и проблемы, являющиеся ключевыми для формирования и реализации этих стратегий. Выделяя типологию стратегий, можно разделить студентов на группы по способам достижения профессиональных и личностных целей, на которые существенное влияние оказывает среда проживания и обучения [Халикова, 2021, с. 117]. Для более глубокого понимания реализации стратегий необходимо подробно рассмотреть благоприятные и ограничивающие условия в этих средах [Жукова, 2021, с. 231]. Различные факторы, включая экономическую стабильность, поддержку семьи и институциональные ресурсы, играют решающую роль в этой динамике, тесно взаимодействуя с амбициями и способностями студентов к личностному и профессиональному росту [Гаврилюк, 2021, с. 42]; [Караваева, 2020, с. 12].
Кроме того, взаимодействие между этими факторами и стратегиями студентов подчеркивает важность поддерживающей структуры, способствующей эффективной реализации стратегии [Реутов, 2023, с. 25]; это становится очевидным при рассмотрении региональных различий в доступе к ресурсам и возможностям, как показано в исследованиях, посвященных студентам дальневосточных и юго-западных регионов России [Халикова, 2022, с. 122]; [Дулина, 2023, с. 10]. Подобные выводы обусловливают необходимость разработки специализированных мероприятий, направленных на удовлетворение конкретных социально-демографических потребностей, обеспечивая не только разработку стратегий, но и их практическую реализуемость в условиях имеющихся ограничений [Мазаев, 2021, с. 139]; [Черкашов, 2020, с. 69]. Такой подход подчеркивает важнейшую роль социологического и демографического анализа в формировании эффективной образовательной политики и систем поддержки студентов, направленных на содействие реализации потенциала студентов в соответствии с их определенными жизненными и профессиональными траекториями.
Реализация профессиональных и жизненных стратегий студенческой молодежи, на которую в значительной степени влияют условия проживания в университетских общежитиях, требует переоценки существующих стандартов и удобств для лучшего соответствия их потребностям в развитии. Выводы, сделанные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что такие надежные факторы, как доступ к качественным объектам и поддерживающие административные практики, в значительной степени способствуют реализации этих стратегий, в то время как такие ограничения, как переполненность и неадекватная инфраструктура, служат существенными барьерами [Караваева, 2020, с. 15]; [Халикова, 2021, с. 118]. Исследования региональных различий показывают, что студенты из более отдаленных или экономически неблагополучных районов сталкиваются с более серьезными проблемами, что требует целенаправленного вмешательства для выравнивания условий обучения [Жукова, 2021, с. 231].
Еще больше усложняют эту динамику различные потребности, связанные с социально-экономическим происхождением и личными устремлениями студентов, которые варьируются в зависимости от используемых ими стратегий и результатов [Gavrilyuk, 2021, p. 40]. Поэтому адаптация университетской политики для лучшего удовлетворения этих индивидуальных потребностей не просто полезна, а необходима для создания среды, способствующей реализации разнообразных целей студентов [Dulina, 2023, p. 10]. Изучение эффективности управленческих практик в удовлетворении этих потребностей позволяет наметить более четкий путь к улучшению студенческой жизни, что потенциально повышает как академические, так и личные успехи [Кривопусков, 2020, с. 11].
Реже рассматриваются психологические последствия таких условий проживания, которые, несомненно, влияют на мотивацию и общее психическое здоровье студентов, играя тем самым решающую роль в их способности реализовывать и достигать намеченные стратегии [Реутов, 2023, с. 25]. Взаимосвязь условий проживания с успеваемостью и социальной интеграцией предполагает сложную взаимозависимость, которая требует целостного подхода к управлению общежитием и программам социального обеспечения студентов для оптимальной поддержки их стремлений и благополучия.
1.2. Факторы и тенденции реализации профессиональных и жизненных стратегий студенческой молодежи в российских вузах в современных условиях: научные подходы.
Факторы и тенденции, влияющие на реализацию профессиональных и жизненных стратегий студенческой молодежи в российских вузах, требуют серьезного научного подхода для выявления глубинной динамики; фокусируясь на влиянии образовательных программ и внеучебной деятельности, выявляются ключевые тенденции и проблемы в реализации стратегий [Гаврилюк, 2021, с.42]. Используя научные методологии, исследователи выясняют, как структурированные образовательные рамки и разнообразная внеучебная деятельность способствуют профессиональному взрослению студентов; в частности, оценивается развивающее воздействие разнообразия программ и вовлеченности в деятельность на карьерные траектории и личностный рост студентов [Жукова, 2021, с.231].
Фрагмент для ознакомления
3
Andreev, A., & Lashuk, I. Russian and Belarusian Students: World Views, System of Values, Self-Actualization Strategies. Part II. Sociologicheskaja nauka i social naja praktika, 2019. https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6408.
Cherkashov, E., & Gulyaeva, L. Young people’s life trajectories and social concerns about Russia’s future. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-1-69-81, 2020. 4, pp. 59-81.
Druzhinina, V., Shubina, N., Akinina, N., & Lazutkina, O. The Problem of Social and Professional Adaptation of University Graduates in Higher Education Development. Journal of History Culture and Art Research, 2018. https://doi.org/10.7596/TAKSAD.V7I4.1867.
Dulina, N., & Petruneva, R. The Problem of Choosing Life Paths by Youth in Russian Regions (Based on Field Research at VSTU). Vestnik instituta sotziologii, 2023. https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.10.
Gavrilyuk, T. Life-course patterns of new working-class youth in Russia. International Journal of Sociology and Social Policy, 2021. https://doi.org/10.1108/IJSSP-09-2020-0425.
Gavrilyuk, T. The Life Course of the New Working-Class Youth: The Reality and Normative Patterns. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, 2019. https://doi.org/10.17223/1998863x/49/11.
Gazieva, I. Value determinants of youth professional self-realization. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2023. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243.
Karavaeva, Y., & Litvinova, S. Living conditions of young people as a reflection of their needs. https://doi.org/10.7256/2310-8673.2020.2.33219, 2020. pp. 12-26.
Khalikova, S. Life Strategies Of Far Eastern Students In The Borderlands. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.06.03.55, 2021.
Khalikova, S. Life strategies of the far-eastern youth. Power and Administration in the East of Russia, 2022. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-98-1-117-124.
Kosharnaya, G., & Korzh, N. Social well-being of the student youth (regional aspect). RUDN Journal of Sociology, 2020. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-905-918.
Krivopuskov, V., & Mishchenko, D. Effectiveness of management practices in the field of professional mobility of Russian youth. https://doi.org/10.15862/26SCSK420, 2020. 11.
Kulikovskaya, G., & Kulikovskaya, N. Student-oriented Learning and “Living Values” of the University: Strategic Interaction. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-4-387-399, 2020. 7, pp. 387-399.
Mazaev, Y., & Kireev, E. Vector of Changes in the Life Strategies of Student Youth. Social’naya politika i sociologiya, 2021. https://doi.org/10.17922/2071-3665-2021-20-1-139-148.
Mironov, I., & Belozyorova, T. The role of moral values in the professional self-realization of technical university students. Professional education in the modern world, 2022. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14.
Reutov, E., & Reutova, M. Life Goals of Youth and Ways to Achieve Them (a survey in the South-Western and Southern regions of Russia). Sotsiologicheskie issledovaniya, 2023. https://doi.org/10.31857/s013216250023772-2.
Zakharova, I. Professional self-determination of school graduates: social and personal factors. Education & Self Development, 2021. https://doi.org/10.26907/esd.16.4.10.
Zhukova, G. Life Priorities Of Russian Students. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.231, 2021.
Белугина, М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте. Ярославский педагогический вестник, 2008. № 4 (57).
Бондаренко, Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009.
Волкова, Н.В. Типология карьерных стратегий молодых экономистов. Социологические исследования, 2005. № 1.
Волокитина, А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2011.
Галюк, А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004.
Гатауллина, Л.Н. Социально-экономические условия формирования жизненных стратегий сельской молодежи: на материалах Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2007.
Горшкова, Т.А., Громова, Е.М., & Беркутова, Д.И. Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения. Самарский научный вестник, 2016. № 3 (16).
Дементий, Л.И., & Купченко, В.Е. Возрастные особенности жизненных стратегий личности. Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2013.
Жизненные стратегии российской молодежи: современные реалии и перспективы. URL: http://articlekz.com/article/13326.
Иванова, Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2015. № 2 (11).
Иванова, Т.Н. Социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования. Карельский научный журнал, 2016. Т. 5. № 4 (17).
Леонов, Ю.С. Жизненные стратегии молодых людей: массовые стереотипы и потребности их коррекции. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт: аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ, 2007. № 16 (304).
Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналит. докл. М., 2007. http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (дата обращения: 23.12.2014).
Резник, Т.Е. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности. Ломоносовские чтения в 2004 году / Россия и социальные изменения в современном мире: сб. науч. докл. М., 2004. URL: http://refdb.ru/look/2354286.html (дата обращения: 23.12.2014).
Рубцова, Е.П. Жизненные стратегии учащейся молодежи малого провинциального города Юга России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2010.
Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов. Социологические исследования, 2003. № 10.
Чеботарева, Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи Юга России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2006.