Фрагмент для ознакомления
2
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты) [10, с.102].
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. В первобытнообщинных системах люди все еще боролись за пропитание, больные и слабые в семье были обречены на смерть, а община не могла поддержать больных. Беременные женщины и маленькие дети, пытающиеся содержать семью, имели преимущество. В рабовладельческий период забота о стариках, женщинах и детях была в первую очередь обязанностью семьи. Дети, достигшие определенного возраста, должны были заботиться о своих старых родителях, а за маленькими детьми присматривали их родители [13, с. 41].
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые "коллегии самопомощи". Средства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти "общественные организации помощи гражданам" или "коллегии самопомощи" были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В период римского рабовладения было достаточно много войн, порабощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в этот период. В результате многие погибли, а их жены и дети остались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли. Вдовам и сиротам выдавались привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие военные, то есть бывшие воины и их семьи [12, с. 21].
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это "пособие" не было декретировано. Позже появились и другие денежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выдавались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пенсий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная помощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим лицам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом современных ежемесячных и единовременных государственных пособий для семей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями [12, с. 7].
В конце XVIII и в XIX веках государственная помощь детям оказывалась в самых разнообразных формах, основанных как на государственных, так и на частных хосписах. Характерным было, с одной стороны, сословное, а с другой - сословное проявление идеи государственной помощи несовершеннолетним независимо от их происхождения. Центральным элементом этой идеи были учреждения для незаконнорожденных детей и сирот, созданные как специальные учреждения для этих категорий и как обычные учреждения, где последние были лишь частью общины. Чтобы эти учреждения хорошо функционировали, они должны были напрямую зависеть от контроля и внимания высшей власти.
Практика выдачи пособий вдовам и детям солдат продолжала развиваться и в начале XX века. В результате Русско-японской и Первой мировой войн были созданы пособия на содержание детей, родители которых погибли, и семей с детьми, мобилизованных на фронт; с возникновением капитализма в России в конце XIX - начале XX века было введено социальное страхование работников; в 1912 году был принят "Федеральный закон о страховании рабочих по болезни", в котором было введено страхование по беременности и родам для работниц. Впервые определив беременность и материнство как страхование социальных рисков, была заложена правовая основа для позитивного развития советского законодательства, которое предусматривало страхование детей и материнства и появление других льгот для граждан, имеющих детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18.
3. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
4. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
5. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.4.
6. Каков размер пособия по беременности и родам в 2023 г.? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
7. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
8. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
9. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
10. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
11. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2023.
12. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.