Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Краткая характеристика темы исследования. В последние годы законодательная база России активно росла и расширялась, и многие эксперты связаны как с политическими, экономическими, так и с искусственными процессами. Законодатель, безусловно, стремится как можно чаще обновлять и совершенствовать нормативно-правовую базу, чтобы выявлять большое количество актов, упрощающих жизнь общества и сводящих к минимуму количество коллизий. Тем не менее, каждый новый принятый акт устраняет очередную проблему, но полностью и решительно устранить пробелы и противоречия очень сложно, поскольку они часто сразу же создают новые.
Российское законодательство в области социальной защиты населения представляет собой весьма объемную нормативную базу, охватывающую внушительный набор норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья человека, установление пенсий, гарантирование минимальной заработной платы, оказание государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым людям, развитие системы социальных услуг, различные гарантии социальной защиты.
Существует много нормативного материала, он хорошо написан и охватывает все аспекты общественной жизни. Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения в России является порядок, который регулируется огромным количеством правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового регулирования проблемы системности в праве социального обеспечения.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права в сфере регулирования проблемы системности в праве социального обеспечения.
Целью исследования является анализ особенностей правового регулирования проблемы системности в праве социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.исследовать актуальные проблемы системности в праве социального обеспечения;
2.определить возможности кодификации системы норм права социального обеспечения в российском законодательстве;
3.раскрыть понятие и признаки нормативных правовых актов;
4.проанализировать закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы;
5.рассмотреть систему нормативных актов РФ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ правовой литературы.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Во введении приводится краткая характеристика темы исследования, определяются объект, предмет, цель, формулируются задачи, обозначаются методологические основы работы.
В основной части описывается теоретические аспекты системности в праве социального обеспечения России.
В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Поднимая вопрос о создании кодифицированного акта, эксперты подчеркивают, что основная трудность заключается в перегруженности сферы социального обеспечения нормативными актами. Это связано с тем, что основные общественные отношения регулируются федеральным законодательством, количество законодательных и ведомственных актов не уменьшается, а отрасль зачастую является незапланированной и сложной для внедрения, изучения и понимания. В результате рядовой гражданин без специальных знаний не сможет в чем-то разобраться .
Решение этой проблемы, по мнению некоторых экспертов, поможет устранить ошибки, пробелы и спорные моменты в законодательстве, а также позволит сделать процесс применения нормы более эффективным и удобным.
Безусловно, наличие этих насущных проблем формирует проблему проведения соответствующих реформ.
Также стоит помнить, что существуют различные виды и методы систематизации российского законодательства, за которые ратуют ученые. Следовательно, существуют различные варианты решения исследуемой проблемы.
Итак, существует три вида систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация - это интеграция существующих актов в единую коллекцию без их изменения. Объединение осуществляется на основе хронологической тематики, в соответствии с учреждением, издавшим акт. Но при таком методе осуществляется только внешняя обработка законодательных актов. Для того чтобы акт был действителен в течение длительного времени, необходимо выбрать более тщательную классификацию данных.
Консолидация - это метод систематизации, который заключается в объединении различных, но тематически единых законодательных актов в один акт.
Кодификация - это метод систематизации, при котором происходит внутренняя и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия новых кодификационных законов.
По мнению многих экспертов, предпочтительной формой систематизации является кодификация. Обсуждается необходимость разработки кодекса, нормы которого могли бы всесторонне, единообразно и непосредственно регулировать определенные сферы общественных отношений. Следует отметить, что такой кодекс консолидирует нормы основных институтов, подчеркивает юридическую целостность закона, подчеркивает степень целостности развития законодательства о социальном обеспечении, укрепляет его стабильность, независимость и неоспоримый характер существования отрасли .
Предпринимались попытки разработать проект Кодекса социального обеспечения, но его реализация связана с очень большим объемом работы, отсутствием политических инициатив в решении проблем качества и эффективности законодательства, а также долгосрочной перспективой, учитывая практику кодификации законодательства о социальном обеспечении. промышленность.
Тем не менее, разработка проекта кодифицированного акта и в целом действия в этом направлении, помимо прочего, носят творческий характер и являются показателями заинтересованности, профессионализма и заботы о состоянии и развитии социальной сферы. Другими словами, тот факт, что мы обсуждаем этот вопрос, уже показал, что он актуален и требует внимания.
Как уже упоминалось, существуют разные подходы к решению нашей проблемы.
Советские ученые считают, что кодификация объединяет децентрализованные законы, устраняет недостатки, улучшает положение застрахованных лиц, расширяет доступность правовых норм и понимание их применения.
В советской практике таким актам отводилось особое место как рамочным актам с высокой степенью обобщения, включающим в себя самые основные положения и ряд норм, принципов, нормативно-правовых актов и отсылочных норм. Правовое регулирование оснований предусматривало дальнейшие уточнения в кодексе .
Следует отметить, что кодифицированный акт в Законе о социальном обеспечении должен действовать напрямую, в противном случае целостность, последовательность и юридическая значимость этого ресурса будут нарушены, а эффективность правового регулирования снижена.
Также стоит обратить внимание на то, что сегодня происходит частичная кодификация правовых норм социального обеспечения. Например, речь идет о разработке проекта Пенсионного кодекса Российской Федерации.
В Омской области действует кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан , созданный для обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, исходя из разграничения полномочий между федеральными органами власти в сфере социальной защиты населения и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора социальных льгот, предоставляемых гражданам, снижать социальное неравенство и предотвращать социальную зависимость.
Не только в Омской области существуют определенные кодексы, которые затрагивают право на социальное обеспечение (например, социальные нормы Санкт-Петербурга ), но на данный момент эта проблема не решена.
Обращаясь к международному праву, можем привести в качестве примера законодательство Германии, где основным источником социального права являются социальные нормы. Оно содержит основные определения и положения, применимые ко всем сферам социального обеспечения, которые предотвращают несоответствия. Кодекс Германской Федерации наиболее близок к российскому законодательству и, теоретически, мог бы в некотором смысле послужить прототипом для создания собственного единого источника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
3. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/12125143
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "О ветеранах"// https://base.garant.ru/10103548
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/70552648
7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/180687
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.03.2024)// https://base.garant.ru/10900200
9. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/184216
10. Закон Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/15535438
11. Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года) (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/35358030
Учебники, монографии, научные статьи
12. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения: социального обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция": учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - Москва : Юнити- Дана : Закон и право, 2020. - 161 с.
13. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
14. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
15. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
16. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
17. Глотова, В. Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
18. Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
19. Дончевская, Л. В. Возможности кодификации системы норм права социального обеспечения в российском законодательстве / Л. В. Дончевская, Н. Н. Кузин, В. М. Шкварок // Юридическая наука. – 2023. – № 3. – С. 59-62.
20. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
21. Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
22. Кручек, И. В. Кодификация социально - обеспечительного законодательтсва Российской федерации. Теоретические и практические проблемы / И. В. Кручек // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75), № 2. – С. 64-69.
23. Кручек, И. В. К вопросу об опыте кодификации регионального законодательства о социальном обеспечении / И. В. Кручек // Modern Science. – 2022. – № 1-1. – С. 124-129.
24. Кто имеет право на накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
25. Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
26. Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы РФ и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
27. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
28. Орещенкова Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. № 4. С. 43 - 46.
29. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
30. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
31. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
32. Сапунов А.В., Козлов Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в РФ//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
33. Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
34. Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
35. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
36. Шермухамедова, Ш. А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, М. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.