Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКВО В СУЛОСИВЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Содержание понятий «элемент сказкотерапии», «дезадаптации», «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
1.3. Роль сказкотерапии на уроках для профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕПАРИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Упражнения и методические рекомендации по использованию элементов сказкотерапии на уроках для профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
Инклюзивное обучение считается высшей формой развития системы образования в направлении реализации права на качественное образование на основе среды, соответствующей познавательным способностям и здоровью человека по месту жительства.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа позволяет обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество [6].
Критерии отбора детей для инклюзивного образования:
1. Способности ребенка: тяжесть нарушения, зона ближайшего развития, интеллектуальные и эмоционально-личностные характеристики.
2. Готовность социальной среды (семейные условия воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрированного ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся в общеобразовательной организации).
3. Адаптация учебной среды школы к потребностям интегрированного ребенка [7].
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную.
– точечная инклюзия — это инклюзия, при которой ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
– частичная инклюзия предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе учебной работы, но участвует в занятиях по избирательной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми [8].
– полная инклюзия — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности.
Полное включение в общеобразовательную школу возможно для детей с легкой двигательной патологией и нормальным интеллектом, детей со средней степенью двигательной патологии и нормальным интеллектом, а также детей с двигательной патологией и разборчивой речью. Педагог, обучающий такого ребенка, должен получить рекомендации врача по дозировке нагрузки и контролю двигательного режима. При наличии нарушения речи ребенок должен пройти логопедическую помощь. Коррекция психических расстройств может осуществляться школьным психологом с учетом специфики проблем психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, выраженность задержки развития и рекомендуемый вариант образовательного маршрута определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. Тем не менее, школьный психолог (при условии его достаточной квалификации) должен провести собственную диагностику, чтобы:
а) убедиться в точности и обоснованности диагноза;
б) получить уточненное представление об индивидуальных характеристиках ребенка, которые следует учитывать, обеспечивая удовлетворение его особых образовательных потребностей [25].
Основные требования ФГОС НОО для обучающихся ОВЗ к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику:
- комплексная коррекционно-развивающая работа (необходимость введения специальных учебных блоков);
- использование специальных методов, приемов и средств обучения для обеспечения доступности образовательной среды для ребенка с ОВЗ (необходимость использования специальных средств обучения для дифференцированного, «шагового» обучения);
- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния познавательных процессов и особенностей развития детей с ОВЗ (необходимость продлить процесс обучения и выйти за пределы школьного обучения);
- обеспечение особой пространственно-временной организации образовательной среды;
- организация работы по социализации детей с использованием дополнительных образовательных методик, отвечающих интересам детей (необходимость максимального охвата образования);
- определение круга лиц, занимающихся воспитанием, и их взаимодействие (согласованное участие квалифицированных специалистов разного профиля, необходимость включения проблемных родителей) в процессе реабилитации и специальной их подготовки специалистами) [2].
В настоящее время остро стоит вопрос об определении эффективных условия адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
Под школьной дезадаптацией понимают стратегии профилактики и преодоления трудностей для младших школьников, которые не могут своевременно адаптироваться к образовательной деятельности [13].
Таким образом, в период обучения ребенка с ОВЗ следует изучить и создать трехэтапную учебную программу: на первом этапе ребенку объясняют, что делать; во втором - оказывают ту или иную поддержку (при необходимости); и третье – создать ситуацию успеха и мотивации для выполнения задачи.
Психологи считают, что увеличивается количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям школьной жизни. Они приходят в школу из дошкольной образовательной организации, где их ведущей деятельностью являлась игровая деятельность. В школе же детям приходится резко переключаться на учебную деятельность [14].
Дети далеко не всегда понимают и принимают те требования, которые к ним предъявляют и это приводит к углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Это может выражаться в ухудшении взаимоотношений с учителями и родителями - ребёнок не желает идти в школу. Ему сложно и некомфортно в этой новой для него среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 01.06.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -[Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 01.06.2024).
3. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения 01.06.2024).
4. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654).
5. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: науч. изд. / Л. И. Акатов. – Москва : Просвещение, 2004. – 276 с.
6. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э. М. Александровская. – Москва, 2008. – 153 с.
7. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – С. 71 - 95.
8. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285. – URL https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения 01.06.2024).
9. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р.
10. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
11. Леонтьева, И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.
12. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
13. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2018. – С. 44-48.
14. Петрова, Н.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 48-51.
15. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук / Ю. В. Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 50-53.
16. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва, 2005. – 180 с.
17. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.– Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
18. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. – Москва: Владос, 2011. – 167 с.
19. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2016. – № 1. – С. 89-93. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 10.01.2019).
20. Шустова, Н. Е. Социальная адаптация человека / Н. Е. Шустова. – Балашов, 2012. – 160 с.