Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение адаптивной физической культуры (АФК) значительно возросло в последние годы, отражая более широкие общественные сдвиги в сторону инклюзивности и целостного здоровья. АФК включает в себя физические упражнения, адаптированные для людей с ограниченными возможностями и направленные на улучшение их физического, эмоционального и социального состояния. Эта область становится все более актуальной по нескольким веским причинам. Во-первых, во всем мире наблюдается рост признания прав людей с ограниченными возможностями. Такие международные соглашения, как Конвенция ООН о правах инвалидов, выступают за включение инвалидов во все аспекты жизни общества, в том числе в спорт и физическую активность. Это привело к более активной пропаганде и политической поддержке подобных программ [11].
Во-вторых, научные исследования постоянно подчеркивают положительное влияние физической активности на общее состояние здоровья. Для людей с ограниченными возможностями адаптивная активность может значительно улучшить физическую форму, снизить риск развития вторичных заболеваний и укрепить психическое здоровье, уменьшив симптомы тревоги и депрессии. Эти преимущества имеют решающее значение для повышения качества жизни и укрепления независимости людей с ограниченными возможностями [6].
В-третьих, система образования все активнее включает АФК в свои учебные программы. Школы и университеты признают важность предоставления равных возможностей для физической активности всем студентам, способствуя формированию инклюзивной среды, которая ценит разнообразие и способствует социальной интеграции. Наконец, технологический прогресс способствовал разработке специализированного оборудования и методов тренировок, сделав адаптивный спорт более доступным и эффективным. Инновации в этой области продолжают разрушать барьеры, обеспечивая более широкое участие и повышая эффективность данных программ [12].
Цель исследования: анализ и обоснование значимости адаптивной физической культуры, определение её целей, задач, принципов и функций, а также её роли в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Исследовать и систематизировать цели и задачи адаптивной физической культуры.
2. Определить основные функции и принципы адаптивной физической культуры и их реализацию на практике.
3. Классифицировать основные виды адаптивной физической культуры и их направленность.
4. Проанализировать место и роль адаптивной физической культуры в образовательных учреждениях, выявить предпосылки её развития и организационные основы.
Объект исследования: адаптивная физическая культура как область физической культуры и спорта, направленная на людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: цели, задачи, функции, принципы и виды адаптивной физической культуры, а также её роль и место в образовательном процессе.
Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение и развитие адаптивной физической культуры в образовательных учреждениях способствует значительному улучшению физического, эмоционального и социального состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это достигается за счет целенаправленного использования адаптивных методов и принципов, что позволяет повысить уровень физической подготовки.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Цели и задачи адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура (АФК) играет важнейшую роль в повышении качества жизни людей с ограниченными возможностями. Основные цели таких программ многогранны и направлены на удовлетворение физических, психологических и социальных потребностей этих людей с помощью специально подобранных видов физической активности и спорта. Одной из главных целей адаптации является улучшение физического здоровья и физической формы. Занимаясь адаптивной физической активностью, люди с ограниченными возможностями могут укрепить свою силу, гибкость, координацию и сердечно-сосудистое здоровье. Это помогает не только справиться с первичными заболеваниями, но и предотвратить вторичные проблемы со здоровьем, такие как ожирение, гипертония и сердечно-сосудистые заболевания, которые часто встречаются при малоподвижном образе жизни [15].
АФК направлена на укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия. Доказано, что регулярная физическая активность уменьшает симптомы депрессии, тревоги и стресса. Для людей с ограниченными возможностями адаптивная физическая активность может служить ценным выходом для выражения эмоций и снижения психологического дистресса. Чувство достижения и прогресс в развитии физических возможностей также повышают самооценку и уверенность в себе.
Также социальная интеграция - важнейшая цель адаптивных программ. Адаптивный спорт и физические упражнения дают людям с ограниченными возможностями возможность общаться с другими людьми, строить отношения и развивать чувство общности. Такое социальное взаимодействие жизненно важно для снижения чувства изоляции и маргинализации. Оно также способствует формированию более инклюзивного общества, повышая осведомленность и понимание возможностей и вклада людей с ограниченными возможностями. Кроме того, АФК нацелена на повышение независимости и функциональных способностей. Благодаря специальным тренингам и мероприятиям люди учатся лучше справляться с повседневными задачами и улучшают свою мобильность, что способствует большей самостоятельности в их повседневной жизни. Такая независимость является важным фактором повышения общей удовлетворенности жизнью и уменьшения потребности в помощи со стороны сиделок [5].
Адаптивная физическая культура включает в себя целый ряд задач, направленных на достижение ее основных целей - улучшение физического, психического и социального состояния людей с ограниченными возможностями. Эти задачи имеют решающее значение для эффективной реализации программ по адаптации и обеспечения максимальной пользы для участников.
Первой из основных задач является разработка индивидуальных фитнес-планов. Каждый участник программы обладает уникальными потребностями и способностями, поэтому создание индивидуальных режимов тренировок крайне важно. Эти планы должны учитывать особенности инвалидности, уровень физической подготовки и личные цели человека, обеспечивая безопасность, эффективность и удовольствие от занятий.
Второй важнейшей задачей является обеспечение специальной подготовки и обучения инструкторов и тренеров. Специалисты, занимающиеся с такими людьми, должны хорошо разбираться в адаптивных методиках и понимать специфические проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Это включает в себя знание адаптивного оборудования, протоколов безопасности и мотивационных стратегий для поощрения постоянного участия и прогресса [17].
В-третьих, ключевой задачей является обеспечение доступности объектов и оборудования. Это предполагает модификацию существующих спортивных и рекреационных объектов с учетом различных видов инвалидности, а также инвестирование в специализированное адаптивное оборудование. Создание инклюзивной и безбарьерной среды позволяет людям с ограниченными возможностями полноценно участвовать в занятиях физической культурой [5]. Кроме того, очень важно содействовать социальному взаимодействию и интеграции через такие программы. Организация групповых занятий, командных видов спорта и социальных мероприятий помогает участникам наладить отношения, развить навыки командной работы и чувство общности. Эта задача важна для снижения социальной изоляции и развития инклюзивности [1].
Еще одной важной задачей является постоянный мониторинг и оценка прогресса. Регулярные оценки помогают отслеживать улучшения в физическом здоровье, развитии навыков и общем самочувствии. Это позволяет корректировать программы обучения, чтобы они лучше соответствовали меняющимся потребностям участников. Наконец, имеет значение повышать осведомленность и отстаивать важность адаптивной физкультуры. Это предполагает работу с сообществами, политиками и организациями, чтобы подчеркнуть преимущества адаптивной физической активности и обеспечить необходимую поддержку и финансирование этих программ [19].
1.2 Функции и принципы адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура выполняет несколько жизненно важных функций, которые в совокупности повышают качество жизни людей с ограниченными возможностями. Эти функции являются неотъемлемой частью целостного подхода физкультуры, затрагивающего различные аспекты благополучия и интеграции.
Одна из основных функций АФК - терапевтическая. Занятия адаптивной физической активностью помогают справиться с симптомами различных нарушений и смягчить их. Она способствует укреплению физического здоровья, улучшая силу, гибкость, сердечно-сосудистую систему и координацию. Терапевтические упражнения разработаны с учетом конкретных медицинских условий и физических ограничений, что помогает в реабилитации и предотвращает вторичные осложнения [22].
Также адаптивная программа выполняет важную социальную функцию. Участвуя в групповых занятиях и спорте, люди с ограниченными возможностями могут развивать социальные навыки и строить отношения. Такое социальное взаимодействие крайне важно для снижения чувства изоляции и укрепления социальной интеграции. В таких программах часто делается упор на командную работу, сотрудничество и общение, которые необходимы для социальной интеграции и создания сообщества [3].
Кроме того, АФК выполняет образовательную функцию. Она предоставляет людям с ограниченными возможностями возможность узнать о своем теле, здоровье и физической форме. Благодаря структурированному физическому воспитанию участники получают знания о важности регулярных физических упражнений, здорового образа жизни и практики ухода за собой. Этот образовательный аспект дает им возможность принимать осознанные решения относительно своего здоровья и благополучия.
Также следует упомянуть о психологической функции. Известно, что физическая активность способствует укреплению психического здоровья, снижая стресс, тревогу и депрессию. Для людей с ограниченными возможностями адаптивная физическая активность дает чувство выполненного долга и расширения возможностей, что значительно повышает самооценку и уверенность в себе. Психологические преимущества адаптационных программ способствуют общему эмоциональному благополучию и устойчивости.
Кроме того, АФК выполняет рекреационную функцию. Она обеспечивает приятную и увлекательную деятельность, которая улучшает качество жизни. Рекреационные виды спорта и упражнения позволяют отдохнуть от повседневной рутины и дают возможность развлечься и расслабиться. Эта функция важна для поддержания позитивного и активного образа жизни [8]. Наконец, адаптационная физкультура выполняет интегративную функцию. Она позволяет преодолеть разрыв между людьми с ограниченными возможностями и обществом в целом. Создавая инклюзивную среду и продвигая адаптивные виды спорта, такая программа способствует взаимопониманию, уважению и принятию.
Организация адаптивной физической культуры руководствуется несколькими ключевыми принципами, которые обеспечивают ее эффективность и инклюзивность. Эти принципы являются основополагающими для разработки и реализации программ АФК, отвечающих разнообразным потребностям людей с ограниченными возможностями [2].
Во-первых, принцип индивидуализации имеет первостепенное значение. Каждый участник программы обладает уникальными способностями, потребностями и целями. Поэтому они должны быть адаптированы к конкретным условиям и возможностям каждого человека. Это предполагает создание индивидуальных планов тренировок, выбор подходящих видов деятельности и использование адаптивного оборудования,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2018. 271 стр.
2. Балашова В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография. Издательство "Лань", 2021. 244 стр.
3. Батищева Л. Д., Марченко А. А., Евстигнеева М. И., Деньгова Л. Е. Адаптивное физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья в дошкольных учреждениях: учебное пособие. Ставропольский государственный медицинский университет, 2020. 168 стр.
4. Бахнова Т. В. Курс лекций по дисциплине: Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального и высшего образования: учебное пособие для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Волгоградская государственная академия физической культуры, 2019. 168 стр.
5. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2025 годы. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2023. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 01.06.2024).
6. Григорьева И. В. Физическая культура. Адаптивная физическая культура в вузе: Учебное пособие. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, 2019. 108 стр.
7. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Издательство "Спорт-Человек", 2020. 616 стр.
8. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Издательство "Спорт-Человек", 2016. 616 стр.
9. Ериков В. М., Никулин А. А., Иванникова Т. В. Профилактика заболеваний и реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие для СПО. Издательство "Лань" (СПО), 2023. 192 стр.
10. Ляшенко Х. М., Щадилова И. С. Адаптивная физическая культура: теоретический курс: учебное пособие. Тульский государственный университет, 2023. 194 стр.
11. Магомедов Р. Р., Щупленков Н. О., Щупленков О. В., Александрова И. Н., Иохвидов В. В., Красильников А. Ю., Голякова Н. Н., Алексеева Е. Н., Федотова Т. Д., Федотов В. И. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: Учебное пособие. Ставропольский государственный педагогический институт, 2017. 476 стр.
12. Мандриков В. Б. Лекции по дисциплине «Физическая культура и спорт»: учебное пособие. Волгоградский государственный медицинский университет, 2020. 336 стр.
13. Мандриков В. Б., Пивоварова Е. В., Ушакова И. А. Вклад ученых Волгоградского государственного медицинского университета в научно-методическое обеспечение физической культуры, спорта и формирование ЗОЖ: монография. Волгоградский государственный медицинский университет, 2019. 308 стр.
14. Мир без границ: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 09 декабря 2022 года. Ставропольский государственный педагогический институт, 2022. 1091 стр.
15. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2027 годы. Министерство спорта Российской Федерации, 2023. URL: https://minsport.gov.ru (дата обращения: 01.06.2024).
16. Ретюнских М. Е., Гришина Т. С., Грачев Н. П. Теоретико-методические основы физкультурного образования: учебное пособие. Воронежская государственная академия спорта, 2022. 193 стр.
17. Рубцова Н. О., Рубцов А. В. Теоретико-методические основы адаптивного физического воспитания: Учебное пособие для СПО. Издательство "Лань" (СПО), 2024. 124 стр.
18. Рубцова Н. О., Рубцов А. В. Теоретико-методические основы адаптивного физического воспитания: учебное пособие для вузов. Издательство "Лань", 2021. 124 стр.
19. Самыличев А. С., Бахарев Ю. А., Морозов А. М., Федотов Ю. А., Юферев И. Л., Тупицын В. П. Основные положения адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. 88 стр.
20. Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры: материалы VII международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Том 1. Донецкий национальный университет, 2022. 540 стр.
21. Федорова Т. Н., Налобина А. Н. Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного/инвалида: учебное пособие. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. 220 стр.
22. Элипханов С. Б., Изиева П. И., Хамсуев Р. Н. Учебно-методический комплекс для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Чеченский государственный педагогический университет, 2018. 102 стр.
23. Enhancing Social Acceptance and Inclusion in Physical Education. Exceptional Children, 2021. URL: https://exceptionalchildren.org (дата обращения: 01.06.2024).
24. Health.gov. "Benefits of Youth Sports." August 2020. URL: https://health.gov/sites/default/files/2020-09/YSS_Report_OnePager_2020-08-31_web.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
25. TEACHING Exceptional Children Journal on Adaptive Physical Education (Volume 54, Issue 1). Council for Exceptional Children, September 2021. URL: https://exceptionalchildren.org (дата обращения: 01.06.2024).