Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Терроризм сегодня представляет угрозу безопасности как РФ, так и других государств. В XX веке терроризм стал международным, транснациональным криминальным явлением. Тогда для всего международного сообщества, не ограничиваясь границами государств, стало проблемой бороться с проявлениями террористической деятельности, которая в последние годы усилилась и расширилась.
В 1937 году Лига Наций приняла Конвенцию о пресечении и предупреждении терроризма, которая еще не вступила в силу и решала вопрос правового регулирования борьбы с международным терроризмом. Международный терроризм всегда занимал особое место в ООН. Для борьбы с конкретными видами терроризма ООН был принят ряд конвенций. Однако общие документы по борьбе с терроризмом до сих пор не приняты из-за отсутствия политического консенсуса по ключевому вопросу международно-правового определения терроризма.
Трагические события в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и в Беслане 1 сентября 2004 года привели к углублению понимания международного терроризма как зла XXI века. Самыми известными терактами в России являются: захват больницы в Буденовске в 1995 году, взрыв пассажирского поезда "Невский экспресс" в 2009 году, взрыв в московском метро в 2010 году, теракт в Волгограде в 2013 году и теракт в метро Санкт-Петербурга в 2017 году. Поэтому, не случайно в Концепции национальной безопасности РФ рост числа террористических актов упоминается в списке факторов, угрожающих нашей национальной безопасности. Однако борьба с международным терроризмом должна иметь четко определенные параметры в рамках международного права. Эти события показывают, что нерешенные правовые вопросы, связанные с международным терроризмом, осложняют и затрудняют борьбу с международной террористической деятельностью. Правовая двусмысленность приводит к неопределенным последствиям, мести и превентивным мерам.
Наиболее эффективной основой для универсальной конвенции по международному терроризму может быть только точная формулировка юридического определения международного терроризма и логическое объяснение его состава. Такая ситуация делает особенно важным рассмотрение международного терроризма как международного преступления.
Объектом исследования выступили международные правоотношения возникающие в связи с поддержанием мира и международной безопасностью.
Предмет исследования - современное состояние международного уголовного права в части, касающейся терроризма, т.е. предмет составляет совокупность международно-правовых норм, относящихся к составу международных преступлений террористического характера.
Целью исследования является анализ международно-правовых основ борьбы с терроризмом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть исторические предпосылки и этапы развития международного права в области сотрудничества государств по борьбе с терроризмом;
2.выявить проблема определения понятия «терроризм» в международном и внутригосударственном праве;
3.исследовать особенности реализации уголовной ответственности за терроризм;
4.рассмотреть сотрудничество государств по борьбе с терроризмом в рамках международных межправительственных организаций;
5.определить особенности сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в рамках международных договоров.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: международные нормативные правовые акты: Устав Организации Объ-единенных Наций, международные конвенции, относящиеся к международ-ному терроризму, материалы Комиссии международного права, соответ-ствующие резолюции Совета Безопасности ООН, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Статут международного уголовного суда, Конституция РФ; законодательство РФ: Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», материалы правоприменительной и судебной практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Андрианова А.О., Бастрыкин А.И., Гетьман-Павлова И.В., Долгополов П.С., Землин А.И., Землин А.И., Кафтан В.В., Клевцов К.К., Липкина Н.Н., Кули-Заде Т.А., Муркштис М.И., Толстых В.Л., Чернядьева Н.А., Полякова С.Б., Телегина А.С., Шершень Т.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования международного терроризма как преступление международного характера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере правового регулирования международного терроризма как преступление международного характера.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных документов и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
1.1 Исторические предпосылки и этапы развития международного права в области сотрудничества государств по борьбе с терроризмом
В основе правовой базы для борьбы с международным терроризмом лежат инструменты, принятые в рамках ООН. В данном разделе будут подробно рассмотрены усилия таких органов ООН, как Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Комиссия ООН по международному праву, направленные на создание международно-правовой базы для борьбы с международным терроризмом. Внимание также будет обращено на усилия Комиссии по международному терроризму, которая была создана по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 году. Эта Комиссия была традиционным форумом для обсуждения проблемы международного терроризма. Некоторые члены Комиссии утверждали, что определенные действия характеризуют терроризм, другие считали, что запрещенные цели занимают центральное место в определении терроризма, третьи полагали, что важна личность исполнителей преступных актов. Жаркие дебаты в конечном итоге не привели к каким-либо юридически значимым результатам.
Однако в 1984 году по инициативе Комиссии Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О политике государственного терроризма и неодобрении любых действий государств, направленных на подрыв социального и политического порядка и других суверенных государств".
За последние два десятилетия международные усилия привели к принятию международно-правовых документов и других мер на международном и региональном уровнях, которые обеспечивают правовую основу для борьбы с международным терроризмом. К ним относятся 20 международных и региональных документов, а также резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. В настоящее время Шестой (юридический) комитет и Комитет Ад-Науза, созданные в соответствии с резолюцией 52/210 (1996) Генеральной Ассамблеи ООН, продолжают свою работу по завершению переговоров по проекту всеобъемлющей конвенции по международному терроризму Индии.
Формат международных договоров является основной формой, в которой ООН осуществляет свою деятельность в области международного противодействия терроризму. Венская конвенция 1969 года устанавливает принципы соблюдения и толкования международных договоров. Конвенция предусматривает взаимодополняющие толкования договоров. Типичное толкование договора может постепенно превратиться в обычное международное право. Таким образом, международные договоры и конвенции сочетают в себе элементы материального уголовного права и международного обычного права.
Однако, международные договоры и конвенции как материально-правовая основа также имеют недостатки. В конвенциях и договорах оперативная часть превалирует над материальной. Эти договоры касаются конкретных проявлений терроризма или одобрены ограниченным числом государств, что позволяет преступникам скрываться в странах, не подписавших эти документы. Другая слабость заключается в том, что они содержат протекционистские положения и двусмысленные формулировки, что позволяет преступникам избежать наказания. И самой большой слабостью договоров, касающихся конкретных видов терроризма, является вопрос ратификации. Например, на момент принятия резолюции Совета Безопасности 1373 только четыре страны ратифицировали Конвенцию о финансировании терроризма, в то время как 46 других стран подписали ее .
Только события 11 сентября повлияли на процесс ратификации. В течение шести месяцев после трагических событий 20 стран ратифицировали Конвенцию, которая должна была вступить в силу 10 апреля 2002 года. Однако борьба с терроризмом должна быть деятельностью, прочно укорененной в международном праве. Поэтому в документах ООН постоянно подчеркивается важность подписания, ратификации и эффективного осуществления Конвенции ООН по борьбе с терроризмом. Новым событием стала Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, впервые принятая в ООН 14 апреля 2005 года по инициативе России.
Конвенция является первым универсальным договором как по мирному, так и по военному атому, направленным на предотвращение террористических актов массового уничтожения. Таким образом, Конвенция по предотвращению терроризма впервые под эгидой ООН открывает возможности для сотрудничества в борьбе с терроризмом с применением ОМУ. Принципиальная новизна Конвенции открывает путь для разработки новых международно-правовых норм в борьбе с международным терроризмом в условиях, когда негосударственные субъекты обладают стратегическим оружием государств. Хотя применить Антитеррористическую конвенцию к вооруженным силам непросто, меры, предусмотренные Конвенцией, могут эффективно сдерживать террористов, пытающихся получить доступ к ядерному материалу. Следует также учитывать, что, хотя деятельность ООН не является нормативной, она может способствовать нормотворчеству в борьбе с международной преступностью и международным терроризмом. В этой связи важно отметить декларации, принятые Генеральной Ассамблеей ООН. Особо следует отметить Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей в декабре 1994 года. Декларация примечательна тем, что содержит ряд принципиальных положений, ставших для международного сообщества установленным инструментарием для решения проблемы международного терроризма сегодня.
Положения Декларации, хотя и не имеют обязательной силы, но носят принципиальный характер, которые легли в основу многих других международно-правовых документов и помогли сформулировать основные принципы борьбы с международным терроризмом. Эти положения были закреплены в Декларации ООН 1966 года.
В развитии международного уголовного права большую роль сыграла инициатива Комиссии ООН по международному праву по созданию международно-правовой базы для борьбы с международным терроризмом. Комиссия ООН по международному праву в 1954 году подготовила проект кодекса международных преступлений, который до сих пор не вступил в силу. Однако его работа продолжается, и очевидно, что этот документ сыграет важную роль в борьбе с преступлением международного терроризма .
И.И. Карпец в свое время высоко оценил эту идею, отметив, что она "очень значительна просто потому, что признает необходимость законодательства для защиты людей от преступных действий, которые наносят вред как международному сотрудничеству, так и отдельным государствам и лицам".
Другим важным документом является Статут международного уголовного права, подготовленный Комиссией ООН по международному праву. Необходимость создания международного судебного органа в рамках ООН напрямую связана с высоким ростом международной преступности. Если международные преступные деяния нарушают верховенство закона и интересы многих государств, то виновных в этих преступлениях должно судить не одно государство, а международный суд. Хотя международный терроризм не был включен в окончательный вариант Пакта, признается, что Суд может рассматривать другие международные преступления, а не только те, которые включены в Пакт, исходя из параметров преступления.
Окончательное принятие Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, разработанных Комиссией международного права ООН, также имеет важное значение для международного уголовного права. В настоящее время они приняты в качестве приложения к резолюции 56/589 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 года. Этот документ должен прояснить ответственность государств, не выполняющих свои международно-правовые обязательства по подавлению террористов, укрывающихся на их территории .
Совет Безопасности ООН играет особую роль в борьбе с международным терроризмом с момента принятия Резолюции 1373. Хотя эта резолюция была вызвана терактами 11 сентября 2001 года, в ней нет конкретной ссылки на это событие (хотя оно упоминается в преамбуле) и она не привязана ко времени. Большая часть резолюции относится к новым обязательным правилам международных действий и является больше, чем рекомендацией, относящейся к конкретной ситуации.
В резолюции, основываясь на конкретных обстоятельствах трагических событий 11 сентября, Совет Безопасности заявляет, что "такие акты, как и все акты международного терроризма, представляют собой угрозу международному миру и безопасности".
В комментариях единодушно отмечается, что, в силу своего обобщенного и абстрактного характера, резолюция 1373 является подлинной частью права Совета Безопасности, согласно принятому антитеррористическому органу. Предыдущие санкции Совета Безопасности, введенные в соответствии с главой VII Устава ООН, были направлены либо на конкретных получателей, либо на неопределенное число получателей. Однако только положения резолюции 1373 Совета Безопасности имеют характер полноценного законодательства, поскольку они не ограничены типом террористического преступления, временем, географией или национальными границами. Однако сомнительно, в какой степени полномочия Совета Безопасности могут быть расширены, чтобы объявить о существовании угрозы миру на основании существования феномена терроризма, в отрыве от конкретных обстоятельств.
Наконец, один момент, который можно применить к законотворчеству ООН. Эффективность любого международного правового режима зависит от его реализации и поддержки со стороны государств. Существующие международно-правовые документы по терроризму не образуют всеобъемлющей системы, и в них остаются пробелы. Уровень ратификации этих документов также остается очень низким.