Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества резко возрастает потребность в иноязычном общении, существенную важность приобретает необходимость интернациональных контактов, в основе которых лежит именно способность к аудированию. Тема становится все более актуальной в свете современного развития общества, когда важна способность к международному общению и аудированию. Сегодня знание английского языка становится неотъемлемой частью жизни, поскольку он считается языком международного общения. Однако современные образовательные стандарты выдвигают цель формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, что делает понимание иностранной речи на слух все более важным аспектом школьного обучения.
В последнее время уделение внимания проблеме аудирования становится все более важным для методистов. Хотя теоретический анализ данного процесса продолжается, практическое применение конкретных методик обучения все еще ограничено. Известно, что методика обучения аудированию находится наименее разработанной стадии.
Это связано, главным образом, с тем, что ранее считалось, что аудирование является простым навыком, и что ученики смогут научиться понимать речь без дополнительной тренировки, если уделять внимание только устной речи при обучении.
Оказавшись недостаточно эффективным, это мнение было опровергнуто как в теории, так и практике. Хотя навыки говорения и аудирования тесно связаны между собой, развитие понимания устной речи возможно только при использовании специально разработанных методик. Согласно некоторым исследованиям, даже люди с высоким уровнем владения иностранным языком испытывают трудности при понимании речи носителей языка. Психологи также утверждают, что восприятие и понимание устной речи являются сложными процессами. Следовательно, аудирование является одним из наиболее сложных навыков речевой деятельности и требует развития наравне с другими умениями.
Объект исследования – процесс обучения аудированию обучающихся на уроках английского языка.
Предмет исследования – приемы обучения аудированию учащихся среднего звена на уроках английского языка.
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты формирования умений аудирования у учащихся среднего звена на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) определить содержание и функции аудирования на уроках английского языка;
2) выявить трудности, возникающие у учащихся в процессе аудирования аутентичных текстов на английском языке;
3) исследовать возможности использования цифровых технологий при обучении аудированию в школе;
4) разработать фрагмент урока английского языка в 9 классе на основе УМК «Spotlight».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. История преподавания аудирования в отечественной и зарубежной методике
Аудирование является сложным видом речевой деятельности, поскольку процессы аудирования в реальном общении невозможно вернуть назад и проанализировать в деталях. Новая информация постоянно сменяет предыдущую, и услышанное безвозвратно исчезает. Зачастую у слушающего недостаточно времени на осмысление услышанного, из-за чего понимание не достигается, что нарушает процесс коммуникации.
Термин "аудирование" был впервые введен в методику преподавания иностранных языков в 1930 году американским психологом Доном Брауном в его работе "Teaching Aural English".
В России использование данного термина рассматривалось З.А. Кочкиной в 1964 году в статье "Что такое аудирование?", где поднимался вопрос о выборе терминов "слушание" и "аудирование". Методист отметила, что "не всякое слушание имеет своей целью развитие умения понимать речь", и этот термин уже тогда не удовлетворял исследователей. С этого времени началась более активная разработка аспектов обучения аудированию.
Роль аудирования в учебном процессе изменялась в зависимости от ведущего методического подхода. На начальном этапе обучения иностранным языкам считалось, что нет необходимости отдельно обучать восприятию устной речи.
В грамматико-переводном и лексико-переводном методах, преобладавших длительное время, развитие аудитивных навыков и умений игнорировалось, основное внимание уделялось чтению и переводу. Согласно Зимней, Елухиной, Гез и другим исследователям, наблюдается недостаточное внимание к развитию навыков аудирования по сравнению с другими аспектами речевой деятельности. Данные Хэкита показывают, что к 1955 году было опубликовано значительно больше работ о чтении, чем о слушании. Образовательные программы 1940-1960 годов подтверждают, что аудирование трактовалось скорее как средство изучения грамматики и произношения, чем как самостоятельный вид речевой деятельности. В целом, интерес к развитию аудирования у методистов и преподавателей появился только в середине прошлого столетия.
В середине XX века были разработаны методы и подходы, где аудирование играло ключевую роль. К ним относились:
• Аудио-лингвальный метод, в котором основное внимание уделялось предъявлению языковых моделей;
• Натуральный подход, предлагавший в первую очередь усвоение доступного языкового материала;
• Метод общей физической реакции.
Важным событием, способствовавшим смене парадигмы в этой области, стала вторая конференция Международной ассоциации прикладной лингвистики, состоявшаяся в 1969 году в Кембридже. С появлением аудио-лингвального метода во второй половине XX века, аудирование стало ключевым умением в изучении иностранных языков. Этот метод, разработанный лингвистом-структуралистом Ч. Фризом и методистом Р. Ладо, акцентировал внимание на устной речи и стимулировал развитие устного общения. Он предполагал, что ученики сначала должны учиться воспринимать устную речь для знакомства с фонетической системой, затем повторять и воспроизводить услышанное. После этого они переходили к чтению и написанию текстов, используемых в устной речи. В рамках этого метода начали использовать лингафонные кабинеты и различные аудиоматериалы для эффективного обучения иностранным языкам. [8]. По мнению А.Б. Берстеновой и И.М. Фишер, высокая эффективность данного метода основана на естественном механизме восприятия языка. Он предусматривает в процессе занятий использование слухового канала восприятия, многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что приводит к образованию речевых автоматизмов [9].
Однако, аудио-лингвальный метод был также подвергнут критике за его корни в бихевиоризме, который предполагает, что поведение формируется при воздействии определенных стимулов и обучение происходит благодаря многократному повторению и закреплению таких реакций. По мнению критиков, овладение языком с использованием данного метода осуществляется путем имитации и практики, что ограничивает разнообразие и креативность в изучении иностранных языков.
90-е годы ХХ века были выделены С.В. Говоруном как новый этап развития методики обучения аудированию. В этот период отечественные и зарубежные исследователи предложили новые подходы к классификации навыков и умений аудирования, а также обратились к психолингвистической стороне восприятия речи и рассмотрели метод обучения аудированию, основанный на стратегиях.
В рамках обучения на основе содержания, или Content Based Instruction, умение аудирования развивается параллельно с навыком говорения. Этот метод акцентирует внимание на использовании иностранного языка в профессиональной области и обучает студентов слушать и понимать речь на определенные темы и контексты. Преподаватели, применяющие данный метод, отмечают, что он способствует эффективному развитию навыков аудирования у учащихся. Таким образом, в методах и подходах последних десятилетий восприятие устной речи занимает нишу важного для обучения умения.
1.2. Задачи и способы обучения аудированию
В число задач, которые стоят перед школой в связи с обучением иностранному языку, входит также задача научить школьников слушанию и пониманию иноязычной речи. Это умение называют термином «Аудирование» [4]. Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. В реальном общении приходится сталкиваться с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Это происходит в следующих ситуациях:
• различные объявления;
• новости радио и телевидения;
• различные инструкции и поручения;
• лекции;
• рассказы собеседников;
• выступления актеров;
• разговор по телефону и т.п. [5].
Помимо ключевой роли аудирования, другими важными целями его обучения являются:
1. Достижение понимания высказываний собеседника в разнообразных ситуациях коммуникации, даже при наличии незнакомых языковых единиц.
2. Понимание учебных и аутентичных текстов с различной степенью и глубиной проникновения в их содержание.
По степени и глубине понимания аудио текстов в методике обучения иностранным языкам выделяют несколько классификаций аудирования по его
Фрагмент для ознакомления
3
1) Английский язык. Пособие по аудированию и развитию навыков устной речи по английскому языку. Лабораторные работы по практической грамматике английского языка (комплект из 3 книг). - М.: ГИС, 2013. - 710 c.
2) Архипова, Л. В. Аудирование монологической речи: учебно-методическое пособие / Л. В. Архипова, Н. М. Немцова. — Тамбов: ТГТУ, 2017. — 162 с. — ISBN 978-5-8265-1676-8. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/320147 (дата обращения: 11.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3) Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач. // Иностр.яз.в школе, 1985 - №5. - С 15-17.
4) Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе; Проблемы и перспективы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2103 "Иностранный язык», - М:Просвещение, 1988.-256 с.
5) Бим ИЛ. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // Иностр.яз.в школе, 1989,- М. - С.19-26.
6) Гальперин П.Я., Запорожец Л.В., Эльконин ДБ. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психологии.-1963.- Ш.- С. 15-17.
7) Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр "Академия", 2009.С-59
8) Гаспарян, Е. Б. Развитие навыков аудирования и ведения дискуссии. Уровни A2-B1 / Advance Your Listening and Debating Skills / Е.Б. Гаспарян, О.О. Чертовских. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 364 c.
9) Книга для учителя к учебнику англ. яз. Английский в фокусе/ «Spotlight” Учебник англ. яз. для 9 кл. общеобраз. учрежд. /Ю.Е. Ваулина и др.. – Изд. четвертое. –М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
10) Маринская, А. П. Иностранный язык. Английский : учебно-методическое пособие / А. П. Маринская, Т. Р. Галиева. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2018. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180373 (дата обращения: 11.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11) Рябкова, Г. В. Использование адаптированных текстов на английском языке для развития навыков аудирования : учебное пособие / Г. В. Рябкова. — Москва: МАИ, 2023. — 85 с. — ISBN 978-5-86976-412-6. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/383201 (дата обращения: 11.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
12) Purdy, M. What is listening? In M. Purdy, & D. Borisoff (Eds.), Listening in everyday life: A personal and professional approach (2nd ed., pp. 1-20). Lanham, MD: University Press of America, 1997.
13) Rost, M. Teaching and researching listening. Great Britain: Pearson Education, 2002.
14) Schmidt, A. Listening journals for extensive and intensive listening practice. English Teaching Forum, 54(2), pp. 2-11, 2016.
15) Waring, R. Extensive listening. Rob Waring’s Websites. Personal website, 2010. 7. Yeh, C. C. An investigation of a podcast learning project for extensive listening. Asian-Focused ELT Research and Practice: Voices from the Far Edge, 2017.