Фрагмент для ознакомления
2
Спорт в обществе воспринимается как один из важнейших социальных институтов, на который направлена активная политика государства. Включение спорта в систему государственной деятельности имеет значительное воздействие на социальные отношения в обществе. Спортивная политика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с физической активностью и соревнованиями. Ее можно рассматривать как особое направление социальной политики, включающее разнообразные меры, принимаемые государством .
Физическая культура и спорт выполняют важные функции, способствуя решению различных общественных задач. Например, развитие физической подготовки населения способствует повышению экономического потенциала государства. Спорт также имеет важное значение в сфере внешней политики, представляя собой инструмент для подтверждения правильности внутренней и внешней политики государства. Он способствует объединению различных наций и укреплению международного сотрудничества путем установления контактов во время спортивных мероприятий.
Государственная стратегия в секторе физической культуры и спорта требует конкретных действий для достижения своих целей и задач. Для этого политика в этой сфере должна активно осуществляться. Данное направление считается одним из приоритетов государственной политики и охватывает различные аспекты общественной жизни. Основные цели государственных органов в данной сфере включают создание условий для занятий спортом и физической активностью, улучшение общественного здоровья, преодоление неблагоприятных демографических тенденций и снижение нагрузки на медицинские учреждения. Развитие физической культуры рассматривается как ключевой фактор формирования человеческого капитала наряду с системой здравоохранения. Важным аспектом также является подготовка спортивных кадров и обеспечение успешного выступления национальных сборных команд на международных соревнованиях, в первую очередь, в олимпийских видах спорта.
Эффективное решение поставленных задач требует наличия соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы. В настоящее время в области физической культуры и спорта существующие правовые и нормативные акты недостаточно обеспечивают полное осуществление прав каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, поскольку многие аспекты в данной сфере остаются без законодательного урегулирования . Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является основным нормативным актом в данной области на данный момент. Закон подвергается изменениям, принимаются дополнительные федеральные законы, которые вносят изменения в его положения, расширяют и уточняют его концепции. Для полноценной реализации указанного закона необходимо разрабатывать и принимать дополнительные нормативные акты.
Государственная стратегия в сфере физической культуры и спорта направлена на установление специализированной системы управления, где будут четко определены и согласованы компетенции, полномочия, функции и ответственность всех участников физкультурно-спортивной деятельности на различных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. В России рассматривается возможность передачи контрольных функций над участниками спортивной системы национальным федерациям по отдельным видам спорта. Хотя официально лицензирование осуществляется федеральным центром, на практике в профессиональном спорте эту роль активно выполняют национальные и международные спортивные федерации по отдельным видам спорта. Также рассматривается делегирование полномочий по аккредитации региональных спортивных организаций, включая федерации по отдельным видам спорта, к крупным общенациональным спортивным объединениям, которые уже прошли государственную аккредитацию .
Вопрос установления реестра специалистов в области спорта следует передать на корпоративный уровень. В настоящее время этим вопросом занимается государство, определяя перечень должностей и профессий, связанных с физкультурно-спортивной сферой, в юридической форме.
Сокращение государственного влияния на спортивные организации не означает полной потери контроля над ними. Переход к корпоративной форме сопровождается государственной регистрацией, а деятельность в области спорта осуществляется в соответствии с разработанными стратегиями и программами развития отрасли. Уменьшение роли профильных государственных органов и снижение их полномочий могут оказаться разгрузкой, позволяющей сосредоточиться на важных проблемах физкультурно-спортивного сектора, требующих непосредственной государственной поддержки.
Таким образом, в настоящее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование специализированной системы управления, где ясно определены компетенции и ответственность различных уровней власти и участников физкультурно-спортивной деятельности. Вмешательство государства в эту сферу не означает полную утрату контроля, а скорее предполагает разгрузку профильных государственных органов за счет делегирования некоторых полномочий на корпоративный уровень.
1.2. Система управления физической культурой и спортом
Изучение организации государственного управления в области социальной сферы, включая физическую культуру и спорт, относят к деятельности государственных органов и учреждений всех уровней власти. Цель этой деятельности - определение целей развития и реализация мер по регулированию, организации и координации воздействия на различные сферы общества для удовлетворения потребностей граждан и достижения общественных целей развития. Управление осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в зависимости от уровня управляемых объектов. Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функции государственных органов управления физической культурой и спортом по уровням государственного устройства РФ
На федеральном уровне формулируется политика государства в области физической культуры и спорта, определяются стратегические цели и задачи для ее развития. На региональном уровне эти цели и задачи конкретизируются, выявляются проблемы развития данной области в регионе, а также определяются основные направления развития. На муниципальном уровне осуществляется конкретизация и решение основных задач физической культуры и спорта, учитывая местные условия и возможности.
В дополнение к государственному управлению в области физической культуры и спорта существует общественное управление, которое включает в себя юридически оформленные общественные объединения. Данные организации действуют в соответствии с законом и осуществляют свои функции в рамках установленных полномочий. Задачи общественного управления в сфере физической культуры и спорта определяются основными направлениями развития отдельных видов спорта. Отмечается, что только две организации в общественном сегменте имеют смешанную форму подчинения - СО "Динамо" и СО "Юность России".
Структура общественного управления имеет три уровня . Однако во многих муниципальных образованиях отсутствуют федерации по отдельным видам спорта. В таких случаях координация физкультурно-спортивных секций по видам спорта в муниципальных образованиях осуществляется региональными общественными организациями.
Трехуровневая структура управления присутствует в общественном сегменте. Тем не менее, многие муниципальные образования не имеют федераций по отдельным видам спорта. В таких случаях координация физкультурно-спортивных секций, действующих в муниципальных образованиях, осуществляется региональными общественными организациями.
Для эффективного выполнения функций на всех уровнях государственного устройства Российской Федерации были созданы органы управления специальной компетенции - субъекты управления. На федеральном уровне функционируют Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Олимпийский комитет России, федерации по видам спорта, а также физкультурно-спортивные общества .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.06.2024)
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.10.2008 N 1445 "Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120971/07746b4d1463ecef2b2d0fe53f1421a5b06f78c8/ (дата обращения: 01.06.2024)
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 01.06.2024)
4. Постановление Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 г. N 24-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/7249702/ (дата обращения: 01.06.2024)
5. Постановление Губернатора Новосибирской области от 29 декабря 2007 г. N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/7174924/ (дата обращения: 01.06.2024)
6. Постановление Губернатора Новосибирской области от 11 февраля 2015 г. N 21 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 06.12.2013 N 297" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/7249726/ (дата обращения: 01.06.2024)
7. Постановление Губернатора Новосибирской области от 2 марта 2012 г. N 35 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/7208768/ (дата обращения: 01.06.2024)
8. Государственная программа Новосибирской области "Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openbudget.mfnso.ru/analitika/gosudarstvennye-programmy/gp-no-razvitie-fizicheskoj-kultury-i-sporta-v-novosibirskoj-oblasti (дата обращения: 01.06.2024)
9. Алоян, М.С. Анализ муниципальной политики в сфере развития спорта и физической культуры в г. Новосибирске / М.С. Алоян, А.В. Лопарев, Д.С. Юдин // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2022. – С. 158-160.
10. Галиева, Е. Б. Система государственного управления физической культурой и спортом / Е. Б. Галиева // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – № 2(14). – С. 34-39.
11. Гладенкова, В.П. Особенности системы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации / В.П. Гладенкова, А.Ю. Жмыхова, Ю.П. Шишкина, Ю.О. Лобанова, С.Ю. Павлова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023. – №8 (222). – С. 95-99.
12. Грабова, И. В. Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации / И. В. Грабова // Перспективы государственно-правового развития Россиив XXI веке. – 2017. – С. 721-724.
13. Душанин, А. П. Управление физической культурой и спортом в Российской Федерации (организационно-правовые вопросы / А. П. Душанин // Спорт: экономика, право, управление. – 2020. – № 2. – С. 18-26.
14. Каинков, И. В. Государственная политика в области физической культуры и спорта в Российской Федерации / И. В. Каинков // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2020. – С. 102-104.
15. Козловцева, А. А. Государственная политика в области физической культуры и спорта / А. А. Козловцева // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – № 5-1. – С. 39-43.
16. Петухов, Р. Л. Физическая культура и спорт как объект государственного и муниципального управления / Р. Л. Петухов // Бизнес и общество. – 2020. – № 1(25). – С. 1-5.
17. Пикурова, А.А. Анализ инфраструктуры отрасли "Физическая культура и спорт" Новосибирской области / А.А. Пикурова, Е.Л. Сорокина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – №11-2. – С. 185-189.
18. Ривкинд, А.В. Управление развитием спорта в Новосибирской области / А.В. Ривкинд // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №1-3. – С. 144-147.
19. Руф, В. С. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта среди молодежи / В. С. Руф, М. С. Новоселова // Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе. – 2022. – С. 364-368.
20. Представители федерального центра подготовки спортивного резерва провели в Новосибирске семинар для специалистов отрасли [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sport.nso.ru/news/16992 (дата обращения: 01.06.2024)