Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Для развития экономической системы любого государства важно определить необходимое взаимодействие рыночных механизмов и государственного регулирования. В настоящее время очевидно, что устранение государственного влияния на экономическую деятельность может иметь множество негативных последствий. Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 года №618 [4] направлен на укрепление национальной экономики и предотвращение монополистической деятельности. В частности, в данном Указе подчеркивается, что активное содействие развитию конкуренции является приоритетом для Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Центрального банка РФ и других федеральных и региональных органов государственной власти. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2021 года № 2424-р утверждена Государственная программа развития конкуренции в РФ на период 2021-2025 годов [5], в которой предусмотрены дополнительные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства и антимонопольному регулированию. В нем предусмотрен ряд мер и директив, направленных на совершенствование законодательства, в частности, на пресечение ситуации, когда местные власти принимают решение о создании единых предприятий в конкурентном секторе с целью подавления конкуренции.
Отсутствие конкуренции часто приводит к поломке рыночного механизма, усиливает противоречие между коллективным и общественным интересом и ухудшает социально-экономическое развитие государства. Поэтому очевидно, что одним из ключевых компонентов конкурентной политики и обеспечения социально-экономической стабильности в интересах субъектов предпринимательской деятельности является антимонопольная регуляторная политика, которая осуществляется органами власти и лицами контрольных органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением положений хозяйственного права и законодательства, являющихся компонентами антимонопольной правовой системы.
На федеральном уровне ряд органов государственной власти в той или иной степени наделены полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в РФ. Однако наиболее важная роль в этой области отводится Федеральной антимонопольной службе РФ (далее - ФАС РФ) - федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному принимать правила и контролировать соблюдение антимонопольного законодательства в сферах естественных монополий, рекламы и контроля иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для обороны страны. Выполнение вышеперечисленных функций требует от ФАС РФ постоянного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, важной функцией является управление.
Проблема данного исследования заключается в том, что многие теоретические работы являются дискуссионными. Внедрение гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства является одной из проблем современных правоохранительных органов. Несмотря на то, что судебное преследование основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, методы защиты прав антиконкурентной деятельности имеют определенные особенности, обусловленные характером нарушения и межотраслевым характером защиты.
Наряду с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, связанной с применением норм гражданского и антимонопольного законодательства, положения специального Федерального закона "О защите конкуренции" важны для понимания определенных аспектов реализации гражданского законодательства. Все эти факторы еще раз подчеркивают актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности исходит из того, что, как раньше, так и в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарович Е.П., Валинурова А.А., Щербак А.С., Логинова К.Ю., Ефимов Д.А., Валинурова А.А., Бурганова Р.А., Балабанова Н.В., Перепелкина Я.А. и другие авторы.
Хотя работа этих авторов заслуживает высокой оценки, следует признать, что большинство вопросов, связанных с тематическим содержанием работы, до сих пор остаются актуальными и дискуссионными. В связи с этим необходимо исследовать гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства в соответствии с новыми экономическими условиями.
Нормативно-правовая основа исследования включает в себя следующее: Конституция Российской Федерации [1], Гражданский кодекс РФ [2] и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в различных учебных заведениях на предметах «Гражданского права».
Объект исследования составляют общественные отношения, урегулированные нормами права, складывающиеся в процессе исследования гражданско-правовых последствий нарушений антимонопольного законодательства.
Предметом исследования составляют нормы права, регулирующие исследование гражданско-правовых последствий нарушений антимонопольного законодательства.
Целью исследования является исследовать актуальные проблемы гражданско-правовых последствий нарушений антимонопольного законодательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть правовую сущность гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
2.проанализировать способы защиты прав в связи с нарушениями антимонопольного законодательства;
3.исследовать гражданско-правовые последствия нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг;
4.провести анализ судебной практики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1.Правовая сущность гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства
Согласно действующему законодательству, любое действие, выходящее за рамки правовой системы добросовестной конкуренции, влечет за собой ответственность, которая традиционно делится на гражданскую, административную и уголовную. Такое разграничение обязанностей отражает принцип сочетания публичных и частных интересов, защита которых осуществляется посредством актов административного, уголовного и гражданского права, включая различные средства такой защиты [18, с. 74].
Применение антимонопольных норм, включая положения, определяющие правила участия антимонопольных органов в защите государственных и частных интересов, как органа исполнительной власти, на который возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявления нарушений и привлечения к ответственности, вносит свои коррективы в осуществление правосудия.
Наиболее мягким видом ответственности из этих видов является гражданско-правовая, поскольку она не предусматривает репрессивных мер и носит восстановительный характер.
Согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона "О защите конкуренции" [3], лицо, права и интересы которого страдают в результате нарушения антимонопольного законодательства, имеет право в установленном порядке: обратиться в арбитражный суд с иском о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, имущественного ущерба.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 19.04.2024) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434
Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 8111
Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р (ред. от 20.01.2023) Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 годы// СПС Консультант плюс
Основные направления развития финансового рынка РФ на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 04.04.2023).
Рекомендации ФАС России от 26 августа 2019 г. № АК/74286/19 "Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона "О защите конкуренции" // СПС "Гарант".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" // Бюллетень Верховного Суда РФ", № 5, май, 2021
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 апреля 2024 года Дело № СИП-439/2023 // https://kad.arbitr.ru/Card/e2584cdc-1b0e-4772-9087-00252f22a675
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 февраля 2020 г. по делу № СИП-754/2018. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 16133/11 по делу № А40-4717/11-67-39//СПС Консультант плюс
Решение Суда по интеллектуальным правам от 13.04.2016 по делу № СИП-478/2015// СПС Консультант плюс
Решение Суда по интеллектуальным правам от 02.12.2015 по делу № СИП-487/2015// СПС Консультант плюс
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2014 по делу № А70-8887/2013// СПС Консультант плюс
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 № Ф05-19663/2015 по делу № А40-26038/2015// СПС Консультант плюс
Определением Верховного Суда РФ от 19.05.2016 № 305-КГ16-4070// СПС Консультант плюс
Учебная и научная литература
Головченко, О. Н. Правовые аспекты ответственности онлайн-платформ электронной коммерции за нарушение антимонопольного законодательства / О. Н. Головченко // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2023. – № 9. – С. 74-78.
Даниловская, А. В. Вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства / А. В. Даниловская // Право и практика. – 2023. – № 4. – С. 198-203.
Есаулова, А. А. Оборотный штраф за нарушение антимонопольного законодательства / А. А. Есаулова // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 10, № 1. – С. 66-74.
Петров А.В., Бурячек В.И., Дибаева С.Е., Коренькова Д.Д., Савельев В.Е., Сергеева Е.Е. Недобросовестная конкуренция с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на средства индивидуализации: анализ актуальной судебной практики // Конкурентное право. 2020. № 3. С. 16 - 22.
Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом: монография / О.А. Поротикова. 3-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2020. 241 с.
Предпринимательское право: учебник: в 2 т. / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Д.А. Жмулина и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2023. Т. 1. 624 с.
Пузыревский, С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях / С. А. Пузыревский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 7(95). – С. 16-22.