Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Педагоги любой образовательной организации, включая дошкольные, всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения детей. Информацию и цифровизацию образовательной среды можно рассматривать как инновации, которые, в том числе, коснулись и дошкольного образования. Сегодня каждый педагог в своей профессиональной деятельности использует цифровые и информационно-коммуникационные технологии и это является большим подспорьем в работе каждого педагога. В настоящее время все эти цифровые и электронные инструменты лишь развиваются и совершенствуются.
Проблемы развития личности детей рассматривали исследователи А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит первоначальное раскрытие творческих сил ребёнка.
Электронные и компьютерные игры всё чаще применяются в образовательной практике дошкольного образования. Педагоги используют их как в качестве дидактических и развивающих игр, так и на учебных занятиях при изучении природы, проблем сохранности экологической среды и др.
Педагоги практики отмечают, что при правильном подходе любые цифровые инструменты, предназначенные для дошкольных организаций, приносят большую пользу, поскольку формируют у детей необходимые навыки и компетенции.
Можно отметить, что использование в дошкольной образовательной среде компьютерных и электронных игр открывает перед педагогами новые перспективы.
Без использования компьютера сегодня не обходится ни один продуктивный процесс. Большое количество инновационных образовательных платформ и цифровых инструментов позволяют говорить о развитии и формировании дошкольника.
Проблемой исследования является необходимость оптимального использования в развивающем процессе ДОУ электронных и компьютерных игрушек и недостаточное количество сопровождающих методических материалов.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость познавательного развития дошкольников средствами электронной и компьютерной игрушки.
Объект исследования: процесс использования электронных и компьютерных игрушек для познавательного развития дошкольника.
Предмет исследования: электронные и компьютерные игрушки для познавательного развития дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО.
2. Изучить средства и способы познавательного развития дошкольников.
3. Описать организационно-педагогические условия познавательного развития дошкольников средствами электронной и компьютерной игрушки.
4. Предложить методические рекомендации по развитию дошкольников средствами электронной и компьютерной игрушки.
Практическую значимость исследования представляет интерес со стороны педагогов дошкольного образования, студентов педагогических колледжей и вузов.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
1. Теория деятельности (К.А. Албульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)
2. Теория личностно-ориентированного образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, М.Н. Снаткин и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы познавательного развития дошкольников средствами электронной и компьютерной игрушки
1.1. Анализ понятия познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО
Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из самых сложных среди проблем современной педагогики. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования потребности в познании нового [7].
Один из видов детской активности – это интерес к познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности как условия умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике дошкольного образования достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности субъекта на принципах личностно-ориентированного обучения.
Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12]. Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема, как именно активизировать познавательный интерес ребёнка, или, какие методы необходимо применять, чтобы повысить активность детей на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей развития и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления детей. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к продуктивной деятельности и к приобретению новых знаний [21].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес дошкольников к познанию является определяющим фактором в процессе овладения ими новых понятий. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у дошкольников.
Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения нового материала, характерен для педагогической практики. Педагоги понимают, что здесь необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности дошкольников [9].
Познавательная деятельность субъекта – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная направленность субъекта характеризуется постоянным стремлением к познанию, следовательно, к более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь у отдельно взятого субъекта, познавательная активность становится основой положительного отношения к познанию нового.
Познавательная активность всегда носит поисковый характер. У школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом, его поисковая деятельность всегда совершается с увлечением и от этого, он испытывает эмоциональный подъем и радость [17].
Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения и её действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса, любая работа даже у слабых детей протекает более продуктивно. Именно познавательная активность является одним из самых значимых факторов процесса, влияние которого неоспоримо на создание светлой и радостной атмосферы. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:
-готовность выполнять задания;
-стремление к самостоятельной деятельности;
-осознанность выполнения заданий.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. Управление активностью дошкольников традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как текущий процесс побуждения учащихся к энергичному и целенаправленному учению. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых дети сами должны:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание
дошкольников; под ред. Н.Н. Поддьякова. – Москва: Академия, 2008. –528 с. - Текст непосредственный.
2. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала
информационных технологий на основе комплексирования средств их
реализации / В. Н. Аниськин // Информатизация образования. – 2010. – No1. –С. 241 – 243. - Текст непосредственный.
3. Арсенова, М.А., Мультимедиа ресурсы как средство
математического развития детей старшего дошкольного возраста/
/М.А. Арсенова, С.С. Хотякова // Научный аспект. – 2016. – N 4. – С. 59 – 64. - Текст непосредственный.
4. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет:
программа, развернутое планирование модели занятий / Авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель, 2012. – 175 с. - Текст непосредственный.
5. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н. Булгакова. - Информатика. – 2011. – N 18. – С.16-17. - Текст непосредственный.
6. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование)
: http://psyjournals.ru (дата обращения: 03.06.2024). – Текст: электронный.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
/А.К. Бондаренко – Москва.: Издательский центр, 2019. – 160 с. - Текст непосредственный.
8. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры / /Т.П. Быкова
//Дошкольное воспитание, 2014. – N 1. – С. 30 – 32. - Текст непосредственный.
9. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – N 2. – С. 5 – 12. - Текст непосредственный.
10. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева. - Психологическая наука и образование. – 2012. - No2. –С. 5-10. - Текст непосредственный.
11. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового
комплекса дошкольного учреждения / Г.С. Гушлевская. - Детский сад от А до Я. – 2013. – No1. – С.17-21. - Текст непосредственный.
12. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном
процессе детей дошкольного возраста /С.В. Гурьев:
http://www.rusedu.info/Article849.html (дата обращения: 03.06.2024).– Текст: электронный.
13. Данилина, В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В.В. Данилина, Н. Н. Янкина // Молодой ученый. – 2016. – N 12. – С. 31–34. - Текст непосредственный.
14. Дмитриев, Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для
обучения и развития детей дошкольного возраста детей / Ю.А. Дмитриев // Здоровьесберегающее образование – 2017. N1 (13). – С. 56– 61. - Текст непосредственный.
15. Зылевич, И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в
детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного
возраста / И.А. зылевич. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38. - Текст непосредственный.
16. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2018. – 240 с. - Текст непосредственный.
17. Клопотова, Е.М. Компьютерные игры в жизни современных
дошкольников / Е.М. Клопотова //Дошкольное воспитание –2014. – N 7. – с.97-104. - Текст непосредственный.
18. Коротаева, Е. В. Дидактические основы интерактивного обучения/ Е. В. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2018. – N 2. – С. 105 –108. - Текст непосредственный.
19. Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и
реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления
старших дошкольников /З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного
университета. 2014. No1. URL: (дата обращения: 03.06.2024). – Текст: электронный.
20. Лежнина, М.А. Готовность будущих педагогов к использованию
электронных образовательных ресурсов в развитии старших дошкольников / М.А. Лежнина // Педагогические науки. – 2014. – N 7. С. 71 – 73. - Текст непосредственный.
21. Лежнина, М.А. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста / М.В. Лежнина //Вектор науки ТГУ. –2015. – No3(6). – С. 183 – 186. - Текст непосредственный.
22. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. – Москва: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр
«Сфера», 2012. – 144 с. - Текст непосредственный.
23. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Москва: Детство - Пресс, 2019. – 160 с. - Текст непосредственный.
24. Моторин, В.К. «Воспитательные возможности компьютерных игр»: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 03.06.2024). – Текст: электронный.
25. Мухина, С.Б. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного
образования / С.Б. Мухина, Т.В. Лапшина //Научный поиск. – 2015. – N 3. – С.5 – 8. - Текст непосредственный.