Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена проблеме жанровой специфике романа «Игра в бисер».
Изучение этой темы актуально, поскольку роман «Игра в бисер» относится к числу шедевров мировой литературы 20 столетия. Кроме того, проблема «расшифровки» как жанровой природы, так и концепта игры в бисер остается в литературоведении дискуссионной. Роман «Игра в бисер» имеет огромную значимость и анализа творческого пути самого Гессе, поскольку фабула романа, его жанр, поэтика и символика отражают идеологические воззрения Гессе. Следует отметить, что в романе «Игра в бисер» обнаруживается выраженная антитоталитарная позиция самого писателя.
Эта позиция Гессе стала оформляться еще в годы первой мировой войны. Принципиально осуждая бесчеловечную бойню, Гессе видел в ней следствие политической и моральной дискредитации современной буржуазной цивилизации. Несмотря на свое стремление порвать с Германией, писатель оставался германским подданным, проживая в Швейцарии, чтобы, по его словам, «не создалось впечатления, что я дезертировал в трудную минуту». Не случайно именно в этот период завязывается переписка и устанавливаются творческие контакты с Р. Ролланом, и Гессе дает высокую оценку деятельности французского гуманиста.
К роману Гессе обращались многие исследователи. Согласно позиции В.Н. Пашигорева, роман Гессе «Игра в бисер» - это антитоталитарный роман, а также роман воспитания. Интересна также позиция О. Элькан, которая исследует данный роман как «музыкальный» ребус, синтетический роман.
Объект исследования – роман Г. Гессе «Игра в бисер».
Предмет исследования – жанровая специфика романа «Игра в бисер».
Цель работы – изучение жанровой специфики романа Г. Гессе «Игра в бисер».
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
Изучить особенности историко-культурного контекста романа.
Дать общую характеристику романа «Игра в бисер»
Провести анализ романа «Игра в бисер» как романа-воспитания
Рассмотреть основные черты и смысловую наполненность, символику «Игры в бисер» как философского синтетического романа.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1.Историко-культурный контекст романа. Общая характеристика романа «Игра в бисер»
1.1.Специфика романа «Игра в бисер»
Гессе с сочувствием встретил Ноябрьскую революцию в Германии: «Во время немецкой революции я был без всяких оговорок на стороне революции». Но, по признанию художника, его «надежды на настоящую немецкую революцию давно рассеялись. Германия упустила возможность совершить свою собственную революцию и найти свою собственную форму».
Испытав глубокое разочарование в германской революции и политической системе Веймарской республики, Гессе принимает в 1923 году швейцарское подданство. Обнаруживая большую социальную проницательность и дальновидность, Гессе в 1931 году в письме Томасу Манну, отказываясь стать членом Берлинской академии, заявляет: «Я не потому не доверяю нынешнему государству, что оно новое и республиканское, а потому что оно кажется мне недостаточно новым и республиканским».
В том же году, отвечая отказом на вторичное приглашение Т. Манна, Гессе уточняет: «... главной причиной того, что я не могу стать членом какой-либо официальной немецкой корпорации, является мое глубокое недоверие к немецкой республике... Я наблюдаю за событиями, которые кажутся мне бессмысленными... Я не в состоянии теперь читать ни одной немецкой газеты».
Отмежевавшись от «политической Германии» и приняв швейцарское подданство, Гессе вместе с тем всегда подчеркивал свою духовную связь с родиной и ее культурными традициями. В письме к Т. Манну в 1933 году Гессе признается: «Я ведь не могу избавиться от того, что есть во мне немецкого, и я считаю, что мой индивидуализм, мое сопротивление немецким аллюрам и фразам являются функциями, выполняя которые я служу не только себе, но и своему народу».
Находясь долгие годы в Швейцарии, Гессе высказывает критическое отношение к швейцарской республике. С другой стороны, Гессе с признательностью говорит о культуре и искусстве Швейцарии, с которыми он ощущает «родство и близость». Гессе активно не принимает фашистский режим в Германии и в 1934 году отказывается подписать расистскую «Декларацию арийца». Накануне утверждения гитлеризма Гессе, предвидя ход событий, в письме к цюрихскому литературоведу Ф. Абелю заключает: «...я должен был внимательно рассмотреть нашу немецкую духовность, наш сегодняшний язык, наши газеты, нашу школу, нашу литературу - и все это большей частью пришлось признать пустым и лживым».
С тревогой и озабоченностью Гессе пишет в 1932 году: «Положение в Германии, не только политическое и экономическое, но и еще больше моральное и интеллектуальное весьма осложняет мою жизнь и работу; нередко кажется, будто этот народ совсем погружен во мрак и утратил способность воспринимать все разумное и человеческое».
Гессе совершенно справедливо усматривает связь между фашистской диктатурой и всей предшествующей политикой буржуазной Германии, подготовившей воцарение антигуманизма: «...угрожающий ныне фашистский террор, - заявляет он, - есть точная и всей немецкой политикой тщательно обусловленная последовательность во всем, что происходило в официальной Германии с 1914 года и еще раньше». Питая открытую ненависть к нацизму, Гессе желает поражения Гитлеру.
Роман «Игра в бисер» (1943) чрезвычайно сложен и специфичен в стилевом и жанровом отношении. Это - роман-притча, роман-иносказание, роман-жизнеописание, включающий в себя отмеченный Т. Манном элемент пародии и юмора.
Вместе с тем, это - роман философский, роман воспитания, поскольку его герой проходит богатый и разнообразный путь интеллектуального формирования в направлении к духовной зрелости, к гуманизму. Весь центр тяжести произведения перемещен с внешнего на внутреннее, и Иозеф Кнехт осуществляет процесс становления своей личности под воздействием борьбы идей, процесс саморазвития и динамического саморазвертывания духовной потенции.
Герман Гессе хорошо осознавал антитоталитарную заданность романа. В 1955 году он писал: «Для меня речь шла о двух намерениях: создать такую духовную среду, в которой мог бы дышать и жить назло всему отравленному миру, возвести крепость и убежище, а во-вторых, показать сопротивление духа варварским силам и, насколько возможно, поддержать своих друзей в Германии в их сопротивлении и стойкости». Главенствующий художественный принцип романа - отчуждение. Вслед за Брехтом, Фейхтвангером и другими современниками, Гессе с самого начала отмежевывается от ненавистной ему «фельетонной эпохи», но, в отличие от упомянутых писателей, переносит события не в прошлое, а смотрит на них из будущего, с временной дистанции, с позиции абстрактного грядущего выносит приговор своему времени. Являясь утопией, роман Гессе представляет собой некую проекцию в будущее и звучит как своего рода предостережение: Гессе как бы предупреждает, что опасные тенденции развития современности, современной культуры грозят существованию самих основ цивилизации в дальнейшем. Ведь люди будущего являются «наследниками» фельетонной эпохи, республики Касталия и Игры в бисер со всей их рафинированностью и эзотеричностью. И результаты этого наследия налицо: «стирание индивидуальности» «до полного растворения личности в ее иерархической функции».
Для произведения Гессе как романа с мифологической тенденцией характерно превращение времени в пространство, а пространство во время, что обусловливает способ разработки личности героя.
Пространство настоящего трансформируется у Гессе во время прошлое, а время прошлое, рассматриваемое с позиций далекого будущего, продолжается в пространство будущего. Так, Гессе создает роман-миф, упраздняя конкретно-временную и модальную дискретность, обращаясь к мифологически-надвременным и вечным основам бытия.
Прием литературной мистификации и маскировки, восходящие к давнишней романтической традиции Жан-Поля и других романтиков, дает возможность Гессе еще раз подчеркнуть «пафос расстояния», свою непричастность к изображаемому настоящему, за которое он не несет ответственности.
А это настоящее, эта современность, как показывает Гессе в «Опыте общепонятного введения в историю Игры», есть «фельетонная эпоха» духовных суррогатов с ее бесполезностью и неприкаянностью, омертвелой и фальшивой культурой, эпоха деградации и измельчения духа, венцом которых является Игра в бисер.
1.2.Система героев, композиция романа
Далее необходимо обозначить общую фабулу романа Г. Гессе.
В частности, в романе дается описание общества интеллектуалов, которое располагается на территории вымышленной провинции под названием Касталия. Этот роман является футуристическим, то есть, посвящен описанию событий будущего времени. В качестве главного рассказчика выступает некий фиктивный историк, пишущий биографию героя.
В романе описано, что Европа столкнулась в прошлом с масштабным духовным кризисом. Однако кризис привел к тому, что все суждения перестали оцениваться. Например, артисты могли теперь свободно рассуждать об экономических вопросах, а журналисты – о философских проблемах. Что касается научной деятельности, то она перестала выполнять свои основные научные функции, а искусство прочно закрепилось в массовой культуре.
Разрешалось публиковать статьи любого содержания, особенно у публики пользовались популярностью развлекательные жанры. В качестве основного жанра стал выступать фельетон – именно с этим связано название «фельетонная эпоха». После эпохи неклассического развлечения общественности и создается страна интеллектуалов Касталия.
В Касталии была разработана специальная программа, учеников отбирали. Получить образование именно здесь считается престижным. Чаще всего после окончания обучения ученики так и остаются в Касталии. Это своего рода «республика ученых», утопическое микро-государство, которым управляют ученые, магистры. Здесь функционирует строгая иерархия. Основой повествования романа является рассказ об одном из бывших Магистров игры, Йозефе Кнехте. Все начинается с момента призвания совершенно юного Йозефа в касталийскую школу. Там состоялось его знакомство с Плинио Дезиньори. Затем Кнехт начинает дискутировать с Дезиньори, поскольку Дезиньори было свойственно не воспринимать серьезно степень важности и значимости того уклада жизни, который сформировался в Касталии.
Плинио покидает Касталию, поскольку питает желание начать полноценную жизнь, но все же, он дает клятву, что будет защитником мира. Повзрослевшему Кнехту суждено было стать частью иерархии руководителей Касталии. Он получает весьма сложное задание – речь идет об установлении контакта между Касталией и бенедиктинским монастырем Мариафельс. Далее Кнехт принимает решение оставить Касталию и занимает должность наставника сына своего старого друга. Но, к сожалению, Кнехт рано заканчивает свою жизнь вследствие несчастного случая.
Как мы видим, сюжет романа не является замысловатым, однако сам текст насыщен культурологическими и философскими смыслами. «Игра в бисер» - это роман-рефлексия, это философский труд, посвященный проблеме существования и развития культуры, сохранению интеллекта, высших ценностей познания в том мире, в котором царит Игра. Гессе критикует современную ему буржуазную концепцию культуры, поскольку эта концепция отошла от культурного классического наследия. Кроме того, многие рассуждения Гессе посвящены проблеме синтеза западной и восточной культур. Касталия – это культурный идеал, основанный на духовной самодисциплине, духовном достоинстве, порядке, гармонии. В мире потребления стали обесцениваться идеалы добра, истины, подлинной красоты. Мир пошел по неправильному культурному пути развития, тогда как Касталия оставалась своего рода оазисом культуры и свободы человеческого духа.
В своем романе Гессе подвергает яростной и обоснованной критике мещанство и приверженность глубокому индивидуализму, утрату чистоты и подлинности восприятия и понимания мира. Мир оказывается в ситуации культурного хаоса.
Игра стеклянных бус является главным занятием в Касталии. Разного рода искусства и науки, главным образом математика и музыка, были основой правил и языка Игры. Игра в бисер является игрой, содержащей в себе все культурные ценности. Суть данной игры состоит в передаче и сохранении опыта, гениальных идей, произведений искусства. Мастер, владея игрой стеклянных бус, теоретически способен к воспроизведению культурного и духовного содержания мира. Основная цель игры заключается в том, чтобы актуализировать духовные ценности, дать человеку опору в яростной борьбе против царящей в мире бездуховности. Как полагает Гессе, если не полагаться на культурные ценности, то нас неизбежно ждет культурное вырождение.
Подобно Генриху Новалиса, Иозеф Кнехт проходит необходимые ступени «предчувствия», «пробуждения» и «прозрения», а внешняя реальность служит потенциальным предлогом и поводом, стимулирующим самораскрытие духовной субстанции героя. Первая ступень внутреннего «пробуждения» Кнехта раскрывается в главе «Призвание». Подросток Кнехт, ученик классической гимназии в городке Верольфинген, встречается с человеком из «другого» мира - Магистром музыки, и это окончательно определяет его «призвание»: «Так, в полной чистоте, начинаясь внутри и вырастая до взаимоутверждающей встречи внутреннего и внешнего, вершилось призвание у Иозефа Кнехта». Кнехт переходит из обычной школы в элитную, и этим был сделан «первый шаг» в его развитии.