Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Социально-экономические и политические изменения, затронувшие наше государство, оказали существенное влияние на социокультурную жизнь подрастающего поколения. Возникла важная проблема — патриотическое воспитание. Важность патриотического воспитания обозначена в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании в РФ».
Необходимость формирования у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках задана Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Государственная политика в сфере патриотического воспитания направлена на повышение у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу страны, воспитание чувства сопричастности к великой истории и культуре России, любви к Родине и семье, обеспечение преемственности поколений наших сограждан. Сегодня патриотическое воспитание интегрируется с социальный, духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другими аспекты жизни общества.
Начало духовно-нравственного го становления ребенка происходит в дошкольном возрасте, когда эмоции и черты личности, незаметно связывающие ребенка с его народом, его страной, подвергаются положительному развитию. Необходимость патриотического воспитания с дошкольного возраста является главной и раскрыта в работах отечественных педагогов (К. Д.Ушинский, И.Ф. Харламов и т.д. ).
О необходимости «заботливо выращивать чувство любви к Родине», чтобы человек не вырос «без корней в малой местности, похожий на иссушенное растение перекати-поле» писал академик Лихачёв Д. С. Осуществляя патриотическое воспитание, следует помнить о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с его духовным миром и личными переживаниями.
Е. В. Лисицкая справедливо отмечает, что патриотическое воспитание стимулирует появление у ребенка ярких и незабываемых патриотических чувств, превращая их в эмоционально значимую мотивацию деятельности человека. Многие педагоги обращают внимание на необходимость показать дошкольникам увлекательную сторону их страны, города (села) и развить у них чувство привязанности к культурным ценностям. Знакомство детей с народными традициями и национальным искусством очень важно для патриотического воспитания. Для этого педагогическое воздействие должно включать яркие образы, воздействующие на эмоциональную сферу ребенка.
Развитие интереса детей к своей стране играет огромную роль в патриотическом воспитании дошкольников. В дошкольном возрасте интерес к своей стране воспитывается через формирование у детей представлений об истории семьи, заслугах родственников, труде, природных богатствах, деревенской жизни, городах, соотечественниках, внесших свой вклад в благосостояние родины. Патриотическому воспитанию способствует формирование у детей представлений о том, что в каждой стране свой образ жизни, традиции, творчество и игры. Очень важно формировать у детей желание и умение реализовывать сформированные патриотические знания в практической и воображаемой деятельности.
Цель исследования: изучить влияние сюжетно-ролевой игры, как средство патриотического воспитания дошкольников.
Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра, как средство патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание дошкольников».
2.Изучить цель, задачи и содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать роль сюжетно – ролевой игры в патриотическом воспитании дошкольников.
4. Разработать программу сюжетно ролевых игр для патриотического воспитания дошкольников.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста является одним из направлений нравственного воспитания. Необходимость формирования у ребенка общей культуры личности и нравственных качеств является одной из важных задач, которую ставит перед дошкольной образовательной организацией ФГОС ДО. Само слово «патриотизм», согласно толковому словарю русского языка, означает преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотом называют таких людей, которые преданы интересам какого-либо дела, глубоко привязанных к чему-либо, в данном случае, к своей Родине. Д.М. Захарова рассматривает патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [20].
Н.Ю. Ясева определяет сущность патриотизма как «отношение к Родине – к народу, культуре, традициям, языку, природе родного края и Отечеству – социальной, политической и культурной среде». С.А. Козлова считает, что патриотизм можно рассматривать как чувство преданности и ответственности по отношению к своей стране. В связи с этим у ребенка, начиная с дошкольного возраста, следует воспитывать чувство привязанности к чему-либо (близким родственникам, родному дому, детскому саду и др.) и умение быть ответственным в своих делах и поступках.
Таким образом, предполагается, что постепенно чувство любви и привязанности к своему дому дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. По мнению С.А. Козловой, к составным компонентам чувства патриотизма можно отнести ответственность, желание и умение трудиться на благо своей страны, беречь и умножать ее богатства, испытывать эстетические чувства при восприятии родной природы и др. Кроме того, патриотизм предполагает, что человек понимает свою принадлежность к определенному народу и стране, испытывает гордость за ее научные и культурные достижения, стремится сохранить и приумножить ее достояние и защищать в минуты опасности. В связи с этим трудно представить, чтобы у детей дошкольного возраста это чувство было развито в полной мере. Об этом говорят и многие исследователи. Так, С.А. Козлова отмечает, что сложность воспитания патриотизма у дошкольников связана, прежде всего, с их возрастом [9].
Тем не менее, деятельность педагога в данном направлении рекомендуется начинать именно в дошкольном возрасте, так как основой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию. Именно в этот период закладывается фундамент для становления необходимых нравственных качеств, которые в дальнейшем получат свое полноценное развитие. О необходимости воспитания патриотических чувств, начиная с дошкольного возраста, писали педагоги и мыслители прошлого. Так, Л.Н. Толстой считал, что, приобщая детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, к народному литературному творчеству (сказкам, пословицам, поговоркам, потешкам, песенкам), можно воспитать в человеке любовь к родной стране и ее народу.
По мнению К.Д. Ушинского, знания о своей Родине должны быть приравнены к таким необходимым умениям, как умения читать и писать, так как многие проблемы российского общества в большей степени зависят от незнания или недостаточного знания нами нашего Отечества. Эти знания «должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всем, и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих, полезных и приятных» [19].
Л.Е. Никонова определяет патриотическое воспитание как процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Е.В. Борисова рассматривает патриотическое воспитание как одну из сторон единого воспитательного процесса, направленную на формирование патриотизма как интегративного качества личности, которое позволяет человеку быть активным творцом во благо интересов Родины. Некоторые исследователи считают, что в структуре патриотического воспитания можно выделить несколько компонентов, каждый из которых требует особого внимания педагогов. Так, С.А. Козлова выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [9].
К когнитивному компоненту относятся знания и представления о родной стране, ее достопримечательностях, символике, культуре, традициях, праздниках и др. Эмоциональный компонент, который является ведущим для детей дошкольного возраста, подразумевает возникновение чувств и эмоций по отношению к своей Родине. Поведенческий компонент подразумевает, что полученные знания и возникающие чувства и эмоции по отношению к родной стране будут влиять на выбор определенных способов поведения в разных ситуациях. А.О. Ястребцовой для диагностики уровня патриотического воспитания были определены когнитивный, мировоззренческо-ценностный и мотивационно-потребностный компоненты патриотического воспитания дошкольников [17].
Когнитивный компонент включает знания о своем городе, его достопримечательностях и др. Мировоззренческо-ценностный подразумевает наличие умения выразить свое отношение к объекту изучения и аргументировать свой выбор; мотивационно-потребностный проявляется в уважении и интересе к культуре народа, народному искусству, традициям, фольклору, а также стремление к их творческому освоению и сохранению. Т.В. Ивкина выделяет в структуре патриотического воспитания три компонента: содержательный, эмоционально-побудительный и деятельный и в соответствии с выделенными компонентами определяет задачи патриотического воспитания [6].
Так, содержательный компонент включает следующие задачи: формирование у детей элементарных представлений об истории и культуре родного края; формирование представлений об экологии родного края; формирование представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом и гимном; формирование элементарных знаний о правах человека.
К эмоционально-побудительному компоненту относятся следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; воспитание чувств патриотизма, уважения, любви и бережного отношения к собственной национальной культуре, культуре других национальностей; развитие интереса к национальным историческим и культурным традициям, обычаям, промыслам, произведениям народного искусства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134.
2. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14.
3. Бережная Н. А., Губарькова Е. В., Еланева Е. П. Сюжетно-ролевая игра как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников в контексте ФГОС ДО //Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2018. – С. 137-139.
4. Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. - С. 220-224.
5. Бобрикова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. - С. 47-50.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2018. – с.176
7. Васильева О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и её виды. – 2022.
8. Возмилова Т. А., города Нижневартовска М. Формирование традиционных ценностей и основ патриотического сознания у детей дошкольного возраста //Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы. –2022 - С. 33.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2018.- 327 с.
10. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М.С. Голубь // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). - С. 110-117.
11. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 1. – с. 11 – 14.
12. Званцова, М.Е. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе экологической культуры [Текст] / М.Е. Званцова // Детский сад: теория и практика. – 2011 - №4. – с. 86 – 90.
13. Микляева, Н. В. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание как условие повышение качества дошкольного образования [Текст] / Н.В. Микляева // Управление ДОУ. – 2011. - № 8. – С. 38 – 40.
14. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / А. С. Рогоза, Л. А. Шулякова, О. В. Хижняк [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 280-282.
15. Пелевина А.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе проведения детских праздников // Духовно-нравственное развитие школьников в условиях реализации ФГОС. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. С. 116–120.
16. Полухина О. П., Тарасова И. А. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении //Территория науки. – 2018. – №. 2. – С. 50-56.
17. Самойлова В. С. Развитие нравственно-патриотических качеств у детей посредством сюжетно-ролевой игры //Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+. – 2023. – Т. 4. – №. 10. – С. 23-25.
18. Стенякова Н. Е. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста //Воспитание в современных условиях: региональный аспект. – 2018. – С. 187.
19. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
20. Штурнева Т. П., Токарева Л. И., Мотчанова И. П. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников //Молодой ученый. – 2016. – №. 29. – С. 616-620.