Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Изучение роли социальных сетей как новой социальной реальности в повседневной деятельности подростков и того, как их использование влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье, связанные со временем, проведенным в Интернет , может выявить и прояснить связь этих характеристик и их вклад в развитие общества.
Использование социальных сетей (время, количество друзей) связано с ростом интеграции социальных сетей и увеличением рисков в онлайн-среде. С увеличением риска и большей интеграцией социальных сетей в жизнь субъективное психологическое благополучие подростков снижается. Большое количество друзей и способность осознавать причины, о которых они сами заявляют, приводят к большей удовлетворенности жзнью.
Интеграция социальных сетей в жизнь подростков ведет к развитию множества направлений. Они увеличивают психологические риски в онлайн-среде, но также помогают достичь социальной мотивации, что, в свою очередь, по-разному отражается на психологическом благополучии.
Новизна исследования заключается в том, что оно связывает отличительные особенности использования социальных сетей с мотивацией, факторами риска и удовлетворенностью жизнью.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-18 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь между активным использованием социальных медиа и уровнем стресса, депрессии, самооценки среди подростков.
Цель исследования: определить влияние активного использования социальных медиа на психологическое благополучие подростков в возрасте 13-18 лет.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные термины и содержание влияния социальных медиа на психологическое благополучие.
2. Изучить факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность.
3. Привести организацию и методы исследования.
4. Осуществить проведение исследования.
5. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: чем больше времени подростки проводят в социальных медиа, тем выше у них уровень стресса и депрессии, а также ниже самооценка.
Выборка: случайная выборка из 60 подростков в возрасте от 13 до 18 лет из различных школ и районов города.
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников, приложение.
Одной из наиболее распространенных опасностей при взаимодействии подростков с Интернетом являются, прежде всего, сайты с психологическим влиянием. В основном это связано с невежеством и любознательностью детей и подростков. Поэтому не стоит недооценивать эту проблему и думать, что она закрыта в семье.
Необходимо постепенно знакомить детей с учебной программой с раннего возраста и стараться преподносить информацию таким образом, чтобы они правильно все понимали. Если интересы ребенка будут максимально удовлетворены, он не будет проявлять такого нездорового интереса к внешним источникам.
Впоследствии родителям будет гораздо проще ответить на все интересующие вас вопросы. Можно попытаться объяснить своему ребенку, что информация, содержащаяся в Интернете, полностью далека от реальности, поэтому нет необходимости проявлять к ней интерес и доверять ей [2].
Как известно, сегодня существует несколько форм и видов зависимости, наиболее распространенными из которых являются алкогольная и наркотическая зависимость. Но не менее опасным является еще одно бедствие среди подростков - интернет-зависимость.
Обычно под интернет-зависимостью среди подростков понимают общение в социальных сетях и время, проведенное в ролевых онлайн-играх. Реальная угроза от такого рода информационно-развлекательного ресурса не возникнет до тех пор, пока ребенок не заменит реальное общение с родственниками и друзьями.
В процессе длительного общения в социальных сетях большинство школьников утрачивают навыки общения, которые способствуют жизненному развитию и самореализации детей.
Постоянное пребывание перед экранами компьютеров приводит к физическим и психическим проблемам. Играя и общаясь в социальных сетях и различных онлайн-играх, дети перестают встречаться с друзьями, уходят из дома и начинают вести малоподвижный образ жизни, редко выходя на улицу. Это состояние приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, проблемам с желудочно-кишечным трактом, нарушениям работы опорно-двигательного аппарата, но и приводит к психологической нагрузке, которая проявляется в замкнутости и агрессивном поведении ребенка [3].
Конечно, степень интернет-зависимости подростков во многом зависит от особенностей воспитания их родителей. Однако статистика показывает, что только каждый десятый родитель запрещает скачивать музыку, фильмы, игры и т.д.
Ученые выделили следующие этапы развития интернет-зависимости у детей.
На первом этапе молодые люди знакомятся с Интернетом, понимают его функции и выбирают подходящие для себя варианты виртуальной реальности. Постепенно он сформировал свой собственный стиль в Интернете, восполняя недостаток общения или информации, которых ему не хватало в реальной жизни.
Затем наступает дистанция от реальной жизни, и ребенок начинает проводить больше времени в той реальности, которую он выбрал на предыдущем этапе. Онлайн-время увеличивается. Также на втором этапе формирования интернет-зависимости, когда подростки перестают использовать Интернет для достижения своих жизненных целей, эти же цели переносятся в виртуальную реальность.
Третья стадия - стабильность. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет-зависимости очевидны, и она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время энтузиазм по поводу выбранного взаимодействия не так очевиден, и активность в сети будет закрыта. Зависимость от Интернета все еще существует, но она уже находится в неактивной форме и усиливается при давлении или появлении новых интересных тем.
Основные признаки интернет-зависимости у подростков определяются следующим образом:
- подросток редко встречается с друзьями, то есть постепенно теряет контакт со сверстниками в офлайне;
- подростки постоянно обновляют страницы в социальных сетях, часто проверяют электронную почту, аккаунты на различных сайтах и т.д.;
- подросток потерял чувство времени. Посмотрев его в течение нескольких минут, он застыл в Интернете на несколько часов, не осознавая, как быстро пролетело время;
- подростки посещают веб-сайты не для того, чтобы найти необходимую информацию, а для того, чтобы получить к ним бесцельный и механический доступ;
- на физиологическом уровне подростки ощущают последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, суставах, нарушения сна и пищевого поведения [15].
В настоящее время существует множество различных программ, которые могут помочь родителям и защитить их детей от интернет-зависимости. Поэтому, например, оснащение операционной системы такими функциями, как «родительский контроль», позволяет контролировать присутствие детей в Интернет.
Таким образом, решение ограничить использование детьми компьютера вызвало необходимость правильной организации свободного времени детей [4]. Необходимо активно влиять на общение ребенка с одноклассниками, друзьями и т.д., приглашать его одноклассников домой, например, покупать билеты в кино для него и его друзей, писать в спортивную рубрику. Также необходимо проводить с ребенком как можно больше времени.
Заинтересованность родителей в развитии своего ребенка сыграет важную роль в его будущем и сможет помочь развитию личности. Если эти требования будут соблюдены, ребенок сможет принять правильное решение о своем жизненном пути и достичь своих целей, а значит, стать успешным человеком.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, О. В., Веретина, О. Р. Подросток в интернет-среде: показатели благополучия и безопасности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – С. 44-59.
2. Горелова, Г. Г., Иноземцев, Д. В. Анализ психологического благополучия на основании параметров поведенческой активности пользователей социальных сетей // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – С. 489-494.
3. Карабанова, О. А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2022. – С. 4-22.
4. Карабанова, О. А., Георгиевская, М. А. Представления об этических нормах Интернет-общения у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2023. – С.107-125.
5. Кирюхина, Д. В.Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей // Современная зарубежная психология. – С. 102-157. - № 18. – С. 53-59.
6. Корниенко, Д. С., Руднова, Н. А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией // Психологические исследования. – 2022. – С. 52-77.
7. Корниенко, Д. С., Руднова, Н. А. Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами большой пятерки и темной триады // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – С. 45-53.
8. Кружкова, О. В., Воробьева, И. В.Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2020. – С. 160-185.
9. Овчарова, Р. В. Самопрезентация личности подростков и юношей в социальной сети. – М.: Наука, 2020. – 415 с.
10. Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения. – 2022. – С. 117-142.
11. Панов, В. И. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде. – М.: Вита, 2022. – 417 с.
12. Собкин, В. С., Федотова, А. В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии. – СПб.: Вита, 2022. – 418 с.
13. Собкин, В. С., Федотова, А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка. – М.: Наука, 2022. – 417 с.
14. Солдатова, Г. У., Теславская, О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях. – М.: Наука, 2020. – 417 с.
15. Солодников, В. В., Зайцева, А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков. – М.: Наука, 2022. – 458 с.
16. Сунцова, Я. С., Бурдыко, Е. В. Склонность к интернет-зависимости студентов в связи с их психологическим благополучием. – М.: Наука, 2022. – 366 с.
17. Холмогорова, А. Б., Герасимова, А. АПсихологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – С. 138-155.