Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы: В России с декабря 2020 г. стартовала кампания по вакцинации населения от коронавирусной инфекции. На первом этапе вакцинации сделать прививку могли лишь люди определенных профессий, но с середины января 2021 г. в большинстве регионов страны уже каждый желающий может привиться вакциной «Спутник V».
Ответ системы здравоохранения России на пандемию коронавирусной инфекции оказался одним из самых быстрых: была создана и зарегистрирована первая в мире вакцина и мобилизованы производственные мощности для производства препарата.
По данным на 1 апреля 2021 г., около 3% россиян полностью привиты, а 5% населения привиты хотя бы одним компонентом вакцины. Самые оперативные данные указывают на то, что лидером по темпам вакцинации является Чукотский автономный округ (АО) — привито более 14% населения, в Сахалинской области и Ненецком АО — более 8%, а в Москве, Санкт-Петербурге, Мордовии, Московской, Белгородской, Ивановской, Магаданской областях — более 7% населения. Самые низкие темпы вакцинации показывают регионы Северного Кавказа: в Дагестане привито чуть более 1% населения, в Кабардино-Балкарии и Чеченской Республике — 2%, в Северной Осетии — 2,5%, в Ингушетии — 2,8%. В среднем прививается около 0,09% населения в день. Если такие темпы сохранятся, то 50% населения России будет привито лишь к августу 2022 г.
Активная вакцинация населения РФ при соблюдении противоэпидемических мер позволяет на настоящий момент избежать третьей волны коронавирусной инфекции, которая, по оценкам специалистов, уже проявляется с разными темпами в ряде стран Евросоюза (ЕС). Так, о начале третьей волны в ЕС на брифинге 19 марта 2021 г. заявила официальный представитель Еврокомиссии Дана Спинант.
Проблемы, связанные с вакцинацией населения разных стран мира от различных инфекционных заболеваний, — обеспечение доступа к вакцинам различных слоев населения, отношение населения к вакцинированию, социально-политические аспекты воздействия прививочных кампаний — являются одними из актуальных на повестке дня Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). До сих пор в мире велик процент людей, не доверяющих вакцинам. В условиях же распространения корона вирусной инфекции и глобальных ограничений мобильности вопросы вакцинирования приобрели новую остроту и важность.
По данным ВОЗ, на сегодняшний день благодаря вакцинации ежегодно удается сохранять от 2 до 3 млн человеческих жизней, а если бы охват вакцинацией был глобальным, то еще 1,5 млн человек можно было бы спасти от смерти вследствие различных инфекционных заболеваний. Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) указывает, что благодаря иммунизации населения на территории страны число случаев заболевания дифтерией, гепатитом А, столбняком, краснухой и корью было снижено более чем на 98% .
Изучение пути формирования представлений о вакцинации от COVID-19 в студенческой среде является актуальной и важной задачей в современном обществе. Студенческая среда представляет собой особую группу, которая имеет свои уникальные особенности и предпочтения. Поэтому понимание того, как формируются представления о вакцинации в этой среде, позволит разработать эффективные стратегии по увеличению уровня принятия вакцинации среди студентов.
Студенческая среда часто характеризуется высокой социальной активностью, обилием информации, а также наличием широкого круга общения. Эти факторы могут сильно повлиять на формирование представлений о вакцинации. Различные мнения, стереотипы и ложные убеждения могут затруднять процесс принятия решения о вакцинации.
Поэтому изучение механизмов формирования представлений о вакцинации среди студентов поможет выявить ключевые факторы, которые влияют на их решение о вакцинации. Это позволит разработать целенаправленные информационно-просветительские кампании и образовательные программы для повышения осведомленности студентов о вакцинации и ее важности.
Таким образом, изучение пути формирования представлений о вакцинации от COVID-19 в студенческой среде позволит разработать эффективные стратегии по увеличению уровня принятия вакцинации среди студентов и способствовать общественному здоровью в целом.
Степень разработанности проблемы в зарубежной и отечественной науке: изучением данной проблемы занимались такие авторы как: Марголис А.А, Сорокова М.Г., Шведовская А.А., Радчикова Н.П., Костина Л.А., Сергеева М.А., Кубекова А.С.,Беляков Н.А., Халезова Н.Б., Боева Е.В., Рассохин В.В., Симакина О.Е., Незнанов Н.Г., Рягузова Е.В., Карпинский К. В., Сапоровская М. В., Рязанцев С. В., Храмова М. Н., Смирнов А. В. и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в детальном изучении отношения студенческой молодежи к вакцинации а также разработке рекомендаций для дальнейшей положительной пропаганды вакцинации от COVID-19.
Предметом данного исследования выступает студенческая молодежная среда.
Объектом исследования являются пути получения информации о COVID-19.
Целью данного исследования является анализ путей получения информации о вакцинации от COVID-19 в студенческой среде.
Задачи исследования:
Охарактеризовать понятие вакцинация, как элемент культуры здоровья ;
Описать психологические теории, концепции и модели вакцинального поведения: общая характеристика и систематика;
Изучить модель убеждений в области здоровья;
Исследовать теорию обоснованного действия (планируемого поведения);
Изучить теория защитной мотивации;
Провести исследование путей формирования представлений о вакцинации от COVID-19 в студенческой среде;
Разработать практические рекомендации.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных глава, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ВАКЦИНАЦИИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Вакцинация как элемент культуры здоровья
В условиях современного общества, развитие которого определяется пандемией, проблемы здоровья и здорового образа жизни становятся особенно важными. Здоровье всегда было одной из главных ценностей, необходимых для благополучия человека и общества. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Мы поддерживаем идею повышения культуры здоровья среди современных людей и общества в целом.
Культура здоровья является важной частью общей культуры общества, где здоровье и здоровый образ жизни играют ключевую роль. Это образ жизни, связанный с поддержанием и сохранением здоровья. Физическая и экологическая культуры рассматривают культуру здоровья как процесс формирования здоровья человека, включающий теоретические знания и правильное применение принципов оздоровления в повседневной жизни.
Ученые уделяют внимание педагогическому аспекту формирования культуры здоровья, подчеркивая важность развития культуры здоровья в различных областях. Субъективная оценка здоровья играет важную роль в развитии культуры здоровья. Изучение связи между субъективной оценкой здоровья и самореализацией личности считается основополагающим для раскрытия духовного и личностного потенциала человека.
С точки зрения социологии, культура здоровья определена ценностями, которые влияют на поведение людей и способствуют сохранению здоровья. Формирование культуры здоровья требует критического подхода к культурному наследию и акцентирования внимания на ценностных аспектах. Культура здоровья соотносится с социокультурной реальностью, которая определяет создание и поддержание здорового образа жизни.
Культура здоровья является ключевым элементом в обществе и на уровне личности, отражая отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Высокий уровень индивидуального здоровья, физической и интеллектуальной работоспособности, а также психологическая устойчивость и адаптивность к стрессовым ситуациям являются важными показателями культуры здоровья.
Когда мы говорим о культуре здоровья, мы изучаем факторы, влияющие на физическое и психическое благополучие людей и общества. Мы оцениваем соответствие действий человека требованиям здорового образа жизни и нормам медицины, санитарии и гигиены. Здоровье рассматривается на трех уровнях - биологическом, социальном и личностном, где каждый из них играет свою важную роль для общего благополучия.
Важным элементом культуры здоровья является иммунизация (вакцинация) – процесс, посредством которого формируется иммунный ответ организма на определенное заболевание. Иммунизация может быть естественной или искусственной, т.е. происходит в результате передачи заболевания или вакцинации. Всемирная организация здравоохранения считает иммунизацию эффективной инвестицией в систему здравоохранения[1, с.154].
За последний год в различных научных областях появилось множество работ, посвященных не только проблеме изучения новой коронавирусной инфекции с медицинской точки зрения, но и изучению социальных факторов, условий, влияющих на отношение к самоизоляции, пандемия, а также социальные последствия сложившейся ситуации.
К сожалению, мы видим тревогу, неуверенность и страх перед новыми вызовами в обществе, преодолеть которые пока сложно. В концепции общества риска У. Бек говорит о неизбежности рисков, поскольку общество всегда сталкивалось с угрозами и опасностями. В связи с этим ученый отмечает ведущую роль науки в борьбе с нестабильностью и неопределенностью. В условиях пандемии разработка вакцин является научным прорывом в преодолении существующих «рисков».
Так, П. Стерджис, И. Брантон-Смит, Дж. Джексон, анализируя исследования, проведенные в разных странах, пришли к выводу, что в странах с высоким уровнем доверия к науке люди с большей вероятностью будут уверены в вакцинации и пороке. наоборот [6].
В настоящее время вакцинация не только не теряет своего значения, но и становится все более востребованной. Это позволяет предотвратить массовые инфекции, инвалидность и смертность от них, онкологические и соматические заболевания. Ассортимент терапевтических вакцин активно развивается.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Поздеева Е. Г., Евсеева Л. И. От экологической культуры - к культуре здоровья: взгляд на здоровье студентов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14, № 2. С. 784-791.
2. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Мухина Т. Г., Треушников А. И. Культура здоровья как актуальная проблема современного педагогического знания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, №. 3 (36). С. 285-288.
3. Шмойлова Н. А. Культура здоровья как часть общей культуры современного человека // Бюллетень медицинской науки. 2020. № S1 (17). С. 57-58.
4. Лысенко Е., Рагимова О. Культура жизни и культура здоровья // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 139-142.
5. Мавропуло О. С. Культура здоровья в современной России и факторы ее трансформации в культуру нездоровья // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-2. С. 95-101.
6. Sturgis P., Brunton-Smith I., Jackson J. Trust in Science, Social Consensus and Vaccine Confidence // Nature Human Behaviour. 2021. Vol. 5. P. 1528-1534. URL: https://www.nature.com/articles/s41562-021-01115-7 (дата обращения: 19.10.2021).
7. Семенова Н. В., Ашвиц И. В., Путин А. В. Вакцинопрофилактика COVID-19 // Научное обозрение. Медицинские науки. 2021. № 2. С. 52-56.
8. Абдурахманова Э. М., Александрова Е. А., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д. Недоверие к вакцинации через призму родительства // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 144-151.
9. Pelcic G., Karacic S., Микиртичан Г. Л. [и др.]. Религиозные возражения для вакцинации или религиозные оправдания для уклонения от вакцинации: действительно ли они существуют? (перевод И. И. Могилева) // Медицина и организация здравоохранения. 2020. Т. 5, № 1. С. 58-78.
10. Мавропуло О. С. Культура нездоровья в российском обществе: причины и специфика проявления // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2017. № 1 (60). С. 86-96.
11. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Павлов С. В., Вяткина Н. Ю. Восприятие пандемии COVID-19 жителями Москвы // Социологические исследования. 2020. № 7.С. 138-143.
12. Дмитриев А. В., Федина Н. В., Ткаченко Т. Г. [и др.]. Приверженность вакцино-профилактике студентов-медиков и врачей-педиатров в период пандемии COVID-19 // Медицинский совет. 2021. № 11. С. 202-209.
13. Мировая статистика здравоохранения, 2020 г. : мониторинг показателей здоровья в отношении ЦУР, целей в области устойчи¬вого развития. - Женева : Всемирная орга¬низация здравоохранения, 2020. - 77 с.
14. Марголис Аркадий Аронович, Сорокова Марина Геннадьевна, Шведовская Анна Александровна, Радчикова Наталия Павловна РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА "ШКАЛА ОТНОШЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19" // Психология. Журнал ВШЭ. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-standartizatsiya-oprosnika-shkala-otnosheniya-k-vaktsinatsii-ot-covid-19 (дата обращения: 04.06.2024).
15. Костина Л.А., Сергеева М.А., Кубекова А.С. Психологические свойства личности студентов, негативно относящихся к вакцинации от коронавируса (COVID-19) // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
16. Беляков Н.А., Халезова Н.Б., Боева Е.В., Рассохин В.В., Симакина О.Е., Незнанов Н.Г. Социальные и психологические проблемы вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции. ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2021;13(3):7-23. https://doi.org/10.22328/2077-9828-2021-13-3-7-23
17. Рягузова Елена Владимировна КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19 // Российский психологический журнал. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-otnosheniya-studencheskoy-molodezhi-k-vaktsinatsii-ot-covid-19 (дата обращения: 04.06.2024).
18. Куваева Ирина Олеговна, Стрельникова Александра Максимовна КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ У ПЕРЕБОЛЕВШИХ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-situatsii-pandemii-u-perebolevshih-novoy-koronavirusnoy-infektsiey (дата обращения: 04.06.2024).
19. Марина Е.Б., Николаева А.С. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВАКЦИНИИ ОТ COVID-19 // Кронос. 2022. №11 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-studencheskoy-molodezhi-k-vaktsinaii-ot-covid-19 (дата обращения: 04.06.2024).
20. Карпинский К. В., Сапоровская М. В. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВАКЦИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ // ОмГУ. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskaya-regulyatsiya-vaktsinalnogo-povedeniya-teorii-kontseptsii-modeli (дата обращения: 04.06.2024).
21. Рязанцев С. В., Храмова М. Н., Смирнов А. В. Социально-демографические аспекты вакцинации населения России в контексте пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5):1047—1056. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1047-1056
22. Бовина И.Б., Сачкова М.Е., Дворянчиков Н.В., Новикова И.А., Березина Е.Б., Новиков А.Л. Как COVID-19 понимается в среде студенческой молодежи: поисковое исследование // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. С. 85–102. DOI: 10.17759/sps.2023140206
23. Матвеева, Е. С. Вакцинация против covid-19: мнение студентов медицинских университетов / Е. С. Матвеева, А. М. Федорова // Уральский медицинский журнал. —2022. — Т. 21, № 1. — С. 42-47. — http://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-1-42-47.
24. Белинская Д. В. Вакцинация как элемент культуры здоровья // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2021. Т. 9, № 4. С. 159–168. doi:10.21685/2307-9525-2021-9-4-18
25. Горошко Надежда Владимировна, Емельянова Елена Константиновна, Пацала Сергей Викторович ПРОБЛЕМА КОВИД-АНТИВАКЦИНАТОРСТВА: РОССИЯ НА МИРОВОМ ФОНЕ // Социальные аспекты здоровья населения. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kovid-antivaktsinatorstva-rossiya-na-mirovom-fone (дата обращения: 04.06.2024).