Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русская икона - выдающееся явление мировой культуры, важная часть русского национального искусства, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.
Икона имеет глубокое содержание. В изображении иконы соблюдаются иконографические законы о сюжете, использовании света, фигуры и так далее, этим и объясняется то, что икона не только является произведением искусства, но и выражает религиозное богословие. Она показывает нам красоту не земного мира, а мира Царства Небесного. Как говорят, икона - богословие в красках. Свет и цвет в русской иконе представляют собой самые важные атрибуты и имеют определенные коннотации, о которых и пойдет речь в данной работе.
В связи с этим, целью нашего исследования является анализ содержания и особенностей цветовой символики в русской иконописи, а также выяснение понятия иконы и иконопочитания в России. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и раскрыть сущность русской иконы в истории иконописи;
- ознакомиться с проявлением символики света и цвета в произведениях иконописцев.
Предмет исследования – символика цвета и света как феномен русской иконописи.
Актуальность представленной работы следует усматривать в том, что современная научная литература все еще не может похвастаться достаточным количеством исследований, посвященных феномену русской иконописи.
Особенно очевиден дефицит работ, посвященных проблеме изучения феномена цветовой символики в иконописи, столь актуальной в условиях возрастающего интереса к этому вопросу не только специалистов, но и всех, кто интересуется иконами.
Однако достаточность или недостаточность исследования данного вопроса – это вещь относительная. К творчеству иконописцев было приковано внимание, как их современников, так и более поздних исследователей их творчества. Здесь уместно назвать имена таких отечественных учёных, как А. Грищенко, Н.П. Кондаков, В.Н. Лазарев и др.
Любителям искусства и его знатокам свойственно несколько снисходительно воспринимать краски икон, которые иконописцы не жалели при создании своих шедевров.
Иконопись является настоящим большим искусством, и потому современный человек напрягает все свои духовные силы, для того чтобы понять древнерусскую эстетику цвета.
Старинные руководства, так называемые «Подлинники», упоминают краски, которыми писали древние иконы: вохра, багор, санкирь, лазорь, сурик, киноварь, празелень, индиго и прочие.
Подлинники содержат указания по смешению красок, но все это относится лишь к технике, которая столетиями существенно не изменялась.
Но в старинных текстах почти не говорится о художественном значении красок, о колорите древнерусских икон. Вероятно, в этом не было необходимости. Краски и так говорили человеку все, что хотел сказать иконописец. Но нам, чтобы понять сущность древних красок, необходимо использовать анализ.
В данном исследовании используются метод анализа, метод наблюдения, описательный метод, и метод сравнения
Глава 1. ФЕНОМЕН РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
1.1. Иконопись: от истоков до наших дней
Почитать иконы на Руси стали с 988 года, когда было принято христианство. Первые иконы были привезены из Византии и стран Балканского полуострова. Оттуда же позднее приглашали и художников, которые обучали русских мастеров.
Самым известным из тех ранних памятников является икона «Богоматерь Владимирская» (в конце XI — первой половине XII века), доставленная из Константинополя.
Христианство отводит иконе особую роль. Сам термин «икона» пришёл из греческого языка и означает «изображение», «вид», «образ».
Для православных икона занимает важное место в жизни. В России встречаются иконы почти везде: и в собственных домах, и в публичных местах. В православных семьях России есть «красный угол», где находится икона. Где живут дети, там обязательно икона русского святого Серафима Саровского. Даже когда православные путешествуют или посещают новые места, они берут с собой икону и ей совершают молитву, потому что икона дает чувство обязательного присутствия Бога. На самом деле, православные не молятся фигурам на иконе, а первообразу иконы - богу.
Икона выражает специальные абстрактные мысли определенными знаками и цветом, вместо отражения реальной жизни.
Например: в иконе Богοродицы всегда три звезды - две звезды лежат на плечах и одна на голове. Это означает, что Матерь Божия соблюдает свою девственность как до рождества Спасителя, так и после рождения Господа Иисуса Христа. Кроме того, цвет на иконе многозначен. Таким образом, икона - большое и сложное искусство.
Итак, икона – это образ. Посредством художественного образа мысли верующего обращаются к небу, к созерцанию «чистых идей». Иконописец стремился к передаче неизменной сущности определённого явления.
В основу каждой иконы положена одна идея, и, передавая ее, необходимо было строгое соблюдение ее сущности. А в силу того, что сущность не менялась, то и отображение ее тоже не менялось. Это явилось причиной консерватизма византийской иконографии, которая дала своеобразные прототипы Христа, Бοгоматери, ряда святых.
Освященные традицией, они воспринимались как правдивое изображение действительных событий.
Византийская икона обладает вневременным, внепространственным характером. Трехмерное пространство заменяет золотой фон, который изолирует любое изображенное на нем явление реальной жизни. Оно вознесено в идеальный мир, «оторванный от физических законов земли, в котором предметы лишены тяжести, фигуры - объема» .
Общение с иконой предполагает долгое сосредоточенное созерцание, мысленную беседу. Смысловым центром иконы является лик святого, который наделён своеобразной трактовкой: неестественно большие глаза, тонкие бесплотные губы, прямая либо немного изогнутая линия тонкого носа. В его пристальном взгляде на молящегося фокусируется идейная и духовная сущность образа.
Новое русское искусство – иконопись - формировалось на основе византийских традиций. Первые иконописные школы и мастерские возникали при монастырях.
В 1237 году орды кочевников под предводительством хана Батыя напали на Русь. Развитие национальной культуры было приостановлено, но не прекращено, и иконы, написанные во второй половине XIII века, стилистически продолжают традиции двух предшествующих столетий.
Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году стала важнейшим событием в жизни страны. Несмотря на то что набеги монголо-татарских орд продолжались до XVI века, русские княжества крепли: поднимались из руин старые и возвοдились новые города, велось крупное церковное строительство. Конец XIV-XV века - время, когда окончательно сложились локальны иконописные школы. Наиболее изученные из них сегодня - новгородская и псковская школы.
Меньше выявлены характерные особенности искусства таких среднерусских княжеств, как Владимиро-Суздальское, Рязанское, именно в тот период достигших наибольшего могущества.
Из-за постоянных междоусобных войн и неизбежно сопровождавших их пожаров погибли многие памятники материальной культуры, среди них и иконы. По дошедшим до нас единичным образцам можно предположить, что живопись этих княжеств отличалась неповторимым своеобразием и не имела аналогов в других регионах.
С XIV века начинается быстрое политическое возвышение Москвы. В этот период складывается московская школа иконописи, расцвет которой связан с именами крупнейших мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.
Прославленный византийский мастер Феофан Грек, расписавший в Новгороде церковь Спаса Преображения, переехал в Москву в конце XIV века.
Его младшим современником был Андрей Рублёв, работавший в конце XIV – первой трети XV века. Феофан Грек и Андрей Рублёв иконописцы разных направлений. Экспрессивная живопись Феофана Грека сопоставима с гармоничным, просветлённым искусством Андрея Рублёва по степени духовной наполненности. Произведения Андрея Рублёва определили основное направление художественной жизни Москвы XV века. Плавность силуэтов, соразмерность пропорций, поэтичность образов отличат московскую иконопись этого столетия.
1.2. Сравнение иконописных школ
В древней Руси были популярны новгородская и московская школы, которые и создавали такие иконы.
Рассмотрим новгородскую школу иконописи. Данная школа имеет богатую историю, которая непосредственно связана с Новгородом Великим.
В 988 году после крещения Руси начали строиться православные церкви . На Новгородской земле появилось огромное количество христиан, и соответственно иконописцев со своим неповторимым и оригинальным стилем. В основном это были греки.
С каждым годом церквей становилось все больше. Служителям религиозных зданий требовались художники и, разумеется, богослужебные иконы. Изначально многие христианские изображения привозили из Византии, так как греческие мастера не могли обеспечить храмы нужным количеством икон. Но после того, как данное государство перестало существовать, поставки икон прекратились .
В Новгороде в последствие появились иконописные школы, в которых обучались иконописному мастерству. В чем же заключалась особенность икон Новгородской школы? В большей степени здесь уделялось внимание образам и библейским сюжетам. Можно выделить таких местночтимых святых как Флор, Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница, которые достаточно часто встречались в православных храмах. Им молились, так как данные святые могли помочь каждому человеку в повседневной жизни, даровать хороший урожай или помочь в торговле .
Иконы Новгорода были просты в исполнении, лаконичны, четки, но в то же время колоритны. В них были заметны народные черты, которые подкупали собственной свежестью и непосредственностью. В иконах Новгородской школы присутствуют крупные формы и яркие локальные тона.
Именно это их и отличало от изображений святых московской живописи.
Стихия новгородской школы - импульсивность образа, которая достигается при помощи ярких красок. В иконах прослеживается уникальный колорит, в котором главное место занимает киноварь (красный оттенок) в контрасте с иными цветами. Например, золотым фоном, розовым, зеленым.
Рисунок на заднем плане был не столь важен. Главное внимание уделялось фигуре впереди. Ее одежда оттенялась золотыми линиями. Именно это и создавало эффект мерцания.
Главная с нашей точки зрения особенность новгородской школы – ее смелость, яркость, жизнерадостность цветовой гаммы, наивная неподвижная грубоватость и ковровая плоскостность рисунка. Интересно то, что данные иконы в прямом смысле слова напоминали скульптуру из дерева. Цветовая же гамма имела схожесть с народной праздничной тканью или вышивкой.
Спустя время Новгород Великий утратил независимость и был включен в состав Московского государства. В нем также чуть позже появились свои иконописные школы, которые отличались от иных своим неповторимым стилем и цветовой палитрой.
Теперь рассмотрим Московскую школу иконописи, которая обладает самыми уникальными и неповторимыми чертами . Московской живописи были свойственны более сдержанные тона, которые делали икону с одной стороны более тусклой, а с другой - раритетной, так как подобное изображение четко указывало на то, что христианство - религия, созданная в глубоком прошлом.
Появление в четырнадцатом веке на Руси Феофана Грека было для художников необычайным явлением. Этого уникального иконописца можно назвать учителем московской иконописной школы.
Феофан Грек имел на Руси личную большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами. Его искусство считалось и считается сильным и экспрессивным, динамичным, но в то же время очень аскетичным, идея «исихии» составляет центральное место в его гениальных произведениях. Он был новатором, но в то же время никогда не выходил за рамки канона.
Многие исследователи сравнивают искусство Феофана Грека и Андрея Рублева. Андрей Рублев являлся учеником и коллегой Феофана Грека. Оба во всей полноте выражали в своих произведениях идею «исихии», но каждый делал это по-своему оригинально. Андрею Рублеву были чужды суровые, экспрессивные образы Феофана Грека .