Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Малое и среднее предпринимательство (называемые далее субъекты МСП) является одним из структурных сегментов национальной экономики государства. Деятельность субъектов МСП позволяет обеспечить экономическую устойчивость страны посредством создания конкурентной среды, что мотивирует предпринимателей к более эффективному использованию трудового опыта и материальных ресурсов.
Однако высокий уровень конкуренции со стороны крупных компаний затрудняет доступ к трудовым, финансово-кредитным, информационным, материальным и другим ресурсам. В связи с этим для активного развития малого и среднего предпринимательства необходима своевременная поддержка и регулярный контроль за деятельностью субъектов МСП.
Малые и средние предприятия - один из основных компонентов нынешней экономической системы, при отсутствии которого проблематично стабильное развитие государства. Международная практика доказала, что при отсутствии данного сектора устойчивое формирование экономики в целом нереально, в силу того, что он определяет темпы экономического роста, а также качество и структуру значительной части ВВП. Создать эффективно функционирующую рыночную экономику без значительного количества хозяйствующих субъектов невозможно, так как они предоставляют населению дохода, а государству - налоги.
Целью данной работы является рассмотрение государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность малого и среднего бизнеса;
- изучить функции предпринимательства и формы его организации;
- описать необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса, основные направления развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом;
- изучить современные тенденции предпринимательства в России;
- описать развитие предпринимательской деятельности на современном этапе в России;
- изучить систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
- проанализировать перспективы поддержки государством малого и среднего бизнеса в России.
Объект исследования – малый и средний бизнес.
Предмет исследования - государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России.
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса и необходимость поддержки его государством
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса
Малые и средние компании – весьма значимая часть экономики практически всех государств, включая промышленно развитые. Безусловно, развитие малого бизнеса в различных странах имеет собственные характерные черты, формировавшиеся на протяжении долгих лет, определяющие его место и роль в экономике страны. Это позволяет определять достигнутый уровень экономического развития, а также цели, свойственные области малого и среднего бизнеса.
Что же такое предпринимательская деятельность? Это деятельность, которая направлена на создание и реализацию определённых товаров, оказание услуг или же выполнения работ с целью получения максимальной прибыли. К ней относятся различные виды бизнеса, такие как: производственная отрасль, торговля, услуги, инвестиции и многое другое[ См. Богданов Е. В., Договоры в сфере предпринимательства : монография. — Москва : Проспект, 2021. — С. 206.].
К основным признакам предпринимательской деятельности принято относить:
Риск. Каждый предприниматель сталкивался с риском потерпеть убытки. В целом, без риска никак не обойтись, поскольку у экономики есть такое понятие как «нестабильность» или «смена экономических циклов», а также конкуренция и изменение спроса и предложения на рынке, поэтому стоит анализировать рыночную ситуацию, разрабатывать стратегии в случае кризиса, контролировать издержки и быть готовым к возможности потерь.
Инновационность. В любом бизнесе существует конкуренция, поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным предприятием, предприниматели часто внедряют новые идеи, продукты, технологии для того, чтобы повышался спрос на товары, услуги или работы, тем самым увеличивая прибыль как главную цель любой коммерческой организации. Обычно занимаются разработкой новых продуктов, улучшением существующих (качество, дизайн, «изюминка»), внедрением новых технологий на производство для наиболее высокоэффективной работы, изменением бизнес-плана и так далее.
Гибкость. Она даёт возможность предпринимателям максимально быстро адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке, а также постоянно растущих потребностям потребителей. К ней можно отнести: изменение ассортимента товаров и предоставляемых услуг, адаптация к новым технологиям на производстве, изменение организационной структуры или бизнес-процесса и так далее.
Самостоятельность. Предприниматели самостоятельно принимают решения, касаемо их предприятия, управляют им, вносят изменения, определяют стоимость товаров, услуг или работ, а также разрабатывают стратегии по развитию бизнеса и многое другое. Важными элементами являются инициативность и ответственность за свои действия.
Ответственность. Предприниматели несут ответственность за свои действия, решения и результаты перед законом страны, потребителями их товаров, услуг или работ, работниками самого предприятия, партнёрами, инвесторами и другими заинтересованными в их деятельности сторонами. Например, ответственность за нарушение трудового договора между работником и работодателем, неисполнение обязательств, нарушение законодательства, причинение морального и физического вреда потребителям и другое[ См. Криничанский К. В., Связь финансов и роста в России: работает ли канал малого и среднего предпринимательства? // Вопросы экономики. — 2023. — № 6. — С. 76]
Предпринимательская деятельность играет существенную роль в развитии экономики, а также создании дополнительных рабочих мест, инновациях и стимулировании экономического роста.
Создание рабочих мест является одной из важных ролей предпринимательской деятельности в экономике. Предприниматели, открывая новые компании или торговые точки, расширяя свои уже существующие предприятия, инвестируя в новые инновационные проекты, развивают новые отрасли. Всё это требует рабочей силы, которая вносит свой вклад в предприятие, тем самым увеличивая производительность труда и получая максимальную прибыль.
Создание новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы, что приводит к улучшению уровня жизни населения. Трудоустройство дайте людям возможность получать доход, обеспечивать себя и свою семью, а также вносить вклад в экономику через выплату налогов и потребление товаров и услуг. Процесс создания рабочих мест требует значительных усилий предпринимателей. Поскольку они идут на риск и инвестируют, чтобы создать новые предприятия, находят квалифицированных подходящих работников, обеспечивают их обучение и дальнейшее развитие, а также соблюдают законодательство и регулируют вопросы, связанные с трудоустройством и безопасностью.
Стимулирование экономического роста и развития - это еще одна ключевая роль предпринимательской деятельности в экономике.
Предприниматели расширяют свои предприятия, открывают новые точки, разрабатывают современные продукты и услуги, развивают инфраструктуру и технологии предприятия. Всё это стимулирует экономический рост, увеличивает объемов продаж и выручки от них, а также улучшает качество жизни населения.
Кроме того, если предприниматель привлекает капитал от инвесторов, то это расширит предприятие, позволит запустить новые актуальные проекты, что послужит созданию рабочих мест и улучшению ситуации в экономике.
Благодаря конкуренции между продавцами, предприниматели вынуждены постоянно проводить реформу на предприятии – расширять ассортимент товаров и услуг, повышать их качество, внедрять инновации и создавать «изюминку», которая будет привлекать потребителей, а также находить новые пути роста, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1)Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2019 г. № 768-р// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72128754/ (дата обращения 03.06.2024)
2)Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2022 N 532-р (ред. от 29.10.2022) <О выделении Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году бюджетных ассигнований для предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411993/ (дата обращения 03.06.2024)
3)Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 03.06.2024)
4)Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 03.06.2024)
Статьи, монографии, учебники
5)Афанасьева Н. В., Государственно-частное партнерство в Российской Федерации на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2023. — Т. 29, № 11. — С. 1333-1337
6)Богданов Е. В., Договоры в сфере предпринимательства : монография. — Москва : Проспект, 2021.
7)Браништов И. Д., Рывкина О.Л. О развитии системы поддержки малого и среднего предпринимательства в России//ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ VIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Симферополь, 2023. С. 92-105
8)Денисова А. А., Кальянов А. Ю. Роль государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ//ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2023. С. 147-150
9)Ершова Е.Ю. Показатели эффективности продаж на маркетплейсах // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 1471-1474.
10)Кошевенко С.В. Новые тренды в предпринимательстве и бизнесе в 2023 году//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей X юбилейной международной научной конференции. Курск, 2023. С. 76-80
11)Кривова А. В., Меньшова Е. В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Сборник научных статей Медународной научно-практической конференции. Том 1. Курская академия государственной и муниципальной службы. Курск, 2023. С .411-413
12)Криничанский К. В., Связь финансов и роста в России: работает ли канал малого и среднего предпринимательства? // Вопросы экономики. — 2023. — № 6. — С. 76-80
13)Лунина Т. А., Остафьева А. А. Основные направления развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом//НАУЧНЫЙ ФОРУМ: ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ. Сборник статей по материалам LXIX международной научно-практической конференции. Том 3 (69). Москва, 2023. С. 34-40
14)Манкевич Ю. В., Бизнес и устойчивое развитие в России: переход от этического поведения к экологическому // Труд и социальные отношения. — 2023. — Т. 34, № 2. — С. 74-78
15)Матвеева Е.Е. Анализ предпринимательской активности РФ в условиях кризиса//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей X юбилейной международной научной конференции. Курск, 2023. С. 109-111
16)Хисямов Р. С., Смена парадигм производственных отношений - начало конца истины // Аудиторские ведомости. — 2023. — № 4. — С. 257-260