Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы. Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государства, экономической основой которого было рабовладение. Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В ходе своего исторического развития он прошел несколько последовательных этапов.
В I-II веках нашей эры народы Средиземноморья впервые в истории оказались в границах огромной державы - Римской империи. Границы между отдельными государствами, превращенными в римские провинции, были уничтожены, монетная система в некоторой степени унифицирована, а войны и морские грабежи прекращены. Были созданы условия для поддержки установления экономических и культурных связей между различными регионами Средиземноморья, прогресса сельского хозяйства, ремесел, строительства, внешней и внутренней торговли.
Римская Средиземноморская империя включала в себя народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического развития. Египет, Сирия, Малая Азия, Балканская Греция и Македония достигли высокого экономического и культурного уровня и развили рабовладение еще до римского завоевания. Население стран Западного Средиземноморья - иберы и кельты (Галлии), Пиренейского полуострова и Трансальпийской Галлии, ливийцы, нумидийцы, остальной части Северной Африки, паннонцы, иллирийцы и Придунайского региона - все еще находилось на стадии разложения общинного строя или ранних классовых отношений и были более отсталыми, чем римляне, которые их завоевали. Включение этих территорий в состав обширной Римской империи способствовало искоренению их примитивных общин и раннеклассовых отношений, а также распространению классического рабства, цивилизованной экономической, социальной и культурной жизни. В целом экономическая структура и социальные условия римского Средиземноморья характеризовались большой неоднородностью, сосуществованием различных социально-экономических укладов, среди которых ведущее место занимал рабовладельческий способ производства.
Римская дипломатия опиралась на правовые принципы в отношении ведения войны и заключения мира, которые принимались в Римском государстве. Дипломатия Древнего Рима опиралась также на сакральные представления о войне и мире, что отразилось в деятельности жрецов-Фециалов. Римские послы выработали особые приемы в переговорах, что весьма влияло на успешные действия римлян во внешней политике.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды следующих авторов: Анджела А., Анисимов, Комендантов Ассман Я., Боттеро Жан, Гуревич Д., Матвеева Т.Д., Омельченко О.А., Иноземцева Д. В. и другие авторы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с историей развития дипломатического права в Древнем Риме.
Предмет исследования составляют положения правовой науки, посвященные вопросам истории развития дипломатического права в Древнем Риме.
Целью исследования является комплексный и всесторонний исторический анализ развития дипломатического права в Древнем Риме.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1.раскрыть особенности развития дипломатических отношений Древнего Рима с другими народами и государствами;
2.рассмотреть особенности становления дипломатического права Древнего Рима;
3.исследовать основные принципы дипломатии в Римской империи;
4.рассмотреть посольства и дипломатические миссии.
Методы исследования. В курсовой работе использовались исторический метод и сравнительный метод исторической литературы
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: материалы правовой науки, посвященные вопросам развития дипломатического права в Древнем Риме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИПЛОМАТИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
1.1. Развитие дипломатических отношений Древнего Рима с другими народами и государствами
Основные сведения о дипломатических институтах в Древнем Риме, переговорах с другими государствами мы можем почерпнуть из трудов античных авторов: Тита Ливия, Цицерона, Полибия, Тацита и др. К сожалению, до нашего времени практически не сохранились документы, данные эпиграфики, свидетельствующие о дипломатических предприятиях Древнего Рима. По-видимому, это связано с тем, что материал, на котором записывались эти сведения, был недостаточно прочен. Но также это могло произойти по причине того, что некоторые договоры и переговоры не имели письменного подтверждения или стелы с их записью подвергались разрушению в случае нарушения или недолговечности заключенного мира .
Особенностями дипломатических отношений Древнего Рима являются следующее:
-признание норм межплеменного права, закрепленных в обычаях и международных договорах, а также частичная зависимость от норм, заимствованных с Древнего Востока и древней Греции;
-основой международных отношений служит развитое "право народов";
-институционализация относительно высокого уровня сферы международных отношений;
-определение различных уровней международных отношений: правителей, государств, компаний, семей .
Форма международных отношений в Древнем Риме в основном копирует древнегреческие и частично древневосточные образцы. Как и в Греции, в Риме была своя Проксима и коллегия Фециалов, состоящий из 20 человек. Фециалы подписывали договоры, заключали мир, защищали международные соглашения и объявляли войну.
Центральное положение Рима как в самой Италии, так и в Средиземноморском регионе давало ему большие стратегические и экономические преимущества. С первых веков своего существования Рим активно проводил политику экспансии, стремясь стать более доминирующим по сравнению с окружающими народами. Неудивительно, что именно на этой основе родилось знаменитое "право народов" (jus gentium), которое впоследствии стало основой международного права. Его истоки содержатся в древнем сборнике законов Фециалов .
Высокий уровень развития международных отношений также предполагал наличие сложной организации дипломатических учреждений. Однако, в отличие от Греции, главным органом управления внешнеполитической деятельностью здесь был не народный парламент, а Сенат.
Внешней политикой Рима занимался Сенат. Он вел переговоры с другими государствами. Сенат принимал и отправлял послов и заключал мирный договор. Продолжение войны или заключение мирного договора зависело от Сената. Это различие объясняется особенностями римской политической системы и более важной аристократической составляющей в политике. В Риме были народные собрания, но их права были более ограниченными.
В раннюю (имперскую эпоху) эпоху право назначать посла (Фециала) и отправлять посольство принадлежало императору, а во время существования Республики посол (дипломатическая миссия) назначался консулом, председательствующим в Сенате, и специальным указом Сената о целях и задачах посольства. Должность легата является почетной, в соответствии с "достоинством и интересами римского народа", согласно которым только достойный и уважаемый человек может выполнить стоящую перед ним задачу. "Как правило, посольство состояло из трех человек, среди которых выделялся Президент. Постановлением Сената также были установлены критерии, по которым должны были действовать делегации посольства. На содержание общественного зала были выделены специальные деньги из Государственной казны, все необходимые принадлежности и штат прислуги. Особо важные посольские делегации сопровождались военными отрядами и кораблями.
Вернувшись в Рим, они представили Сенату подробное описание своей деятельности .
Сенат не только отправил посольство, но и принял его. Существовали довольно сложные правила приема иностранных посольств. Кроме того, существовали подробные правила приема, зависевшие от степени важности государства, уровня союзников или, наоборот, напряженных отношений, которые направляли посла в вечный город. Делегации враждебных сил не допускались в город, а вот посольства союзников, как правило, тепло встречали и отмечали вручением дорогих подарков, но прибывающие послы должны были показать себя с лучшей стороны. Например, подарок сирийского царя Антиока включал в себя 500 золотых ваз весом в 2 фунта.
Уже в IV-III веках до н.э., когда были налажены отношения с более отдаленными племенами, в Риме появились настоящие послы. Посольство в Риме называлось дипломатической миссией, а посол - легатом. Римский посол ездил в Карфаген, Грецию и все эллинистические страны. И в эту эпоху римляне обычно назначали послов из знати, чаще всего из Сената. Возвращаясь в Рим, посол был обязан отчитаться перед римским Сенатом. В некоторых важных случаях посол также докладывал о своих переговорах Народному собранию.
В III-II веках до нашей эры в Риме были разработаны процедуры приема посольств из других стран.
Рим начал вести переговоры с иностранными городами как можно раньше. Первый международный договор между Римом и Карфагеном был заключен в 6 веке до нашей эры, а второй - в 4 веке до нашей эры. Это были соглашения о мореплавании, торговле.
Рим стал активно участвовать в международных отношениях с эллинистическими странами в III веке до н.э. В этом легионе римляне поддерживали тесные контакты с монархией Птолемеев. В то же время это переросло в конфликт с Македонией после оккупации римлянами острова Коркилла (229 год до н.э.), когда Рим столкнулся с Карфагеном из-за Сицилии и вторгся на берега Адриатического моря.
Основным правилом римской дипломатии было "разделяй и властвуй". Римская дипломатия старалась не допустить объединения противников в альянс и всячески препятствовала созданию антиримского союза.
Фрагмент для ознакомления
3
I.ДОКУМЕНТЫ
Международные договоры
1. Lex Canuleia (445/443 годы до н. э.) — отмена запрета на браки между патрициями и плебеями;
2. Lex Licinia Sextia (367 год до н. э.) — избрание как минимум одного из консулов из числа плебеев;
3. Lex Ogulnia (300 год до н. э.) — допуск плебеев к почти всем жреческим должностям;
II.ЛИТЕРАТУРА
4. Анисимов, Комендантов: История международного права. Учебное пособие. - Издательство: Проспект, 2022. – 80 с.
5. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М.: Просвещение, 1990. 300 с.
6. Боттеро, Жан и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой, С. В. Иванова. — М. : ЗАО «Центрполиграф», 2021. — 447 с.
7. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. М.: Рубежи XXI, 2005. Т.1. 271 с.
8. Ливий Т. История Рима от основания города: в 3 т. М.: Ладомир. (Классическая мысль), 2002. Т.1. Кн.1 X. 702 с.
9. Моммзен Т. История Рима. М.: ACT; Фолио, 2001. Т.1. Кн.1. 523 с.
10. Цицерон М.Т. О законах // Цицерон М.Т. Диалоги. М.: Научноиздател. центр "Ладомир"; Наука, 1994. 250 с.
11. Майорова Н.Г. Римские Фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. C.5871.
12. Майорова Н.Г. Институт Фециалов в раннем Риме // Древнее право. М., 1998. №1(3). С.7881.
13. Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. М.: Издво МГУ, 1983. 270 с.
14. Матвеева, Т. Д. Международное право : учебник для вузов / Т. Д. Матвеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 438 с.
15. Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. // М.: Мануск-рипт, 2002.
III.ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ
16. Классы римского общества и их основные характеристики. ru.thpanorama.com. Дата обращения: 01 июня 2024.
17. Рабство в Древнем Риме - виды, источники, статус и положение рабов. nauka.club. Дата обращения: 01 июня 2024.