Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается стремительная смена технологического уклада, активное инновационное развитие на всех уровнях – общества, организации и государств. Однако по-прежнему именно люди остаются главным ресурсом любой организации, важнейшим фактором достижения компанией успеха. Многочисленные исследования теоретиков и практиков в области менеджмента доказывают это утверждение. Так, Всемирная организация интеллектуальной собственности опубликовала ряд интервью с представителями бизнеса по вопросу роли человеческого фактора в поддержании и усилении инновационной деятельности организации. Все они подводят к одному выводу: человеческий фактор является фундаментальной движущей силой любого инновационного процесса, качественного развития организации.
Актуальность темы работы обусловливается тем, что при столь высокой роли квалифицированных кадров в развитии организации, в настоящее время существует дефицит этих кадров. Это, в свою очередь, приводит к «войне за таланты». Организациям уже недостаточно обеспечивать лишь безопасность труда на рабочем месте и базовые условия работы. В настоящее время необходимо создание сильного HR-бренда (бренда компании как работодателя), конкурентоспособных условий работы, чтобы привлекать и удерживать в компании талантливых сотрудников. Одним из инструментов создания сильного HR-бренда выступает обеспечение и поддержание в компании благоприятного психологического климата, что обусловило цель работы.
Цель курсовой работы заключается в исследовании социально-психологического климата в трудовом коллективе в ООО «Воддорстрой».
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления социально-психологическим климатом коллектива;
- провести анализ социально-психологического климата в коллективе организации;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления социально-психологическим климатом в организации.
Объектом курсовой работы является ООО «Воддорстрой».
Предметом курсовой работы является механизм управления климатом в коллективе ООО «Воддорстрой».
Теоретической и методологической базой для написания работы послужили труды авторов, среди которых можно выделить Дырин С., Ильина Л. О., Лукьяненко А.Б., Петрова С., Плеханов А., Пфеффер О. и других авторов.
Структура курсовой работы представлена введением, 3 главами, заключением, список использованных источников и приложениями.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ КОЛЛЕКТИВА
1.1 Понятие и функции социально-психологического климата коллектива
Существует множество определений понятия «психологический климат». Для комплексного исследования темы выпускной квалификационной работы, рассмотрим термины, предлагаемые как отечественными, так и зарубежными авторами. В первую очередь рассмотрим определения, предлагаемые российскими исследователями.
В начале XXI века в отечественной психологии выделилось четыре ключевых подхода к пониманию социально-психологического климата.
В рамках первого подхода свои определения термина предложил целый ряд российских исследователей – Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов и нек. др. Обобщая предлагаемые ими дефиниции, можно сформулировать следующее определение психологического климата: состояние коллектива, заключающееся в отражении в его сознании совокупности факторов, процессов и явлений, связанных с взаимоотношениями внутри коллектива. Кроме того, авторы данного подхода включают в сущность психологического климата комплекс условий труда и инструменты стимулирования (мотивации) трудовой деятельности сотрудников [3].
Представителями второго подхода являются А.Н. Лутошкин и А.А. Русалинова. Они также рассматривают психологический климат в компании как состояние коллективного сознания, но в своем определении термина «психологический климат» подчеркивают не явления в коллективе, связанные с взаимоотношениями, а общий психологический и эмоциональный настрой, сформированный в коллективе компании. То есть в данном случае, в отличие от первого подхода, психологический климат выступает не как общественно-психологический феномен, а больше как настроение определенной группы людей в организации.
Третий подход представили В.А. Покровский и В.М. Шепель. С их точки зрения, психологический климат в компании необходимо оценивать с точки зрения характера взаимоотношений людей в коллективе, прямо взаимодействующих друг с другом. Авторы подхода объясняют свою позицию тем, что именно в процессе тесного контакта членов коллектива формируются межличностные отношений и, далее, в этой системе межличностных отношений в коллективе формируется конкретное психологическое самочувствие его членов. Иными словами, формируется настроение членов коллектива по отношению друг другу, что показывает связь данного подхода со вторым, предложенным А.Н. Лутошкиным и А.А. Русалиновой [8].
Представителями четвертого подхода в отечественной психологии являются А.Н. Щербань, Л.Н. Коган, а также В.В. Косолапов. Данный подход отличается от остальных, поскольку в нем социально-психологический климат коллектива определяется с точки зрения психологической, а также социальной совместимости сотрудников компании. В этом контексте, психологический климат оценивается с точки зрения уровня сплоченности коллектива, наличия (или отсутствия) единых точек зрения по каким-либо вопросам, наличия или отсутствия коллективных традиций и т.д. [20].
Таким образом, обобщая рассмотренные определения, можно сделать вывод, что в отечественной психологии, понятие «психологический климат» в первую очередь рассматривается как общий социально-психологический настрой в коллективе, но также и как степень совместимости сотрудников организации.
В зарубежной литературе существуют и другие взгляды на данное понятие. Так, например, в американской социальной психологии, рассматривая психологический климат, чаще всего подразумевается организационная культура, а также система и характер взаимоотношений подчиненных с руководителями. Развитие идеи о важности психологического климата как характера взаимоотношений в коллективе особенно ярко происходило в период развития теория «человеческих отношений» известного эксперта в области менеджмента Элтона Мейо. Его теория в первую очередь сконцентрирована на создании системы отношений в коллективе, создании определенного психологического климата.
Современный американский исследователь Б. Балтес предлагает емкое определение: «психологический климат – это восприятие сотрудниками своей рабочей среды».
Другой зарубежный исследователь – М. Топрак – в своей статье для журнала «European Journal of Psychology and Educational Research» раскрывает психологический климат как феномен, связанный с когнитивной оценкой сотрудниками своей рабочей среды.
Таким образом, зарубежный подход к определению понятия «психологический климат» в большей степени сводится к отражению в сознании сотрудников условий труда, ситуации, явлений и процессов на рабочем месте.
Обобщая все рассмотренные определения, можно сформулировать единое определение понятия «психологический климат в компании»: это атмосфера, настроения в коллективе, сформированные на основе характера регулярных взаимоотношений членов коллектива, условий труда и отдыха, включая систему мотивации трудовой деятельности сотрудников.
Благоприятный психологический климат играет важную роль в современных организациях, которая подчеркивается выполняемыми им функциями. Основные из этих функций представлены на рисунке 1.1 [17].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 29. - ст. 3582.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 31. - ст. 4196.
3.Адельсеитова Э. Б. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации / Э. Б. Адельсеитова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 2(80). – С. 37-41.
4.Анализ развития персонала на предприятии: учебное пособие / ред. А. Д. Чудновский. - М.: ЭКМОС, 2023. - 399 с.
5.Анущенкова К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К', 2022. - 403 с.
6.Бадмаева С. В. Особенности управления стрессом в современной организации / С. В. Бадмаева, С. Р. Хрусталева, А. С. Сазонова // Самоуправление. – 2023. – № 1(134). – С. 19-22.
7.Басовский Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 221 с.
8.Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2022. - 349 с.
9.Бережная М. С. Управление профессиональным стрессом и эмоциональным сгоранием сотрудников в организации / М. С. Бережная // Самоуправление. – 2023. – № 4(137). – С. 42-45.
10.Бюндюгова Т. В. Исследование профессионального стресса сотрудников коммерческой организации / Т. В. Бюндюгова // Polish Journal of Science. – 2019. – № 22-5(22). – С. 57-61.
11.Валова Ю. И. Стресс-менеджмент как технология управления конфликтом в организации / Ю. И. Валова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2021. – № 1(32). – С. 34-37.
12.Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2021. – 656 с.
13.Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
14.Емельянова Э. С. Использование стресс-тестирования при формировании стратегии организации / Э. С. Емельянова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 35(3). – С. 120-126.
15.Коновалова В. Г. Профилактика стрессов и конфликтов в организации / В. Г. Коновалова, Н. В. Евдокимова // Молодой ученый. – 2023. – № 5 (452). – С. 174-179.
16.Куликова А. Д. Стресс в организации: причины и последствия / А. Д. Куликова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 745-749.
17.Соловова Н. В. Стресс-менеджмент в организации сферы услуг / Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2022. – Т. 11, № 4. – С. 16-20.
18.Шарафутдинова С. Р. Методы управления стрессом на уровне личности и организации / С. Р. Шарафутдинова // Via Scientiarum - Дорога знаний. – 2019. – № 1. – С. 90-93.
19.Шевцова М. А. Управление конфликтами и стрессами в организациях / М. А. Шевцова, А. С. Кузнецова // Управление человеческими ресурсами и финансами: современные концепции и эффективные технологии : сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-18 ноября 2022 года / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ. – Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2023. – С. 115-118.
20.Щур Н. А. Управление конлфиктами и стрессами в организации / Н. А. Щур, Э. И. Аметова // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 153-156.