Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотических установок на уроках иностранного языка 7
1.1 Понятие патриотизма в педагогической науке 7
1.2 Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания 10
1.3 Иностранный язык как средство формирования патриотических установок 12
Выводы к главе 1 16
Глава 2. Практическое применение методов формирования патриотических установок в школе №2 г. Кинешма 18
2.1 Анализ учебных программ и материалов 18
2.2 Методики и техники на уроках иностранного языка 21
2.3 Оценка эффективности и результативности внедрения патриотических установок 25
2.4 Проблемы и перспективы развития патриотического воспитания на уроках иностранного языка 28
Выводы к главе 2 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование формирования патриотических установок на уроках иностранного языка - в частности, в контексте обучения французскому языку - включает в себя двойную задачу: внедрение национальных ценностей в учебный план, традиционно ориентированный на интернационализм, и эффективную передачу этих ценностей школьникам. Этот дуализм представляет собой уникальное место пересечения педагогических стратегий и национального этоса, очерчивая отдельную область образовательных исследований, отмеченную своей актуальностью для современных школьных парадигм. Актуальность данного исследования усиливается растущей глобализацией систем образования, которая часто размывает националистические компоненты в пользу более космополитичного подхода; тем не менее, императив сохранения чувства национальной идентичности остается первостепенным, создавая тем самым актуальную область научного исследования.
Проблемное поле данного исследования проявляется в нескольких направлениях: во-первых, теоретическое обоснование и историческая эволюция «патриотизма» в образовательном дискурсе; во-вторых, психологические векторы, влияющие на восприимчивость патриотического контента среди несовершеннолетних; в-третьих, операционализация этих теорий через методическую интеграцию в учебные программы по иностранным языкам.
Объект исследования – процесс формирования патриотических установок школьников на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – содержание процесса формирования патриотических установок школьников на уроках иностранного языка.
Цель исследования состоит в том, чтобы прояснить и улучшить педагогические процессы, которые лежат в основе формирования патриотических чувств у школьников на уроках иностранного языка, способствуя тем самым формированию двойной преданности как национальной идентичности, так и глобальной гражданственности.
В соответствии с целью определены задачи:
- определить понятие патриотизма в педагогической науке;
-изучить психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания;
-изучить иностранный язык как средство формирования патриотических установок;
- проанализировать методики формирования патриотических установок на уроках иностранного языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем рассматривается вопрос о том, где сходятся педагогические методики и патриотические настроения в среде обучения иностранным языкам. Данное исследование расширяет эпистемологические границы и уточняет прагматическое применение патриотического воспитания в условиях глобализации.
Гипотеза исследования предполагает, что намеренное включение патриотических нарративов в учебные программы по французскому языку катализирует выраженную преданность национальной идентичности среди школьников, одновременно способствуя развитию их глобальной компетентности. Эта гипотеза, основанная на синтезе исторических образовательных идеологий и современной педагогической динамики, требует эмпирической проверки для обоснования или опровержения предполагаемых причинно-следственных связей, тем самым предлагая определенный вклад, который является одновременно инновационным и императивным.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, синтезирующем идеи педагогики, психологии и культурологии для изучения динамики патриотического воспитания в классах иностранных языков. Данное исследование опирается на ряд работ для построения аналитической базы. Так, M. Коста разъясняет нюансы различий между патриотизмом и национализмом, утверждая, что образовательные структуры должны отдавать приоритет первому, чтобы развивать конструктивное чувство национальной идентичности. Аналогичным образом, С. Грищенко, О. Илишова, Д. Ефимов и Н. Макогончук подчеркивают необходимость органичной интеграции патриотического воспитания в учебный план, предполагая, что такая интеграция должна не заслонять, а дополнять лингвистические цели обучения иностранным языкам.
Далее Т. Бояк рассматривает проблемы и методики воспитания патриотизма у современной студенческой молодежи, указывая на значительный сдвиг в сторону инклюзивных образовательных технологий, которые могут быть эффективно применены в обучении иностранным языкам. А. Бахтин и Ю. Туртаев рассматривают мотивационные аспекты патриотического воспитания, полагая, что повышение желательности патриотизма среди студентов предполагает культивирование внутренней мотивации через учебную программу, которая резонирует с их личной и коллективной идентичностью.
Практическое применение этих теоретических положений поддерживают М. Файз и Э. Авчи, которые анализируют, как можно формировать патриотические установки будущих учителей с помощью целенаправленных образовательных практик. Е. Гусаков исследует контекстуальную вариативность патриотического воспитания, отмечая дифференцированные подходы, необходимые в различных образовательных и культурных условиях.
Методы исследования включают качественные и количественные методы, сравнительный анализ, кейс-стади.
Теоретическая и практическая значимость исследования оказываются взаимосвязанными - каждая из них способствует пониманию и внедрению патриотического воспитания в учебные программы по иностранным языкам; действительно, теоретически исследование соответствует современным педагогическим дискурсам, которые подчеркивают интеграцию гражданских ценностей в образовательные практики. С практической точки зрения, применение данного исследования обещает непосредственное улучшение стратегий преподавания, в частности, в преподавании французского языка как иностранного.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотических установок на уроках иностранного языка
1.1 Понятие патриотизма в педагогической науке
Понятие патриотизма в педагогической науке, рассмотренное во множестве исследований, включает в себя целый ряд измерений, отражающих эволюционирующую природу этого конструкта в образовательных системах; патриотизм, по сути, определяется как воспитание преданной привязанности и лояльности к своей стране, нюансируемое образовательными рамками, которые стремятся сбалансировать националистический пыл с уважением к глобальному разнообразию [М. Коста, 2018, 1390]. Определение патриотизма в академическом дискурсе предполагает парадигму, в которой педагогическая цель выходит за рамки простой эмоциональной преданности и включает в себя когнитивное взаимодействие с ценностями и историческими нарративами, формирующими национальную идентичность; действительно, В. Кульчицкий и М. Сопиха описывают его как «сплав социальных ценностей и индивидуальной идентичности, которые объединяются в общее национальное сознание» [Кульчицкий В., Сопиха М., 2018, с. 7].
Исторически сложилось так, что педагогический подход к патриотизму колеблется между открытой националистической индоктринацией и тонкой интеграцией национальных ценностей в учебную программу; современный же взгляд, как утверждают С. Грищенко и соавторы, выступает за методологический синтез, при котором патриотическое воспитание органично вплетается в структуру школьного учебного процесса, обеспечивая тем самым, чтобы учащиеся не только узнавали о патриотизме, но и переживали его через призму культурного и языкового плюрализма.
Эта эволюция знаменует собой значительный сдвиг в сторону того, что Д. Панин называет «образовательным патриотизмом», который включает в себя двойной акцент на воспитании чувства принадлежности и поощрении критического отношения к своему национальному наследию в рамках образовательного дискурса [Панин Д., 2021, 50].
Роль обучения иностранным языкам в распространении патриотического воспитания представляет собой уникальную дихотомию: хотя основной целью является овладение языковым инструментом для глобального взаимодействия, существует потенциал для внедрения патриотического воспитания через содержание и контекст изучаемого языка. Т. Бояк утверждает, что иностранные языки предлагают «двойной канал для культурного обмена и патриотического воспитания, позволяя учащимся ценить свою национальную идентичность и приобщаться к мировым культурам» [Бояк Т., 2023, с. 51].
Синтезируя эти взгляды, педагогическая наука о патриотизме предстает как динамичная область, в которой сталкиваются традиционные и инновационные образовательные практики, ставящие перед педагогами задачу воспитания чувства национальной гордости и одновременно вооружения учащихся инструментами, позволяющими ориентироваться в многополярном мире и ценить его. Таким образом, теоретические основы патриотического воспитания не только служат основой для разработки учебных программ, но и определяют методологии, с помощью которых прививается патриотизм, обеспечивая всеохватность образовательного процесса и отражая современные общественные ценности.
Проследив историческое развитие концепции патриотизма в образовании, можно обнаружить траекторию, отмеченную значительными идеологическими сдвигами и педагогическими реформами. Первоначально патриотизм в образовании был синонимом националистического рвения - часто подконтрольного государству - направленного на воспитание монолитной национальной идентичности. По мере смены веков, особенно под влиянием идеологий эпохи Просвещения, нарратив менялся: системы образования стали применять более плюралистический подход к патриотизму1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Abramova, S., Kopalova, O., & Cherkasova, V., 2019. Patriotic Education of Youth in Contemporary Conditions. Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018). https://doi.org/10.2991/ISCFEC-18.2019.109.
2. Alekseyenok, A., & Nalivaiko, K., 2023. PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS. Central Russian Journal of Social Sciences. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2023-18-3-177-197.
3. Bakhtin, A., & Turtaev, Y., 2019. The motivation of the desire of student youth to patriotism in the modern environment. Scientific Visnyk V.O. Sukhomlynskyi Mykolaiv National University. Pedagogical Sciences. https://doi.org/10.33310/2518-7813-2019-66-3-9-13.
4. Boiak, T., 2023. About educating patriotism among modern student youth. Alma mater. Vestnik Vysshey Shkoly. https://doi.org/10.20339/am.10-23.049.
5. Costa, M., 2018. Patriotism and Nationalism. , pp. 1389-1400. https://doi.org/10.1007/978-3-319-72761-5_96.
6. Du, Y., & Ji, X., 2018. Research of the Method to Develop Patriotism Education in Colleges and Universities under the New Media Environment. , pp. 659-662. https://doi.org/10.2991/ICEEMR-18.2018.158.
7. Faiz, M., & Avcı, E., 2020. The Patriotic Attitudes of The Prospective Teachers. , 7, pp. 124-134. https://doi.org/10.17220/ijpes.2020.01.012.
8. Fang, L., & Zhang, W., 2015. On the Contemporary Patriotism Education of Russia. . https://doi.org/10.2991/emim-15.2015.219.
9. Gusacov, E., 2018. Education for patriotism and the Arab-Israeli sector. International Journal of Educational Development, 60, pp. 138-148. https://doi.org/10.1016/J.IJEDUDEV.2017.11.005.
10. Hryshchenko, S., Ilishova, O., Yefimov, D., & Makohonchuk, N., 2022. THE PROBLEM OF NATIONAL PATRIOTIC EDUCATION. Innovate Pedagogy. https://doi.org/10.32843/2663-6085/2022/44/1.24.
11. Krylova, E. (2016). Patriotism as a key note of Russian young education in modern society. , 5, 195-199. https://doi.org/10.17816/snv20164309.
12. Kulchytskyi, V., & Sopiha, M., 2018. PATRIOTISM AS THE SOCIAL VALUE OF THE INDIVIDUAL. Social Work and Education. https://doi.org/10.25128/2520-6230.18.3.6.
13. Kuzmina, S., 2021. Formation of patriotism among the younger generation in the modern school environment. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-212-216.
14. Murzina, I., & Kazakova, S., 2019. PERSPECTIVE DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175.
15. Nair, S., & Sinasamy, R., 2017. Patriotism among Secondary School Students and Its Relationship with their Interests towards Learning History. Journal of Education and Training, 3, pp. 110-117. https://doi.org/10.20448/JOURNAL.522.2017.32.110.117.
16. Nurdin, E., 2017. Civic Education policies: Their effect on university students’ spirit of nationalism and patriotism. Citizenship, Social and Economics Education, 16, pp. 69 - 82. https://doi.org/10.1177/2047173416688039.
17. Onoprienko, O., & Marinenko, S., 2018. THEORETICAL PRINCIPLES OF PATRIOTIC HEALTH OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. Young Scientist. https://doi.org/10.32839/2304-5809/2018-12-64-100.
18. Panin, D., 2021. EDUCATION OF A CITIZEN-PATRIOT: THEORETICAL ASPECT. Современная высшая школа инновационный аспект. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-4-49-56.
19. Plotnikova, E., Matyushin, P., Tkachenko, E., & Kharitonova, S., 2023. STUDENTS OF CHUVASHIA HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ABOUT PATRIOTISM: GENDER ANALYSIS. Vestnik Chuvashskogo universiteta. https://doi.org/10.47026/1810-1909-2023-3-113-121.
20. Podgurska, V., 2018. PATRIOTIC EDUCATION OF TRAINERS OF EDUCATION AS A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEM. ТHE SOURCES OF PEDAGOGICAL SKILLS. https://doi.org/10.33989/2075-146x.2018.21.206187.
21. Rapoport, A., 2017. Tendencies in Civic Education in Russia: The Perception of Patriotism among Secondary School Teachers. Journal of International Social Studies, 6, pp. 109-124.
22. Sanina, A., 2017. Patriotism and Patriotic Education in Contemporary Russia. Russian Social Science Review, 59, pp. 468 - 482. https://doi.org/10.1080/10611428.2018.1530512.
23. Viktorova, L., 2022. NATIONAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH BY MEANS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIMENSIONS OF THE PRESENT. Collection of Scientific Papers of Uman State Pedagogical University. https://doi.org/10.31499/2307-4906.2.2022.262969.
24. Wang, S., 2020. Patriotism Education of Higher Vocational College Students from the Perspective of New Media. , pp. 420-427. https://doi.org/10.1007/978-3-030-43309-3_58.
25. Xu, G., & Liu, W., 2021. On Strengthening Patriotism Education in the New Period. 2021 International Conference Education and Management (ICEM2021). https://doi.org/10.38007/proceedings.0001856.