Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе развития общества, государство обращало особое внимание на развитие общества, его благосостояния и жизнедеятельность, обеспечивая необходимую поддержку и оказывая помощь слабозащищенной категории населения. Такой категорией населения являются дети и иные нуждающиеся граждане, которые требуют особого внимания и заботы государства.
Нормативно – правовое регулирование вопроса защиты прав детей и обеспечение необходимого воспитания, регламентировано изданием семейного кодекса РФ, выделяя опеку и попечительству, как один из основных органов, контролирующих воспитание детей и обеспечивает защиту их прав, в особенности тех детей, которые остались без родительского внимания.
При этом деятельность органов опеки и попечительства регулирует ТК РФ, однако семейное законодательство отражает некоторые вопросы осуществляемой деятельности органов опеки и попечительства.
Следовательно, все вопросы деятельности данного органа обеспечивается при взаимодействии семейного и гражданского законодательства. Данные факторы и обстоятельства обуславливают актуальность темы работы.
Объектом настоящего исследования выступают отношения, связанные с опекой и попечительством.
Предметом данной работы является действующее законодательство, судебная практика, а также общая и специальная литература, раскрывающая положения опеки и попечительства.
Методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами познания (анализа и синтеза), являются также и специальные методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительного правоведения, конкретно-социологического и системного анализа юридических явлений, которые позволяют рассмотреть явления в их взаимосвязи.
Цель исследования состоит в рассмотрении положений опеки и попечительства, регулируемой нормами гражданского права.
В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи комплексной разработки темы сводятся к тому, чтобы:
- рассмотреть понятие опеки и попечительства, их разграничение;
- показать основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
- рассмотреть основания прекращения опеки и попечительства;
- раскрыть патронаж над дееспособными гражданами, его возникновение и прекращение.
Практическая значимость разработки темы данной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности органов опеки и попечительства, а также граждан.
Нормативной базой данного исследования являются нормы действующего гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс, Семейный кодекс.
Глава 1. Понятие опеки, попечительства и патронажа в соответствии с законодательством РФ
Основным способом, обеспечивающим необходимое проживание, развитие и получение определенных благ, является нахождение человека с родными людьми. При этом защита и забота населения может обеспечиваться и государственными учреждениями, уполномоченных осуществлять деятельность в сфере социального обеспечения.
Однако именно органы опеки и попечительства занимаются обеспечением взаимодействия и поиском компромисса в случае возникновения необходимости устроить граждан в специальные учреждения, а также обеспечение контроля за организацией заботы о таких гражданах со стороны семьи.
Понятие опеки и попечительства урегулировано законодательством, что включает в себя определенную форму и вид правовой помощи, осуществляемая в виде охраны прав и интересов граждан. Помимо данного понятия, определение отражает вид правоотношений и правовых связей, а также является правовым институтом.
Органы опеки и попечительства осуществляют организацию размещения определенной категории граждан в специальные учреждения, а также организуют передачу детей из специализированных учреждений в семьи.
Таким образом органы опеки и попечительства, выполняя возложенные на них полномочия государством, в виде определения судьбы человека методом правового воздействия, исключительно в интересах подопечного, с учетом его волеизъявления, а также в тех ситуациях, которые выявлены в качестве объективной необходимости.
Гражданский кодекс дает четкое определение опеке и попечительству, предоставляя такому органу полномочия по обеспечению защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, либо не полностью дееспособных, в целях достижения воспитательного процесса, либо создание благоприятных жизненных условий.
Все действия, выполняемые данным органом, осуществляются с помощью опекуна или попечителя. Установление таких лиц может определяться, как с учетом родственной принадлежности подопечного, так и иного лица на усмотрение органа, однако при рассмотрении установления опекуна, в первую очередь учитывается родственная связь с подопечным.
Определяя в качестве опекуна определенное лицо, органы опеки и попечительства должны учитывать важность возложенных на него функций, которыми являются:
- осуществление необходимого ухода за подопечным, забота о его здоровье и обеспечение всем необходимым для благоприятного его существования,
- возложение ответственности за достижением соблюдения необходимого поведения подопечного, исключая возможность причинения вреда самому себе, другим окружающим лицам,
- предоставлять интересы подопечного во всех структурах и органах государственной власти, обеспечивать защиту его интересов.
Последняя функция наделяет опекуна полномочиями законного представителя подопечного, вступать от его лица в различные виды правоотношений и законно действовать в его интересах.
Следовательно, данные функции для опекунов являются основными, за исключение случаев, регламентированных ст.30 ГК РФ. Помимо таких обязательств опекуны обязаны в отношении подопечных несовершеннолетних лиц следить за их воспитанием, процессом обучения, а также обязательными является его постоянное проживание с подопечным.
Присвоение и наделение статусом опекуна, наделяет его не только наличием прав и обязанностей, осуществляемых по отношению к подопечному, но также и иного перечня прав, четко установленных законом, например, что может отразиться в праве получить определенный налоговый вычет, используемый всеми гражданами в двойном размере.
Назначенный опекун имеет много прав в виде определенных мер социальной государственной поддержки, которые предназначены именно опекуну, а не подопечному. Связано это с тем, что гражданин по собственной инициативе взял на себя обязательства осуществлять заботу за достаточно сложной категорией населения, в связи с чем государство назначает опекуну определенные выплаты и специальные пособия.
Таким образом законодательство четко разграничивает понятие учреждения, выполняющего функции опекуна подопечного лица и предоставленного опекуна в качестве законного представителя подопечного, обязанности, функции и права в данном случае значительно отличаются. При этом несмотря на то, был ли назначен опекун подопечному, либо не выполнив такое назначение, органы опеки и попечительства несут ответственность за данным лицом, либо осуществляют постоянный контроль по выполнению опекуном, возложенных обязательств.
Значительное наличие существует между опекуном и приемными родителями, последние из которых, согласно семейному законодательству заключают специальный договор с органами опеки и попечительства, содержащий в себе определенные условия о передаче ребенка конкретной семье на определенный срок, с установленной денежной выплатой за воспитание ребенка семье. При этом опекун назначается специальным постановлением государственного органа.
На основании рассмотренных определений следует установить, что опекой является один из видов правовой помощи, реализация которой направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, а также тех граждан, которые признаны недееспособными в силу психического расстройства, установленного в судебном порядке, в следствии чего назначается опекун, являющийся законным представителем подопечного и совершая от его лица все необходимые правовые действия.
Помимо опеки законодательство устанавливает такое понятие, как попечительство, которое используется в случае необходимости осуществления контроля и достижение определенного воспитательного процесса, как за гражданами в возрасте от 14-ти до 18-ти лет, а также признанным судом ограниченно дееспособным гражданам. Попечительство оказывает содействие таким лицам в реализации их прав и выполнение возложенных обязанностей, обеспечивают охрану и защиту от влияния иных лиц.
Социальное обеспечение определенной категории нуждающихся граждан осуществляется и в виде патронажа, который предоставляется в виде определенного лечебно – профилактического ухода за больными гражданами на дому, обеспечивая соответствующее наблюдение за состоянием его здоровья. Такими лицами являются сотрудники учреждений, имеющие медицинское образование различного уровня.
При этом патронаж больных женщин осуществляет акушер – гинеколог, категорию детского населения обслуживает врач педиатр, а в отношении психически здоровых граждан врачи – психиатры.
Осуществление и предоставление патронажной помощи обеспечивают органы опеки и попечительства, регулируемое гражданским законодательством по месту жительства или регистрации подопечного в течении месячного срока, с момента выявления необходимости в данной мере социальной поддержки.
Также необходимо учитывать, что деятельность патронажа осуществляет специально назначенное органом опеки и попечительства лицо, действующее исключительно в интересах подопечного на основании заключенного договора. При этом орган опеки обеспечивает постоянный контроль за выполнением возложенных обязательств по патронажу определенным лицом, а также фиксировать возможные нарушения, что может в последствии повлиять на расторжение договора между лицом, осуществляющим патронаж и самим подопечным.
Таким образом опека, попечительство и патронаж являются одной из форм охраны и защиты прав, предусмотренные законом определенной категорией граждан. При этом содержит в себе определенные признаки: назначается на основании постановления государственного органа; нацелено на обеспечение защиты прав и интересов подопечного; осуществление представительства от имени подопечного во всех юридически значимых действиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2 Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
Учебная литература
5. Армянинова, В. С. Охрана и защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. С. Армянинова, А. Д. Камышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 222-224.
6. Бекин, А. Законы об опеке и попечительстве / А. Бекин. - Москва: ИЛ, 2020. - 126 c.
7. Золян, А. В. Договорное регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в современной России / А. В. Золян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 206-207.
8. Ложкина, А. В. Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка / А. В. Ложкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 236-238.
9. Марченко, К. А. Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К. А. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 105-108.
10. Михеева, Лидия Опека и попечительство: Правовое регулирование / Лидия Михеева. - М.: КноРус, 2019. - 478 c.
11. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минская конвенция. — М.: Проспект, 2019. 40 с.
12. Объекты гражданских и семейных прав по законодательству Российской Федерации. Монография / отв. ред. Беспалов Ю.Ф. -М.: Проспект, 2019. 448 с.
13. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 318 с.
14. Семейное право России. Практикум. / под ред. Вавилин Е. В., Чаусская О. А.а — М.: Статут, 2020. 84 с.