Фрагмент для ознакомления
2
Современная педагогическая наука ориентирована на повышение гуманизации учебно-воспитательного процесса, основана на осознании личности учащегося как активного субъекта социально-психологической среды, культурной модели и ставит своей главной целью формирование основ личностной культуры ученика, приобщение к общечеловеческим, непреходящим духовным ценностям.
Как отмечает М.В. Грибанова, основой культуры личности является средоточие общечеловеческих ценностей (красота, доброта, истина, доброта, добродетель, правдивость и т.д.) и средств существования (система представлений о социокультурной реальности, возможностях ее активного преобразования, эмоционально-оценочных проявлениях по отношению к событиям и процессам социокультурной среды). Ииными словами, основа культуры личности - в человеке есть человечность, его способность переживать и оценивать свою близость к природе, к искусству, испытывать чувство прекрасного в процессе реализации собственной творческой деятельности, формирование эстетического отношения к явлениям окружающей среды [5; 11].
Учитывая высокую актуальность реализации эстетического воспитания, оптимизация процессов эстетического воспитания в отношении окружающей среды, искусства и человеческой деятельности особенно важна в дошкольном возрасте, когда формируются основные личностные качества и осуществляется интенсивное личностное развитие. Эффективным инструментом эстетического воспитания является живопись, иллюстрации, в том числе представленные в детских книгах.
Невозможно переоценить огромный образовательный потенциал книжной иллюстрации: знакомство с миром искусства способствует гармонизации, оптимизации взаимодействия личности с обществом, ее самореализации как личности; гармонизации взаимодействий с другими. Хотя современная педагогика разработала достаточно широкий арсенал средств для вовлечения человека в мир изобразительного искусства, недооценка изобразительным искусством роли книжной иллюстрации в развитии навыков гармоничных отношений между людьми и окружающей средой все еще не устранена в педагогической практике.
Таким образом, существует противоречие между потребностью глобального общества в эстетическом развитии, гармонизацией взаимодействия человека и общества в процессе эстетического воспитания и отсутствием эффективных технологий формирования эстетического восприятия в дошкольном возрасте, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью многочисленных исследований является изучение потенциала и возможностей использования книжных иллюстраций в процессе эстетического воспитания дошкольника. В последние годы проблемы теории и практики эстетического воспитания привлекают все большее внимание педагогов, методистов и исследователей. Важнейшей задачей эстетического развития является формирование духовной культуры гармоничной, всесторонне развитой личности, определенного потенциала, насыщенности и цели эмоционально-чувственного переживания и духовного наслаждения, радости человека от всех видов его жизни.
Сфера эстетического всеобъемлюща, носит универсальный характер, поскольку любое явление действительности, весь чувственно воспринимаемый мир, определяющий высокую актуальность эстетического воспитания, эстетического становления, может быть предметом эстетического восприятия и оценки, эстетической деятельности [16].
Таким образом, эстетическое образование выступает как процесс приобщения человека к эстетическому; это организованный процесс формирования творчески активной личности, процесс овладения межкультурными, поли-художественными и эстетическими знаниями, формирование мировоззренческого отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и навыков. Таланты, которые обеспечивают понимание отдельных эстетических явлений и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом; процесс развития эстетического восприятия, распознавания эстетических явлений, процесс, формирующий художественное видение мира и обеспечивающий понимание красоты, духовности и творческого видения; определенный вид социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом, политическими, правовыми, социальными институтами) по отношению к объекту (индивиду, индивидуальности, группе, коллективу, сообществу) с целью обеспечения ориентации системы в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии с представлениями об их природе и их цели, которые развивались в определенном обществе [9; 17].
Художественно-эстетическое воспитание, воспитание, по мнению Л.А. Клыковой, позволяет воссоздать личность, по-новому раскрыть ее душу, способствует формированию мировоззрений и миропонимания, ведет к формированию эстетической культуры личности; учит жить по законам красоты и творить.
Эстетическая культура личности - результат длительного целенаправленного формирования эстетического отношения к окружающей действительности, связанного с восприятием и пониманием прекрасного, созданием прекрасного в творчестве; важнейшая составляющая духовного облика личности, которая во многом определяет интеллект, творческую направленность и способность к творчеству. определяется особая духовность личности.
Основными функциями эстетической культуры, по мнению А.А. Радугина, являются следующие:
1) информационно-познавательные, реализующиеся в восприятии индивида;
2) ценностно-ориентированный, реализованный в направлении эстетических оценок, вкусов, убеждений;
3) активно-волевой, отражающийся в эстетических способностях;
4) коммуникативно-регулятивный, проявляющийся в эмоциональной саморегуляции деятельности и поведения индивида. Высокий уровень эстетической культуры и эстетического потенциала учащихся проявляется в способности человека распознавать в окружающей среде и в социальной и природной среде факторы и произведения искусства, пробуждающие эстетические чувства и переживания, через содержание учебно-воспитательной подготовки.
В результате развития этих способностей формируется способность видеть эстетическое во всех явлениях социального и природного контекста, обеспечивается полноценное восприятие художественно-эстетических явлений и процессов, развиваются мыслительные способности через творческие образы и эстетические чувства личности. Основная цель эстетического образования - развить способность воспринимать красоту в искусстве и жизни, оценивать ее [4; 11].
Достижение этой цели требует выполнения ряда задач, в том числе следующих:
- формирование определенного запаса эстетических знаний и впечатлений;
- формирование системы социально-психологических характеристик на основе полученных знаний, способствующих формированию у учащегося эмоциональных переживаний, потребности в осознании эмоциональной оценки;
- развитие потребности преобразовывать окружающий мир в соответствии с собственными представлениями о красоте, прекрасном в искусстве, жизни, поведении.
Эстетическое проектирование основано на накоплении различных эстетических впечатлений, прежде всего слуховых, визуальных, тактильных, и предполагает широкое использование прошлого опыта. Развитие навыков эстетического восприятия происходит постепенно, поэтапно, в результате практической деятельности и специальной подготовки и воспитания.
Другими словами, как отмечает Д.К. Доева, уровень эстетического развития, эстетической культуры человека не повысится при кратковременном общении с произведениями искусства, только при длительной целенаправленной работе, многократном повторении, педагогическом воздействии на личность учащегося, у последнего возникают эстетические потребности - устойчивая потребность в творчестве.
Эстетическое воспитание, образование - это сложный, многомерны процесс, который осуществляется как в процессе преподавательской, воспитательной, игровой, так и повседневной деятельности учащегося. Универсальным, неисчерпаемым источником эстетического воспитания традиционно является детская книга, которая на протяжении всей своей истории развития была основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и психического развития растущего человека, формирования личности, а также книжная иллюстрация как произведение изобразительного искусства [17].
При работе с детской книгой задача учителя - научить детей относиться к книге как к целостности и видеть взаимосвязь между иллюстрацией и художественным текстом. Только в этом случае, как отмечает Е.В. Полевина, возможна наиболее полная реализация эстетического богатства книги, предоставляющего ей возможности в плане художественного воздействия на читателя.
По мнению исследователей (Е.А. Флерин, В.А. Езикеева, В.А. Грошенкова, Н.А. Курочкина, Е.В. Полевина, А.Ф. Яковлева), дошкольников привлекает красочное, яркое оформление иллюстраций, они с удовольствием рассматривают их, но выделяют главное в изображении и выявляют недостатки. Такая ситуация связана с отсутствием глубокого, всестороннего изучения приемов и приемов рисования, низкой осведомленностью дошкольников о тонкостях изобразительного мастерства, недостаточной степенью согласованности и целесообразности работы, направленной на развитие эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства.
В этой ситуации актуализируется целесообразность разработки системы методик и приемов, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с иллюстрациями. Как правило, работа над литературным произведением ведется поэтапно:
1. На стадии дотекстовом основными методами и приемами работы над книжной иллюстрацией могут быть демонстрация обложки книги; показ иллюстраций для объяснения нового слова, выполнение словарной работы; изучение иллюстраций для развития навыков прогнозирования содержания произведения.
2. На текстовом этапе можно использовать такие методы и приемы, как просмотр иллюстраций после прочтения каждой отдельной части произведения и просмотр иллюстраций в процессе чтения.
3. На посттекстовой стадии работы могут использоваться методы и приемы, такие как мысленное воспроизведение ранее просмотренной иллюстрации; определение "звука" иллюстрации (какие звуки вы слышите, когда смотрите на картинку?); разговор о сюжете и/или сюжетных иллюстрациях; выявление характера, эмоциональных состояний персонажа на основе просмотра иллюстраций, определение выражений лица, поз и жестов изображенных персонажей; составление синтаксических конструкций, небольших текстов по иллюстрациям; беседа с целью выявления эмоциональных состояний детей, вызванных работой, и т. д. [7; 19].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства. Пермь, 1999. 157 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Акаде мия, 2010., 300с.
3. Грошенкова В.А. Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития // Специальное образование, 2015. С. 89–92.
4. Доева Д.К. Значение эстетического восприятия в процессе формирования у дошкольников художественного образа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, 2008. № 5. Том 14. С. 41–43.
5. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание — 2007. — № 6. — С. 35–40.
6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.
7. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий в 3 ч. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2000. Ч. 3. 123 с. (Школьный учебник).
8. Клыкова Л.А. Теоретико-методологическая основа развития художественноэстетической компетенции студентов вузов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. № 1. С. 48–62.
9. Клыкова Л.А. Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов: траектория развития// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. № 2. С. 83–92.
10. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981г., 323с.
11. Котова И.О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — С.11.
12. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.
13. Лихачев Б.Т. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1975. 241 с.
14. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011. № 7. [Электронный ресурс]: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239/ (дата обращения: 10.06.2024).
15. Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги / М. В. Немнясова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ (дата обращения: 10.06.2024).
16. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003 20 с.
17. Стюарт Ю.В. Становление эстетической компетенции старших дошкольников как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 169–176.
18. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — М.: Просвещение, 2007. — 458 с.
19. Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. Челябинск, 2013. 257 с.
20. Ярыгина А. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5 — С. 41–50.
21. Ясинских Л.В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20597/ (дата обращения: 10.06.2024).