Фрагмент для ознакомления
2
Все многообразие явлений нашей психической жизни делится главным образом на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, которые представляют собой три основные и наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений психической жизни. Конечно, в истории нашей науки была не одна попытка сгруппировать психические явления по другим признакам, но традиционная классификация до сих пор доминирует.
В то же время в нашей повседневной жизни определенный отпечаток на поведенческие реакции оказывают присущие человеческой психике предрасположенности действовать тем или иным образом, что говорит о том, что в психике человека формируются определенные установки, нравится ли нам это. или нет.
И поэтому изучение процесса формирования установок всегда будет оставаться актуальной темой, независимо от того, изучалась ли она психологической наукой или нет. В связи с этим хотелось бы уточнить, что я не долго мучился с выбором темы, тем более что проблема мироощущения меня давно интересовала, и тем более, что уже существовало направление, по которому надо было работать в целом - «Отношение к миграции и расселению среди представителей белорусского этноса». Всю свою жизнь меня всегда интересовали так называемые «неправильные поступки», совершаемые неосознанно. Конечно, я тогда еще не знал, что они были одним из проявлений установки, одним из многих ее проявлений.
На тот момент я еще не учился по специальности «Психология». Теперь кажется совершенно очевидным, что установка — это устойчивая предрасположенность личности к определенной форме реагирования, которая развивается на основе опыта, побуждая его направлять свою деятельность в определенном направлении и действовать согласованно по отношению к все предметы и ситуации, с которыми он связан. И это состояние души меня больше всего интересует на данном этапе. Однако уже с первых этапов работы выяснилось, что тема взаимосвязи отношения и мышления в современной экспериментальной психологии далеко не самая разработанная.
Объект исследования- установки в психологии человека
Предмет исследования- влияние установки на процесс решения задач
Цель исследования- изучить влияние установки на процесс решения задач
Задачи исследования:
- раскрыть понятие, компоненты и функции установок
- определить эффективность деятельности и влияние на нее установок
- изучить установку как фактор, определяющий решение задач
- рассмотреть значимость установок в поведении личности
ГЛАВА 1. РОЛЬ УСТАНОВОК В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие, компоненты и функции установок
Для описания и объяснения поведения личности часто используется термин «установки», совокупность которых считается неотъемлемой частью внутренней сущности личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем мире, помогают направить процесс познания мира с целью улучшения приспособления к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем.
Они связывают познание и эмоции, познание и поведение, «говорят» человеку, чего «ожидать», а ожидания являются важным ориентиром для получения информации. Отношения помогают прогнозировать поведение человека на рабочем месте и помогают сотруднику адаптироваться к рабочей среде. Таким образом, они играют важную роль в формировании организационного поведения.
Для перевода английского слова «attitude» («отношение», иногда пишется «attitude» - словесная оценка человеком предмета, предмета или явления) в ОП используются близкие по смыслу (но без синонимов) русские термины: location, положение, расположение, установка, установка, социальная позиция. Для краткости мы будем использовать термины «социальная установка» или «отношение». Установка – это постоянное желание человека чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-то или кому-то.
Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:
аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предрассудки (негативные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это центральный элемент инсталляции. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;
когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Это может привести, например, к факторам силы и активности;
волевой компонент (эффективный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. В этот компонент входят мотивы и цели поведения, склонность к определенным действиям. Это непосредственно наблюдаемый элемент, который может не совпадать с вербально выраженным желанием вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, предмету или событию.
Можно выделить следующие свойства параметров.
Приобретения. Подавляющее большинство личностных установок не являются врожденными. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, трудом, культурой, языком, обычаями, средствами массовой информации) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семьи, работы и т. д.).
Относительная стабильность. Настройки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-то для их изменения.
Вариативность. Отношение может варьироваться от очень благоприятного до неблагоприятного.
Направленность. Установки направлены на конкретный объект, по отношению к которому человек может испытывать определенные чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.[7]
Поведенческий компонент – намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям.
Отношение — это переменная, которая лежит между предшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом. Важно признать, что между установками и поведением не может быть последовательной взаимосвязи. Установка приводит к намерению вести себя тем или иным образом. Это намерение может сбыться, а может и не сбыться в зависимости от обстоятельств. Хотя установки не всегда четко определяют поведение, для менеджера очень важна связь между установками и намерением вести себя тем или иным образом. Подумайте о своем опыте работы или поговорите с другими людьми об их работе. Нередко можно услышать жалобы на чье-то «плохое отношение». Эти жалобы обусловлены недовольством поведением, связанным с плохим отношением. Неблагоприятное отношение в виде неудовлетворенности работой приводит к текучести кадров (которая обходится дорого), прогулам, опозданиям, низкой производительности труда и даже плохому физическому или психическому здоровью. Следовательно, одна из обязанностей менеджера — распознавать отношения, а также предварительные условия (ожидания и ценности) и прогнозировать возможный результат.
1.2. Эффективность деятельности и влияние на нее установок
Популярная психология утвердила представление о том, что сила желания напрямую связана с вероятностью его исполнения: чем больше вы чего-то хотите, тем больше вероятность, что вы это получите. Однако результаты многочисленных психологических экспериментов опровергают это мнение.[8]
В опытах Р. Йеркса и Дж. Додсона (1908) в начале 20 в. показано, что зависимость продуктивности деятельности от связанного с ней уровня активации можно описать U-образной кривой: по мере возрастания мотивации продуктивность сначала растет быстро, затем ее рост замедляется и, начиная с определенного критического уровня мотивации снижается сначала медленно, затем резко. Мотивацией в их экспериментах служили удары током разной силы, которые испытуемые получали за неправильное решение задач.
Есть много модификаций этого опыта. Например, ученикам начальных классов предлагалось печатать на клавиатуре сначала «быстро», затем «как можно быстрее». Во втором случае 60% испытуемых выполнили задание хуже, чем в первом. Чуть более выносливыми оказались взрослые: их показатели снижались вдвое реже.
Описанную модель прекрасно иллюстрирует высказывание спортсмена – олимпийского чемпиона по плаванию: «Рекорд – это ориентация не на секунды, а на технику».
В психологических исследованиях большое внимание также уделяется влиянию внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности. Показано, что внешние вознаграждения (деньги, оценки и т. д.) могут потерять свой мотивационный потенциал, если останутся на прежнем уровне.
В одном эксперименте по результатам предварительного опроса студентов студентам давали деньги на посещение занятий, которые они считали интересными. Когда через полгода был проведен новый опрос, выяснилось, что курсы, которые раньше интересовали большинство студентов, перестали быть таковыми.
Внешнее вознаграждение также теряет свою эффективность, если оно задерживается. Это очень хорошо ощущают студенты, которые при поступлении в университет сталкиваются с тем, что оценки выставляются уже не по каждому курсу, а только во время сессии. Для многих студентов это является фактором, значительно снижающим их мотивацию к обучению. Вероятно, с учетом этой модели в царской России заработная плата выплачивалась еженедельно, а в современных условиях практикуется система авансовых выплат.[9]
Внешние стимулы можно использовать двояко: в целях контроля («За пять ты получишь десять рублей!») и с целью сообщения об успехах («Молодцы! Давайте сегодня отметим ваши отличные оценки в кафе».)
Информационные стимулы, в отличие от управляющих стимулов, способствуют развитию навыков и приводят к формированию внутренней мотивации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М., 2018.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 2019.
3. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 2017.
4. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О перспективах дальнейшего развития научных исследований в психологии (к проблеме бессознательного и собственно психологической закономерности) // Вопросы психологии, 2019.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2019.
6. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ.- М., 2022.
7. Иосебадзе Т.Т., Иосебадзе Т.Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В.Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 2021. Том 4.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., Политиздат, 2022.
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., ЛГУ, 2020.
10. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси, 2021.
11. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. - Тбилиси, Мецниереба, 2017.
12. Прангишвили А.С. Установка как неосязаемая основа психического отражения. В сб.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 2021. Том 4.
13. Узнадзе Д.Н. Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. - 2020, Т. 1. - № 3.
14. Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. - М., 2020. Т. III, Вып. 3.