Фрагмент для ознакомления
2
Истоки театрального искусства, связанного с игровым представлением, уходят корнями в XVII век. Оно отражает традиции предков и завершается при переходе к новому этапу российской истории. XVIII век был периодом зрелого развития театрального искусства, которое было закреплено в 1756 году созданием первого постоянно действующего государственного специализированного театра.
Термины "театр" и "драма" активно входят в обиход знати. Только в XVIII веке. В конце XVII века термин "комедия" был общепринятым, и на протяжении всего столетия это была "потеха" ("Потешный чулан", "Потешная палата") [6, с. 28].
В народе термину "театр" предшествует термин "позорище", а "драма" – "игрище", "игра". В средние века также существовали игры "бесовских" или "демонических" клоунов. Однако термин "игра" также используется для описания музыкального представления.
Одним из важных событий, которому Петр Великий уделил особое внимание, стало создание публичного театра в Москве. Его целью была не только популяризация идеи преобразований Петра Великого, но и просвещение зрителей. Пьеса, ранее носившая характер придворного развлечения, была популярна уже с 1672 года и проводилась при дворе императора Алексея Михайловича. Эти представления носили в основном религиозный характер, поэтому короли обычно "ходили после них в бани, чтобы очиститься от грехов". "Новый театр был общедоступным, и его репертуар должен был отличаться от придворных развлечений. По указанию Петра Великого посольский приказ отправился за границу, чтобы подобрать труппу актеров. Так, в 1702 году появилась труппа под руководством немца Иоганна Кунста, а его жена Анна Кунст стала первой актрисой на этой сцене.
Для постановки пьесы на Красной площади, примыкающей к Кремлю и собору Василия Блаженного, был построен "Комедиальная храмина", что вызвало ожесточенное сопротивление духовенства. Вместимость "Комедиальной храмины" составляла 400 человек, цена билетов варьировалась от 10 до 3 копеек, в зависимости от местоположения, и посетить театр смогли все желающие [6, с. 28].
Чтобы стимулировать интерес к спектаклям и привлечь больше зрителей, Петр 1 издал указ о том, что в день представлений ворота полицейских Кремля, Китай –города и Белого города оставались открытыми до 9 часов вечера, а с посетителей не взимался налог, чтобы поощрить любителей театра. Для удобства посетителей рядом с театром было приказано построить несколько новых домов для размещения приезжих зрителей и артистов труппы. Кунсту также было поручено обучать местных жителей: детей, которые предлагают различные идеи фермерам и городским жителям.
В репертуар театра входили пьесы в основном немецкого происхождения, воссозданные по мотивам итальянских масок, а иногда и переосмысленные английские трагедии, в основном основанные на традициях Шекспира. Однако театр не оправдал ожиданий Петра Великого, который пытался увидеть на сцене спектакль современной тематики, и его новаторские идеи также были популяризированы. Пьеса о взятии Орешка (Шлисельбурга), поставленная по заказу Петра 1 в Кунсте и группы его актеров, основана на задании иностранной труппы.
Их репертуар ограничивался только переводами пьес комедийного и трагического характера, поэтому восприятие театральных произведений оставалось в тени. Новое руководство театра под руководством Отто Ферста, вышедшего на сцену после смерти Кунста, не внесло каких-либо существенных изменений. Программа театра начиналась со старинных сюжетов, таких как "Два завоеванных города", где главным героем был Юлий Цезарь, и кровавых трагедий, таких как "Честный изменник".
Отто Ферст также продолжал переводить западные пьесы, такие как произведения Мольера "Смешные жеманницы" и "Лекарь поневоле". Перевод не всегда был удачным, но благодаря ему он познакомился с произведениями Мольера, оказавшими влияние на русского драматурга первой половины XVIII века [11, с. 89].
Одной из самых впечатляющих и популярных пьес того времени была «Комедия о графе Фарсоне». Не только сюжет, но и язык пьесы отражали ее время. Текст содержал уникальную смесь славянского и иностранного языков, которая утвердилась в повседневной речи того времени. Это языковое явление, характерное для петровских времен, придало произведению особую красочность и достоверность, погружая зрителя в атмосферу того времени и места:
«Будите здравы, господа сенаторы
И высокопочтенные першпекторы.
Ныне к вам чужестранец приидох себя объявити,
Хошу у вас некоторые милости просити.
Повелите мне в вашем государстве пребывати
И кавалерские науки обучати»
В 1706 году публичный театр был закрыт, что не оправдало надежд Петра 1 на постановку произведений, отражающих современные проблемы и дополняющих традиционный репертуар. Тем не менее, пробудившийся интерес к театральному искусству в период правления Петра I стимулировал развитие школьной драматургии.
Спектакль проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве и включал в себя торжественную пьесу о взятии Шлиссельбурга, которая не была реализована художественной труппой по заказу Петра. Произведения также исполнялись в учебных заведениях других городов. Традиция школьного театра восходит к Киевской академии Мохиры, где театр носил преимущественно религиозный и дидактический характер. Во времена правления Петра Великого школьный театр выполнял политические функции, в основном ставил пьесы о преображении Петра Великого, сохраняя при этом библейский и агиографический сюжет. Библейские персонажи были подобраны с учетом их аллегорической связи с современностью. Комплименты Петра и политические намеки часто заменяли религиозные полотна. Примером может служить пьеса "Торжество мира православного" (1703), прославляющая победу Петра над шведами в образе Марса [6, с. 28].
Петр Великий требовал постановки триумфальной комедии о взятии Шлиссельберга, подчеркивая сражения и победы, которые отражали текущие события и укрепляли мощь новой империи, преследуя практические цели в своих культурных реформах.
Использование претенциозных религиозных элементов затрудняло понимание школьной пьесы. Особого внимания заслуживает спектакль "Слава Российская", который был поставлен в Московском государственном театре в 1724 году в честь коронации Екатерины. Зрители с удовольствием принимали участие в спектаклях в этом учебном заведении. Пьеса, написанная студентом Федором Журавским, была светской и вызывала восхищение Российской империей. В ней использовались притчи, не связанные с церковью. Россия изображалась как могущественная сила, поддерживаемая Нептуном, Палладой и Марсом. Политическая пропаганда и торжественные притчи служили цели возбуждения. Журавский также написал пьесу о смерти Петра - "Печальная слава", которая была открыта для публики в 1725 году. Эта трагедия отражает многогранную деятельность Петра Великого, прославляя его как выдающегося человека, внесшего значительный вклад в развитие Российской империи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Архангельский, А. Русский театр XVII века. Очерки и материалы [Текст]/ А. Архангельский // Русское обозрение. - 1894. - №№5-6.
2. Асеев, Б. Истоки русской театральной критики [Текст]/ Б. Асеев // Вопросы театрального искусства. - М., 1975. - С. 109-136.
3. Берлова М. С. Любительский театр при дворах просвещенных монархов Густава III и Екатерины II //Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2018. – №. 2. – С. 117-128.
4. Берков, П.Н. История русской комедии XVIII в. [Текст] / П.Н. Берков. - Л.: Наука, 1977. - 390 с.
5. Богоявленский, С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре [Текст] / С.К. Богоявленский. - М.: О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1914. - 192 с.
6. Бокарева О. Б. Театральная жизнь в России, XVII-XVIII вв.(в контексте истории развития русского и Европейского театрального искусства) //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №. 10-1. – С. 28-36.
7. Варнеке Б. В. Театр при Екатерине II //История русского театра. – 1914. – Т. 1. – С. 155.
8. Дженсен К., Майер И. Придворный театр в России XVII века. – 2016.
9. Державина, О.А. Театр и драматургия [Текст]/ О.А. Державина // Очерки русской культуры XVII века. - Ч. 2. Духовная культура. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 126-141.
10. Дубровина И. В. Интенции сентиментализма в драматургии классициста Сумарокова //Наука и современность. – 2010. – №. 7-1. – С. 111-124.
11. Игнатов С. С. Начало русского театра и театр петровской эпохи. – Государственное изд-во, 1920.
12. Лебедева О. Поэтика русской высокой комедии XVIII–первой трети XIX веков. – Litres, 2022.
13. Макарова Е. А. Из истории изучения Российского театра начала ХVIII века: Комедия «Слава Российская». – 2018.
14. Старикова Л. М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. – 1997.
15. Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Анны Иоанновны //Вопросы театра. – 2017. – №. 3-4. – С. 177-221.
16. Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Елизаветы Петровны. Императорские труппы //Вопросы театра. – 2018. – №. 3-4. – С. 199-244.
17. Старикова Л. М. Театр и зрелища российских столиц в XVIII веке. – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры" Государственный центральный театральный музей имени АА Бахрушина", 2018.
18. Старикова Л. М. Панорама театрально-зрелищной жизни русских столиц в Петровскую эпоху //Вопросы театра. – 2017. – №. 1-2. – С. 141-169.
19. Стенник Ю. В. Драматургия петровской эпохи и первые трагедии Сумарокова (к постановке вопроса) //XVIII век. – 1974. – Т. 9. – С. 227-249.
20. Чежина Ю. И. Театр и костюмированный «Театральный» портрет в России XVIII в //Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2006. – №. 2. – С. 127-142.