Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Сущность истории повседневности 8
1.2. Методы исследования в истории повседневности 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК МОТИВАТОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 22
2.1. Принципы изучения истории повседневности в средней школе 22
2.2. Изучение быта эпохи Петра I на уроках истории в 7 классе 27
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История повседневности – это дисциплина исторической науки, изучающая повседневную (частную, в отличие от публичной) жизнь людей, в контексте деятельности индивидов и семей, механизмы их выживания и приспособления к существующей реальности. Начав с изучения народных низов, история повседневности постепенно включила в свою предметную область повседневную жизнь всех социальных классов и групп, независимо от их положения в общественной иерархии.
В определении предмета изучения истории повседневности как научного направления в современном гуманитарном знании нет согласия. Историка повседневности интересует все: и история быта, и событийная история (влияние тех или иных событий на повседневный быт людей), история личных переживаний и межличностных отношений.
Немаловажную роль играет задача выяснения, каким образом унаследованные культурные традиции, обычаи, представления определяют поведение людей в специфических исторических обстоятельствах. Необъятность проблематики, безграничной как сама жизнь, и наличие явных и неявных взаимосвязей делают трудным вычленение основных направлений. В определении методов изучения истории повседневности также нет единства. В известной степени работы носят экспериментальный характер.
Труды по истории повседневности основаны на микроанализе, стремятся к географической и временной локализации. Они обрисовывают часто небольшой регион, охватывают малый период времени, но предполагают углубление анализа за счет жизненных историй представителей разных возрастных, профессиональных, социальных и других когорт, их взаимосвязей и взаимодействий.
Реконструируемые повседневные поведенческие нормы есть нечто большее, чем обычные описания ситуаций обыденности: они помогают понять суть тех, кто является субъектами и одновременно объектами истории.
Проблематика источниковой базы истории повседневности состоит в том, что приемы микроанализа далеко не в равной степени применимы к различным историческим эпохам.
Объект исследования – история повседневности.
Предмет исследования – изучение истории повседневности в средней школе.
Цель исследования – проанализировать мотивацию изучения истории у школьников в 7 классе за счет исследования быта в эпоху Петра I.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность истории повседневности.
2. Описать основные методы исследования в истории повседневности.
3. Проанализировать принципы изучения истории повседневности в средней школе.
4. Раскрыть формы изучения быта эпохи Петра I на уроках истории в 7 классе.
История изучения проблемы. История повседневности стала выделяться в самостоятельное научное направление благодаря школе «Анналов».
Ее представители показали тесную связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальным складом и предложили перейти от описательной истории быта к аналитическому изучению комплексной истории человека, события и факты частной жизни которого подчас могут влиять не только на факты его собственной повседневности, но и на жизнь общества в целом. Из наиболее известных работ, переведенных на русский язык нужно назвать книгу Ф. Броделя о структурах повседневности .
С начала 1980-х годов в Западной Германии возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. Наибольший вклад в разработку научной «истории повседневности» внес сотрудник Института истории имени Макса Планка в Геттингене Альф Людтке.
Он показал, что люди активно участвуют в постоянном процессе создания и переустройства структур повседневности, они пытаются «присвоить» и приспособить к себе тот жизненный мир, который их окружает .
К концу 1980-х годов история повседневности стала общепризнанным научным направлением, получила известность за пределами ФРГ, разрабатывается в Австрии, Швейцарии и других странах. Анализ западной историографии повседневности и размышления о возможностях этого направления в России есть в книгах А.Л. Ястребицкой .
Среди отечественных историков, заново открывших мир повседневности, был Ю.М. Лотман, опубликовавший в 1970-х годы работы о коде бытового поведения людей в ХVIII–ХIХ веках .
Возникновению интереса к структурам повседневности способствовали также работы другого выдающегося медиевиста – Ю.Л.Бессмертного .
Издававшийся под его редакцией альманах «Казус» изначально ориентирован на микроисторию и историю повседневности. В настоящее время на территории России действует несколько центров изучения истории повседневности. Написаны диссертации, опубликованы монографии. Продуктивным оказался опыт проведения конференций в различных регионах страны с последующей публикаций сборников материалов, иногда перерастающих в коллективные монографии.
История повседневности сейчас переживает настоящий бум. Однако многие работы описательны, эклектичны, серьезного научного значения не имеют. Мода грозит опасностью дискредитации всего научного направления в целом. Нельзя допустить сужения истории повседневности до картинок из быта маленьких людей. Только комплексный подход к повседневной жизни как целостному феномену может дать принципиально новое историческое знание.
Нормативно-методическая база исследования:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 03 августа 2018 года) .
2. Государственный образовательный стандарт начального общего, основного (общего), среднего (полного) общего образования от 05 марта 2004 года (в действ. ред. от 07 июня 2017 года) .
Методологическую основу исследования составляют общеобразовательная программа изучения истории в 7 классе средней школы , а также труды ученых-историков, которые занимались проблемами истории повседневности.
Методы исследования: анализ научной литературы и образовательных программ, описательный, сравнительный, хронологический, историографический, моделирование, классификация, синтез, проектирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на уроках истории в средней школе многим учащимся становится скучно и неинтересно, ведь приходится слушать и запоминать множество исторических событий, которые звучат как факты, не подкрепленные живыми примерами. Важной мотивационной частью работы с историческим материалом в средней школе должен стать такой компонент как изучение быта и повседневной жизни людей в изучаемую историческую эпоху.
Таким образом, практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные принципы изучения повседневной жизни людей в эпоху Петра I должны стать основой любой программы уроков по истории в средней школе, если педагоги хотят добиться максимального эффекта при обучении в рамках данного учебного предмета.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух, разделенных на 4 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность истории повседневности
История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.
История повседневности изучает «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности (жизненного мира людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события) .
В центре внимания истории повседневности – комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения .
В русском языке синонимы слова «повседневность» – будничность, ежедневность, обыденность – указывают на то, что все, относимое к повседневному, привычно, непримечательно и происходит каждодневно изо дня в день.
Все люди живут в повседневном мире; повседневные, а потому малозаметные в своей привычности явления окружают их, и каждый полагает, что может точно судить о них и о предмете в целом .
Однако реконструкция повседневности не так проста.
Во-первых, эта сторона действительности очень широка, всеохватна.
Во-вторых, у историка часто нет источников (или слишком много, что одинаково осложняет дело), относимых именно и только к ней.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 03 августа 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 22.11.2018)
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного (общего), среднего (полного) общего образовании» от 05 марта 2004 года (в действ. ред. от 07 июня 2017 года) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/6150599/ (Дата обращения: 23.11.2018)
II. Монографии и коллективные труды
3. Бессмертный Ю.Л. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. – 338 с.
4. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
5. Веселов К.П., Фадеев М.Н. Методологическая база исследования культуры и быта. Монография. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2017. – 673 с.
6. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. Учебник. – М.: Литера, 2008. – 498 с.
7. Демакова Н.В, Гладышева Н.В. Особенности современной системы исследования социально-культурных особенностей исторических эпох в Российской Федерации. Монография. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2016. – 283 с.
8. Капкан М.В. Культура повседневности. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, 2016. – 110 с.
9. Коллекция Петра I в Государственном Эрмитаже. Каталог выставки. – СПб.: Славия, 2003. – 1081 с.
10. Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – 378 с.
11. Красакова И.А., Федосеенко Г.В., Курскиева А.М. Проблемы организации и проведения исторических и историографических исследований в сфере изучения культуры повседневности: социально-исторический аспект. – Красноярск: Параметр, 2016. – 460 с.
12. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX века – М.: Наука, 1983. – 523 с.
13. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2002. – 304 с.
14. Толстой А.Н. Петр I. Роман. – М.: Правда, 1974. – 800 с.
III. Статьи и материалы конференций
15. Амосова И.В. Изучение повседневности на уроках во внеучебной работе // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 98–105
16. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Исторические предпосылки формирования методов исследования повседневности // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Историческая наука». – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 48–66
17. Архангельская А.С. Повседневность как историко-культурное явление: основные принципы исследования // Материалы научно-практической конференции «Проблемы современной историко-культурной области исследований: исторический опыт и перспективы». – Ростов: Ростовский государственный университет, 2017. – С. 32–46
18. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика истории повседневности. Оценка эффективности исследований повседневности в России и за рубежом // Материалы научно-практической конференции «Современные особенности исторической науки: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 79–90
19. Велижанина А.С., Петровская А.А., Гудыменко И.М. Обзор исследований в области изучения повседневности // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации исследований в области исторической науки: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 120–134
20. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы исследования культуры повседневности: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные глобальные научные проблемы мирового сообщества». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–123
21. Гавина Л.В., Маркевич Д.И. Основные принципы и структура организации исследования повседневности в современной истории. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 40–53
22. Городнина А.С., Михалевская Е.К., Смородина И.И. Принципы и формы исследования повседневности: обзор историографических исследований // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исторической науки в Российской Федерации». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2018. – С. 33–45
23. Грехнев В.С. Социальное пространство быта // Философия и общество. – 2009. – № 2 (54). – С. 20–37
24. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Принципы построения исследования повседневности // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования в области истории и историографии в мировой практике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–136
25. Игнатова Е.В. Быт и культура послевоенного десятилетия в курсе истории Отечества XX века // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 50–59
26. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы формирования представлений о повседневности: проблемы и перспективы изучения современных форм и методов // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области исторической науки: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
27. Корогодина С.М., Смыслова Е.Е., Яблокова Г.В. Исторические предпосылки развития технологий исследования социально-культурных аспектов повседневности в России и США // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2017. – № 1. – С. 136
28. Короткова М.В. Изучение культуры повседневности на уроках истории в школе (костюм, жилище, питание) // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 9–36
29. Лапухина И.И., Надеждина Г.А. Повседневность и ее составляющие: проблемы проведения эффективных исследований повседневности в современном мире // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 1. – С. 65–71
30. Левченко И.П. Исторические исследования в сфере изучения повседневности: формы, методы, направления // Материалы научно-практической конференции «История и общество». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 50–60
31. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – СПб.: Лениздат, 1994. –С. 249–256
32. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. – С. 77–100
33. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления изучения повседневности: значение и социально-культурная интерпретация // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 7. История и культура. – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 100–111
34. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные направления исследований в истории повседневности // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа проблем изучения истории в современной России». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
35. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. Типология современных исследований повседневности // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Гуманитарные науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
36. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы и проблемы исследования повседневности в современной исторической науке // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о повседневности в современном российском обществе». – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2018. – С. 100–112
37. Светова Е.В. Изучение повседневной жизни русской женщины на уроках Отечественной истории // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 78–88
38. Силина И.Ю. Изучение мира человека индустриальной цивилизации в курсе Новой истории // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 60–77
39. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы повседневности: исторические предпосылки формирования и последствия // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития исторической науки в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2017. – С. 93–101
40. Хрисанфова Е.К., Чумакова И.В., Ирбитова Г.А. Принципы исследования значения повседневности в достоверных исследованиях исторической реальности: обзор методологических подходов // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Саратов: Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 50–64
41. Чередниченко А.А., Фурсова И.М. Принципы организации исследования повседневности: опыт США и России // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы организации исследования в сфере истории». – Сызрань: Сызранский государственный университет, 2017. – С. 106–120
42. Хомякова Е.В. Социокультурный портрет российского министра эпохи Александра II // Короткова М.В. Методика изучения истории повседневной культуры в школе. – М.: Русское слово, 2006. – С. 106–118
43. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика исследования типов повседневности. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Культурологические и исторические исследования. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2016. – С. 88–99
44. Щепетилина С.С., Кемеровская И.А., Шклярова О.Д. Принципы изучения культуры и быта народа как форма сбора исторических данных: практика работы на уроках истории в общеобразовательной школе на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы преподавания истории и социальных наук в средней общеобразовательной школе: история и современность». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 151–164
45. Якобсон И.М., Огинская Е.А. Повседневность как основа культурной характеристики исторической эпохи // Сборник статей Мурманского государственного университета. Вып. 1. – Мурманск: Издательство Мурманского государственного университета, 2018. – С. 12–23
46. Яковенко Б.В. Современные взгляды на исследование повседневности как индикатора социально-культурного развития общества в конкретный исторический период // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Исторические и социальные науки. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72
47. Ястребицкая А.Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. Сборник статей. – М.: Наука, 1991. –С. 95–97
IV. Интернет-ресурсы
48. Гизоева И.Г. Открытый урок по истории в 7 классе «Эпоха Петра I // Инфоурок. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-istorii-na-temu-epoha-petra-pervogo-klass-1348067.html (Дата обращения: 25.11.2018)
49. Методика изучения истории повседневной культуры в школе // Инфоурок. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-metodika-izucheniya-istorii-povsednevnoy-kulturi-v-shkole-2700182.html (Дата обращения: 23.11.2018)
50. Рабочая программа по истории. 7 класс. Федеральный государственный образовательный стандарт // Инфоурок. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-klass-fgos-433781.html (Дата обращения: 22.11.2018)