Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Преобразования, которые происходят в последние десятилетия в российском образовании, предъявляют качественно новые требования к обучению и воспитанию детей. В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника.
В связи с этим, можно говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из детей. Сегодня говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, которые позволяют говорить об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Наиболее часто речь идёт сегодня об игровых технологиях и методиках. В образовательном процессе педагоги часто используют игры, дидактические, деловые, ролевые, постановочные и др.
При формировании понятия числа у младших школьников педагоги также используют разнообразные приёмы, техники и технологии, включая игровые. Педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике школы, начиная с начального обучения.
Игровые технологии и методики имеют достаточно много преимуществ по сравнению с традиционными технологиями, когда речь идёт лишь об усвоении предметных знаний, умений и навыков (ЗУН). Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса в начальной школе.
Использование игровых технологий и дидактических игр в учебно – воспитательном процессе начальной школы позволяет повысить познавательную и творческую активность младших школьников. Игры и игровые приёмы позволяют учителю начальных классов развивать познавательные способности и учебную мотивацию младших школьников.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы и способности учеников. Методологическую основу работы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Проблемами, связанными с развитием и формированием понятийного аппарата той, или иной темы в области математики, занимались И.Г. Башмаков, Б.В. Гнеденко, В.Е. Прудников, А.П. Юшкевич и др. При изучении математики детям нужно закрепить понимание нумерации чисел от 1 до 10. Дети при этом должны:
- закрепить умение читать и записывать числа в пределах 10;
-отработать вычислительные навыки устного счёта;
-закрепить умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
В ходе работы у детей развивается математическая речь и развивается логическое мышление. В процессе счёта у младших школьников развиваются память, внимание, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий. Все эти процессы позволяют говорить, что у детей формируется познавательный интерес и самостоятельность в выполнении соответствующих математических действий.
Современный учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы школьники, приобретая знания и умения по математике, могли иметь возможность становиться свидетелями и соучастниками развития и трансформации математических понятий и идей.
Для этого педагогу необходимо в своей работе использовать факты из истории науки, в том числе их тесное сплете¬ние с систематическим изложением новой темы программного материала по математике. Залог успеха понимания темы, в данном случае будет заключаться в том, чтобы умело исполь¬зовать элементы истории развития и методику решения задач таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым фактическим материалом.
Проблема: как активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках математики при изучении сложения и вычитания в пределах десяти.
Объект: процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников.
Предмет: средства и способы формирования вычислительных навыков у младших школьников.
Цель: формирование вычислительных навыков у младших школьников при изучении устных вычислительных приёмов сложения и вычитания в пределах десяти.
Задачи:
1. Провести анализ понятия вычислительные навыки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить средства и способы формирования у младших школьников вычислительных навыков в процессе изучения устных вычислительных приёмов.
3. Провести анализ и обобщение опыта педагогов по формированию вычислительных навыков у младших школьников при изучении устных вычислительных приёмов сложения и вычитания.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа,
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЁМОВ
1.1. Анализ понятия вычислительные навыки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Математика – это, прежде всего, составная часть человеческой культуры и фундамент политехнического образования. Это ключ к познанию окружающего мира и база научно-технического прогресса. Учитель начальной школы формирует сегодня у детей не только знания, умения и навыки, как это происходило в традиционной образовательной модели.
Учитель в индивидуальном порядке, в соответствии с личностно ориентированным и системно – деятельностным подходом, которые, регламентируются сегодня требованием ФГОС НОО, формирует у детей личностные, предметные и метапредметные результаты, представленные как регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия младшего школьника [13].
ФГОС НОО регламентирует формирование трёх образовательных результатов, предметного, метапредметного и личностного, в отличие от традиционной модели, которая регламентировала лишь формирование ЗУН. При этом до сих пор не разработано в достаточном количестве дидактических, методических и оценочных материалов средств, которые бы позволили говорить о том, что у школьника сформированы все три аспекта образовательного результата, в той, или иной дисциплине, который регламентирован ФГОС НОО.
Под вычислительными навыками младших школьников понимают способность устно и письменно выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Это сложный и длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей младшего школьника. Это также зависит от уровня подготовки ребёнка и способов организации вычислительной деятельности, которые использует учитель в начальной школе. Чтобы успешно формировать вычислительные навыки младших школьников, учителю необходимо:
-использовать различные упражнения устного и письменного характера на основе дифференцированного подхода;
-комплексное применение наглядных материалов и средств мультимедиа.
Все эти требования представлены в ФГОС НОО и в основной образовательной программе. Можно говорить о том, что формирование математических знаний, умений и навыков, а также всей группы универсальных учебных действий, регулятивных, познавательных и коммуникативных - это один из современных приоритетов начального образования.
Проектирование развивающей образовательной среды при использовании учителем начальных классов дидактических математических игр, также заключается также в успешном формировании у младшего школьника предметных образовательных результатов и всего комплекса УУД.
Подходы к формированию УУД школьников активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [4].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии младших школьников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303. – Текст: непосредственный.
2. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 03.06.2024).
3. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 03.06.2024).
4. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.06.2024).
5. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 03.06.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.06.2024).
7. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.06.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 03.06.2024).
9. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 03.06.2024).
10. Куликова, Е.Н. Открытые уроки математики [Текст] / Е.Н. Куликова, Н.Н. Лямова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 84 с.
11. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Паноценина. – Волгоград: Учитель, 2018. – 160 с.
12. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 03.06.2024).
13. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 03.06.2024).
14. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24. - Текст: непосредственный.
15. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212. - Текст: непосредственный.
16. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 03.06.2024).
17. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.06.2024).
18. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 03.06.2024).
19. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 03.06.2024).
20. Якушко, В.М. Современные технологии формирования познавательного интереса в учебной деятельности учащихся младших школьников// начальная школа, 2018 [Электронный ресурс] http://storytelling-ru.livejournal.com/ (дата обращения: 03.06.2024).