Фрагмент для ознакомления
2
Учебная мотивация - это особый вид мотивации, включаемый в учебную деятельность. Сегодня данный термин можно понимать по-разному.
Так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивацией учебной деятельности следует называть направленность учащегося на все аспекты обучения и работы, которая связана с его внутренним отношением к себе [15].
Г.Н. Хамедова рекомендует, чтобы учебная мотивация - это процесс, опосредованный внутренними и внешними факторами, побуждающий учащихся к участию в учебной деятельности для достижения образовательных целей.
Учебная мотивация может включать в себя различные мотивы, в зависимости от конкретных потребностей, удовлетворяемых действиями, мотивированными данной мотивацией:
- гражданская мотивация (обучение направлено на подготовку к общественной жизни);
- познавательная мотивация (ориентирована на приобретение знаний и навыков);
- причины социальной идентичности с преподавателем (учащиеся должны соответствовать требованиям преподавателя);
- причины социальной идентичности с родителями (учащиеся связаны с ожиданиями своих родителей в общей области обучения и поведения);
- причины, связанные с опытом (связаны с привлекательностью учебных материалов);
- материальная мотивация (обучение считается необходимым условием материальной безопасности);
- ценностная мотивация (получение и поддержание высокого социального статуса) [1].
Обычно учебная деятельность осуществляется не по какой-то одной причине, а по ряду взаимодополняющих причин. В этом смысле принято отделять основную мотивацию от вторичной.
Что касается причин мотивации, то Л.И. Божович выделила два типа: когнитивные (связанные с содержанием учебной деятельности и ее выполнением) и социальные (связанные с различными человеческими взаимодействиями) [2].
К познавательным мотивам относятся:
- обширная познавательная мотивация;
- образовательная и познавательная мотивация;
- мотивация к самообразованию.
Социальная мотивация делится на:
- широкая социальная мотивация;
- узкая социальная или позиционная мотивация;
- мотивация социального сотрудничества [3].
Учебная мотивация - это процесс, который побуждает учащихся активно овладевать знаниями и осуществлять продуктивную познавательную деятельность. С точки зрения преподавателей, следует задуматься о мотивации к обучению, а с точки зрения учащихся, следует задуматься о мотивации к преподаванию.
Учебная мотивация - это особый тип мотивации, связанный с конкретными видами деятельности. Мотивация к обучению обусловлена несколькими причинами:
- само учебное заведение, система образования;
- особенности учебных заведений;
- личность учащегося;
- личность преподавателя и система взаимоотношений, которую он устанавливает со студентами;
- особенности объекта исследования.
Деятельность учащихся определяется системой мотивации, в которой может преобладать внутренняя мотивация, обусловленная содержанием деятельности учащихся, или социальная мотивация, вызванная желанием получить определенный социальный статус. В процессе взросления потребности часто меняются, что приводит к изменениям в мотивации. Студенты мотивированы стремлением к переменам и взаимодействию.
Мотивация является основным средством повышения уровня заинтересованности учащихся в процессе обучения. Мотивация помогает развить творческие, личностные и научные способности. Недостаточно мотивированный студент не будет стремиться к получению знаний или достижению прогресса в науке. Процесс обучения представляет собой сложную деятельность, и с ним связано большое количество мотиваций к обучению. Они характеризуются тем, что выявляются по отдельности и объединяются для формирования множества систем мотивации [8].
Потеря учащимися мотивации к обучению является одним из наиболее распространенных препятствий в учебной деятельности. В результате процесс обучения начинает вызывать большие трудности, формируя нежелание сосредотачиваться на учебном процессе.
Отсутствие мотивации приводит к тому, что учащиеся теряют способность преодолевать возникающие трудности, что негативно сказывается на процессе обучения. При отсутствии мотивации к обучению цель обучения теряет свой смысл. В то же время существует множество приемов и методик, которые могут повысить интерес к исследованиям и укрепить его. Методы стимулирования мотивации к обучению включают в себя [18]:
- точное указание цели, которую необходимо достичь; переход к более мелким частным задачам, по-видимому, эффективен, поскольку реализация проектов с минимальными усилиями вызовет устойчивый интерес;
- мотивация к учебной деятельности формируется на различных сайтах (онлайн-курсы, интернет-форумы и т.д.), где наблюдается наибольшее движение информации;
- возможности обмена опытом между студентами посредством лекций в игровой форме, посещения профессиональных компаний и учреждений, а также различных альтернативных методов.
Система оценки достижений учащихся, система поощрения за успехи, система оповещения о достижениях, расширение возможностей для личных достижений и индивидуальное обучение также являются способами поощрения обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 23–25.
2. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 135–138.
3. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2022. № 1. С. 66–74.
4. Горьковая И.А., Баканова А.А. Роль мотивационно-смыслового компонента получения образования в формировании компетентности магистров-психологов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 20. № 1. C. 5–14.
5. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Институт психологии Российской академии наук. 2020. Т. 2. № 1. С. 5–23.
6. Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и науки в России: состояние и потенциал развития. 2020. С. 106–162.
7. Крушельницкая О.И. О мотивации студентов заочной формы обучения к получению высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 36–42.
8. Крушельницкая О.И., Полевая М.В. Зависимость мотивации первокурсников от направления подготовки // Высшее образование в России. 2020. № 12. С. 35–45.
9. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 70―77.
10. Курбатова Л.Н. Роль высшего образования в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2020. № 1. С. 130–135.
11. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. 2020. № 2. С. 3–18.
12. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. 2020. № 2. С. 73–82.
13. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: «Институт психологии РАН», 2020. 624 с.
14. Лушкина С.А., Боровик О.В. Невербальная оценка мотивации студентов при получении заочного образования // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. 2022. № 2 (2). С. 96–100.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2020. 352 с.
16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2020. 392 с.
17. Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. М.: Центр социологии образования РАО, 2020. 200 с.
18. Шиляева В.И. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского университета. 2020. № 3. С. 155–162
19. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual ability, learning style, personality, achievement motivation and academic // Personality and Individual differences. 2020. № 6. Р. 1057–1068.
20. Haggis T. Meaning, identity and ‘motivation’: expanding what matters in understanding learning in higher education? // Studies in Higher Education. 2020. № 3. Р. 335–352.