Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки, определять их места в слове и др.
Игра всегда является эффективным средством формирования личности ребёнка и развивает все его личностные свойства и качества. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. В ходе игры ребёнок учится и социализируется. Д.Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Особенно это заметно при сюжетно – ролевой игре.
В условиях реализации ФГОС ДО, педагогами много внимания уделяется проблеме развития самостоятельности и творческой инициативы личности ребёнка. С этой целью актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека. Всё это требует создания психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, для успешного развития его речевой деятельности.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Сюжетно – ролевая игра является самоценной формой активности дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным.
Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов, в том числе, при развитии речи. При этом, освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием развития личности в разных видах игровой деятельности.
Дети при разговоре должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с другими детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы педагога и выполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка, обеспечивает их речевое развитие и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования сюжетно-ролевых игры как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности развития речи дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
3. Описать организационно-педагогические условия развития речи дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
4. Предложить методические рекомендации по развитию речи дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
В работе предполагается использовать следующие теоретические и практические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
1.1. Анализ понятия развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у дошкольников всегда являлось актуальной задачей для системы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует это как одно из важных требований. Дошкольники должны обладать речевыми навыками, в том числе, осознанным построением речевого высказывания в соответствии с задачами общения. Те навыки, которые ребёнок приобретёт в ДОУ, будут всегда служить ему языковой основой, которая формирует развитую языковую личность [6].
Связанная речь – это высшая форма речевой деятельности и способность субъекта рассказывать, или пересказывать смысл игры, сюжетной картинки и др. Это позволяет говорить о том, насколько у ребёнка сформирована связная речь. Она неразрывно связана с миром мыслей и слов.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Развитая речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, поскольку речь лежит в основе общения, коммуникации и взаимодействия между людьми. Без этого невозможно нормальное психическое развитие и функционирование личности. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
У детей дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. В дошкольном возрасте у детей формируется умение контролировать свою речь. У ребенка связная речь должна быть сформирована полностью. Ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях и др.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией и др. Речью называют общение с помощью языка [12]. Методикой развития речи детей дошкольного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др.
Ведущей задачей при этом всегда является накопление словарного запаса ребёнка. У детей дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. В методике развития речи дошкольников есть немало исследований, которые посвящены использованию игровых приёмов и технологий, в том числе, интерактивных.
Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид человеческой деятельности. Речь основана на использовании средств языка, т.е. слов, фраз, предложений и др. Каждый педагог сегодня должен проводить систематическую работу по формированию речевой компетенции старших дошкольников.
Большое значение в данном случае приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию речи у детей. Основным способом подобной организации речевой деятельности дошкольников является работа по развитию их речи. Специалисты признают, что овладение связной устной речью дошкольниками затруднено рядом причин. Это не всегда правильная речь в семье, или недостаточный словарный запас ребёнка и др. [4].
Несмотря на большое количество исследований в этой области, задача формирования и развития связной устной речи не находит своего однозначного решения. Для речи характерен ряд следующих функций:
-каждое слово, или предложение имеет определенный
контекст;
-сообщения – это передача информации, знаний и опыта;
-словесные выражения – это воспроизведение с помощью интонации, ударения и построения;
-речевые воздействия – это побуждение дошкольника к выполнению задач и проявлению активности.
Опираясь на мнение известного советского психолога Л.С. Выготского, можно сделать вывод, что при овладении речью, ребенок переходит от части, к целому. Овладевая постепенно каждым словом, ребёнок переходит к комбинациям из двух или трех слов, затем к простой фразе и позже, к сложным предложениям. Заключительным этапом становится связная устная речь, состоящая из серии подробных предложений.
Характеристика связной устной речи и особенности ее развития, содержатся в ряде работ современной лингвистической, психологической и специальной методической литературе [24]. Системно-деятельностный подход подразумевает также реализацию личностно ориентированного подхода к каждому дошкольнику. Педагогу в подобных случаях необходимо самому определять, какие конкретно современные образовательные технологии он сможет использовать в своей образовательной практике, чтобы обеспечить реализацию индивидуального подхода к каждому ребёнку. Связная речь представляет собой логическое сочетание предложений, обеспечивающих общность и взаимопонимание.
С.Л. Рубинштейн считал, что связная речь – это адекватная речевая формулировка мыслей говорящего или писателя, с точки зрения ее разборчивости для слушателя или читателя. Как считал исследователь А.В. Текучев, устная речь считается связной, если она организована по законам логики и грамматики.
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности. Под связной речью понимают содержательное изложение утверждения, обеспечивающее общение и понимание речи собеседником. Основной характеристикой устной речи является ее понятность для собеседника.
А.А. Леонтьев вводит термин «высказывание» в концепцию связной устной речи. Он считал, что связная устная речь – это коммуникативная единица, от одного предложения до всего текста, полная по содержанию и характеризующаяся определенной грамматической или композиционной структурой.
Это связано с последовательностью, с логической организацией излагаемого текста в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Связная устная речь – это речь, которая отражает все существенные аспекты ее предметного содержания. Связная устная речь понимается как детальное изложение определенного содержания, которое осуществляется логически, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [8].
Автор А.М. Летушина утверждала, что развитие связной устной речи идет от овладения ситуативной, к овладению контекстной речи. Формирование связной речи зависит от интеллектуального развития ребенка. Бурное развитие методов формирования синтаксической структуры
речи дошкольников, лежит в основе методической работы по
разработке связной монологической устной речи. Развитие устной речи детей включает в себя решение многих других проблем, которые возникают при обучении ребёнка связной речи. Это:
-словарная работа, достаточный словарный запас субъекта и умение его использовать при разговоре, помогают наиболее полно выразить мысль;
-формирование грамматической структуры речи - умение субъекта выражать мысли простыми и общими сложными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа;
-воспитание у субъекта культуры речи, которая должна быть понятной, выразительной и ясной.
Связная устная речь субъекта понимается в нескольких значениях:
- деятельность говорящего вслух субъекта;
-продукт, в виде текста, или высказывания, как результат этой деятельности;
- работа с субъектом по развитию речи.
Связная устная речь – это единое значимое и структурное целое, включающее в себя взаимосвязанные, и тематически объединённые законченные предложения. Связность слов в предложениях и текстах, является основным условием коммуникативности речи [2]. Различают следующие критерии связности устных сообщений:
- значимые связи между частями текста или рассказа;
-логическая и грамматическая связь слов в предложении и
предложений между собой;
- связи между частями предложения;
- полнота мысли рассказывающего субъекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует содержание образования в ДОУ. ФГОС ДО подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие».
Эта область в себя включает обогащение активного словаря дошкольников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др. Во всех этих процессах очень важно использовать соответствующие сюжетно-ролевые игры.
1.2. Особенности развития речи дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра ребёнка является свободной деятельностью. Она свободна и не зависит от шаблонов. Игра всегда является результатом детского творчества. Крайне важно обеспечить принятие ребёнком
содержания игры предоставленного взрослым. Эмоциональная значимость ситуации, которая отражается в игре, определяется тем, насколько ребёнок в неё включён. Педагоги выделяют три группы ситуаций при сюжетно – ролевой игре:
1. Ребёнок – объект и на него направлены действия.
2. Ребёнок активно действует наравне с взрослым.
3. Дети не включены в процесс действия и узнают об этом со стороны.
Там, где ребёнок является объектом действия, его в игре лечит доктор, или стрижёт парикмахер. Самая полезная ситуация, когда ребёнок в игре действует наравне с взрослым, или выполняет его функции. Здесь он всё делает сам.
Ситуации, где дети не включены в деятельность взрослых, они не
принимают в ней непосредственного участия [23]. Они узнают о ней от взрослых, из рассказов, сказок, телевизионных передач и др. Н.Я. Михайленко пишет о том, что сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. При этом большая часть игр связана с воссозданием ситуаций первого типа. Именно в этом случае для ребёнка возникают привлекательные, интересные, но недоступные ему действия и отношения взрослых.
Возникающие у ребёнка противоречия находят своё отражение в игре. При этом возникает проблема развития у детей умения выполнять сформированные вне игры правила общения в игре. Для детей, к примеру, подготовительной группы педагоги используют такой педагогический приём как предварительное обсуждение темы игры.
Педагог - руководитель игры проводит с детьми беседу о том, как можно поиграть в игру на заданную тему. У него составлен план, который он разъясняет и предлагает детям, но при этом его участие в игре является косвенным. При организации игрового взаимодействия детей, педагог заранее распределяет роли между ними. При этом он неоднократно уточняет функции каждого ребёнка в игре.
Исследователи часто говорят, что, если роль ребёнка в игре повторяется, в этом заключается одна из причин появления игровых стереотипов. Ребёнок застревает на ролевом способе построения игры, а сюжетно-ролевая игра всегда повторяется. В этом случае создаётся видимость слаженной игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику. Она отражает самобытность, самостоятельность и, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети. Игровая деятельность детей при этом, носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
При правильном руководстве взрослого, дети сами выбирают тему игры и определяют линии ее развития. При беседе с педагогом, дети сами решают, как станут раскрывать роли, и как развернут игру [3]. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру является отражательной деятельностью детей.
Многое в игре зависит от того, каков личный опыт того, или иного ребёнка при конкретном виде деятельности в игре. Если ребёнок часто посещает больницу, у него есть «опыт работы» врача, или медицинской сестры. Если ребёнок часто посещает магазин, он знает, чем занят продавец в магазине и др. Дети всегда охотно делятся своим опытом, и педагог не может об этом не знать.
Любые полученные знания и впечатления ребёнок пропускает через себя. Он придаёт им личностный смысл и преобразует их, что в дальнейшем становится его непосредственным личным опытом. Одна и та же игра пойдёт каждый раз по-разному, в зависимости от исполнения ролей детей.
В сюжетно-ролевой игре выделяют следующие структурные
компоненты:
1. Сюжет.
2. Содержание.
3. Роли.
4. Игровые действия.
Под сюжетом игры понимают отражение ребенком определенных действий, событий, или взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр очень разнообразны. Это могут быть бытовые игры в семью. Это могут быть игры в детский сад. Дети могут выбрать игры производственные, которые отражают профессиональный труд людей и др. Одним из основных средств реализации сюжета являются игровые
действия. П.Г. Саморукова выделяет два вида игровых действий:
1. Оперативные.
2. Изобразительные – «как будто».
Исследования отечественных педагогов и психологов, в частности, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина и др., показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Это, прежде всего, действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и др.
Основным стержнем сюжетно-ролевой игры является роль. При исполнении роли, в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем
или иным человеком и действует в игре от его имени. Он соответствующим
образом вступает в разнообразные отношения с другими играющими [15].
Д.Б. Эльконин занимался проблемами развития роли ребёнка в игре. В своих исследованиях он отмечал, что центральным в сюжетно - ролевой игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития игры изменяется осознание ребенком своей роли. У него постепенно появляется критическое отношение к проигрыванию конкретной роли. Ребёнок постепенно переходит от отображения действий к изображению отношений между людьми. В.Я. Сохин выделяет следующие компоненты сюжетно-ролевой игры:
-игровой замысел;
-правила.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Правила в процессе игры устанавливают сами дети, но в некоторых играх первичные правила устанавливают взрослые. Такого рода правила, призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих детей [8].
Таким образом, можно говорить, что специфика сюжетно – ролевой игры заключается в активной и интегративной деятельности ребёнка. В игре, в воображаемом плане, действие неразрывно связано с общением, направленным на организацию и осуществление сюжета и замысла игры. Педагогу важно понимать, субъектом какой именно игровой деятельности становится ребёнок.
В дошкольном периоде дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов. Ж. Пиаже было отмечено, что в дошкольном возрасте мышление ребёнка развивается чрезвычайно интенсивно. Дети очень активно используют речевые построения. Обучаясь чему-либо практически каждый день, дошкольники начинают правильно классифицировать и сравнивать предметы, различать их по различным признакам и др. [3].
Вопросы развития связной речи детей всегда были актуальны, поскольку проблема работы с текстами, речью, пересказом является основой всей дальнейшей учебной деятельности. Об этом писали Л.С. Выготский, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Все они отмечали, что в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются психические процессы и очень многие моменты, в частности, развитие памяти, мышления, восприятия лишь способствуют становлению
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание
дошкольников; под ред. Н.Н. Поддьякова . – Москва: Академия, 2018. –528 с.
3. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала
информационных технологий на основе комплексирования средств их
реализации / В. Н. Аниськин // Информатизация образования. – 2010. – N 1. –С. 241 – 243.
4. Арсенова, М.А. Мультимедиа ресурсы как средство
математического развития детей старшего дошкольного возраста/
/М.А. Арсенова, С.С. Хотякова // Научный аспект. – 2013. – N 4. – С. 59 – 64.
5. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет:
программа, развернутое планирование модели занятий / Авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель, 2012. – 175 с.
6. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н. Булгакова. - Информатика. – 2011. – N 18. – С.16-17.
7. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование)
: http://psyjournals.ru (дата обращения: 09.06.2023).
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
/А.К. Бондаренко – Москва.: Издательский центр, 2011. – 160 с.
9. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры / /Т.П. Быкова
//Дошкольное воспитание, 2014. – N 1. – С. 30 – 32. - Текст непосредственный.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
11. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2011. – 448 с.
12. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
14. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2018. – 560 с.
15. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е.А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 09.06.2023).
16. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 09.06.2023).
17. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – No2. – С. 5 – 12.
18. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева. - Психологическая наука и образование. – 2012. – N 2. –С. 5-10.
19. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового
комплекса дошкольного учреждения / Г.С. Гушлевская. - Детский сад от А до Я. – 2003. – N 1. – С.17-21.
20. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном
процессе детей дошкольного возраста /С.В. Гурьев:
http://www.rusedu.info/Article849.html (дата обращения: 09.06.2023).
21. Данилина, В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В.В. Данилина, Н. Н. Янкина // Молодой ученый. – 2016. – No12. – С. 31–34.
22. Дмитриев, Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для
обучения и развития детей дошкольного возраста детей / Ю.А. Дмитриев // Здоровьесберегающее образование – 2011. No1(13). – С. 56– 61.
23. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
24. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2018. – 198 с.
25. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 09.06.2023).
26. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса дошкольников и младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 09.06.2023).
27. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 09.06.2023).
28. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (дата обращения: 09.06.2023).