Фрагмент для ознакомления
2
Формирование национально-культурных традиций и базовых национальных ценностей у субъекта формируют в процессе социализации современного образовательного и культурного пространства. К национальным традициям относят обычаи, обряды, ритуалы, этикет, моральные установки, то есть, всё то, что сложилось исторически, что обеспечивает преемственность культуры, поддерживающее единство нации и способствующее взаимопониманию поколений.
Национально-культурные традиции – это социальное и культурное наследие, которое передаётся от по колония к поколению и воспроизводится в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия. Речь идёт как о материальных, так и духовных ценностях. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций [10].
Под социально-культурной деятельностью понимают деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных и национальных ценностей. Это процесс развития, самоутверждения и самореализация каждой личности, или группы посредством их приобщения к этим ценностям. Такого рода деятельность связана с досугом людей. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае необходимости посредством организации свободного времени детей и взрослых.
Такого рода деятельность важна для каждого человека, поскольку направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. Социально-культурная деятельность чрезвычайно разнообразна, обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.
Под базовыми национальными ценностями понимают основополагающие нравственно-этические, моральные образцы и нормы, аккумулирующие в себе своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни народов России.
Это наиболее важные потребности многонационального народа России, которые сложились под влиянием геополитического положения страны, в результате длительного исторического процесса и передаются из поколения в поколение.
Прежде всего – это основные моральные приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации. Все эти ценности имеют немаловажное значение для социализированного субъекта, но прежде всего – речь необходимо вести о патриотизме, творчестве субъекта и семейных ценностях, как национально-культурных традициях [2].
Основными религиями, представленными в России, являются христианство, главным образом православие, есть католики и протестанты, а также ислам, иудаизм и буддизм. Социализация – это процесс интегрированный и предусматривает формирование у субъекта достаточно много факторов. В частности, если рассматривать нормативно правовые аспекты процесса социализации, то в целом можно говорить о системе базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России и др.). Чтобы осуществить такой заказ общества, необходимо формировать у каждого субъекта социально значимые качества.
К сформированным социальным качествам относят патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др. Это дает специалистам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес и многие другие, социально значимые качества каждого субъекта образования.
Путём организации воспитательно – развивающего процесса, специалист имеет возможность путём сочетания теоретических и практических занятий формировать и развивать у воспитанников необходимые личностно значимые свойства и качества.
В процессе любой творческой деятельности у ученика такие качества формируются в первую очередь [8]. Под личностными образовательными результатами сегодня понимают ценностно-смысловую и социальную ориентацию субъектов, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др.
Личностный образовательный результат включает в себя формирование социально значимых качеств каждого субъекта образования. Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе и другим участникам процесса. Это отношение субъекта к самому социально-образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках.
Когда речь идёт о личностных свойствах и качеств, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и личного индивидуального смыслообразования.
Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение и процесс социализации осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [12].
Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет субъекту ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные результаты представляют собой готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Речь при этом также идёт об устойчивой мотивации и целенаправленной познавательной деятельности.
Сегодня в школе детей учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли. Всё это непосредственно можно отнести к социализирующим сторонам образовательного пространства.
Каждый педагог и иной специалист имеет свой арсенал техник, методик и приёмов формирования продуктивных действий, которые имеют непосредственное отношение к процессу социализации [7]. В последние годы всё чаще можно слышать о повышении качества российского образования и достижения новых образовательных результатов. Личностные результаты в условиях социализации субъекта должны отражать [15]:
-формирование дружелюбного отношения к ценностям иных культур;
-оптимизм и выраженную личностную позицию в восприятии иного мира;
-развитие национального самосознания;
- совершенствование и формирование коммуникативной компетенции;
- формирование способности и готовности школьника к саморазвитию, самообразованию и осознанному выбору;
- построение индивидуальной траектории образования на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-освоение социальных норм, ролей и правил поведения в обществе с учетом региональных, социальных, этнокультурных, экономических и политических особенностей;
- формирование ценности безопасного и здоровье сохраняющего образа жизни и др.
Чтобы успешно формировать личностные свойства и качества субъекта, необходимо следующее:
-формировать гражданскую идентичность личности;
-компетентность в межкультурном диалоге и др., необходимо создать условия для знакомства учеников с историей, традициями, мировой культурой и др.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с. – Текст: непосредственный.
2. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей школьников. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с. - Текст: непосредственный.
3. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с. -Текст: непосредственный.
4. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников [Текст] / Л.М. Баженова // Основная школа. – 2012. – N5. – 50-54 с. - Текст: непосредственный.
5. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 05.06.2024). - Текст: электронный.
6. Бгуашева, З.К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности в современной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст: электронный. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 05.06.2024). - Текст: электронный.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления / Е.А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 05.06.2024). - Текст: электронный.
8. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 05.06.2024). - Текст: электронный.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с. - Текст: непосредственный.
10. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - N 9. - С. 18-20. - Текст: непосредственный.
11. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.- Текст: непосредственный.
12. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг. - 2013. - 147 с. - Текст: непосредственный.
13. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике / О.М. Потаповская. – Текст: электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 05.06.2024). - Текст: электронный.
14. Cтратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года № 996-р. - Текст: непосредственный.
15. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с. Текст: непосредственный.