Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
I. История создания романа. 7
II. Система персонажей романа 15
1. Особенности системы персонажей 15
2. Как персонажей трактуют в литературоведении 18
3. На чем держится единство романа 15
4. Роль Ивана из разных источников 21
5. Феномен «бездомности» 24
6. Экранизация романа 2024 года. Образ Ивана Бездомного 27
Фрагмент для ознакомления
2
Роман «Мастер и Маргарита» создавался Михаилом Булгаковым в течение 12 лет, с середины 1920-х годов до самой смерти писателя в 1940 году. Первые наброски романа были сделаны в 1928 году, но тогда в нем еще не фигурировали Мастер и Маргарита. В 1930 году Булгаков сжег 160 страниц рукописи, но позже восстановил текст. Окончательный вариант романа был опубликован в 1966 году.
Л.М. Яновская восстановила подлинные тексты романов, повестей и подготовила к изданию «Дневник Елены Булгаковой». Ее итоговый труд «Последняя книга, или Треугольник Воланда» посвящен загадкам «Мастера и Маргариты», биографии М.А. Булгакова и его творческой жизни. Л.М. Яновская разбирает шесть редакций романа.
Замысел «Мастер и Маргарита» связан с уникальным явлением 20-х годов: крушением религии в России. В первой редакции романа Берлиоз был редактором атеистического журнала «Богоборец». Уже в первой редакции парадокс происходящего заключался в том, что предание о Христе странным образом возвращалось в Россию из уст дьявола.
Л.М. Яновская собрала материалы о первой редакции романа. Эта рукопись была сожжена, но отдельные фрагменты сохранились. Исследовательница размышляет о том, как это может быть связано с одной из самых известных фраз романа: «Рукописи не горят!». Л.М. Яновская последовательно раскрывает мысль о том, что в сознании М.А. Булгакова эти рукописи были сожженными и уцелевшими одновременно. Например, сохранившиеся корешки разорванных и сожженных тетрадей М.А. Булгаков хранил так, чтобы они выглядели как целые.
Также Л.М. Яновская рассуждает о том, насколько реальными были для М.А. Булгакова события в Иершалаиме. Она вспоминает о том, что в Киеве существовала панорама «Голгофа», которая была популярна среди киевлян. Так панорама стала частью творчества Булгакова и описаний его детства и юности. Таким образом, события в Иершалаиме для Булгакова – нечто максимально близкое и реальное, увиденное вживую.
Л.М. Яновская разбирает отдельные Ершалаимские эпизоды, размышляя над возможностью их реальности. Она показывает, что эпизод с хлебным ножом, который хватает Левий Матвей – условный и символичный. Действие происходит за несколько часов до иудейского праздника Песах. В основе праздника лежит запрет на употребление продуктов, содержащих закваску, и особое внимание уделяется маце – пресному хлебу. Л.М. Яновская анализирует различные корректуры романа и выясняет, что изначально нож был взят в мясной лавке. Не мог в руках Левия Матвея оказаться страшный нож в ржавых разводах крови. Нож мог быть только мирным – нож, которым разрезают хлеб. В таких эпизодах проявляется условность и притчевость романа, М.А. Булгаков повествует не столько о конкретных событиях, сколько об условной символизированной реальности.
Также Л.М. Яновского пишет об особом интересе М.А. Булгакова к русской и зарубежной литературной традиции. Особенно она выделяет «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, в которых есть эпизод встречи Н.М. Карамзина с И. Кантом. Этот текст был задействован в романе «Мастер и Маргарита».
М.О. Чудакова также посвятила большую работу изучению творчества М.А. Булгакова . В главе 4 «Жизнеописания Михаила Булгакова», под названием «Годы кризиса (1929—1931)» исследовательница рассматривает состояние Михаила Булгакова в конце лета - начале осени 1929 года, когда его пьесы были запрещены и он испытывал отчаяние. М.А. Булгаков писал М. Горькому о своем отчаянном положении, включая уничтожение своих произведений и отсутствие работы и авторских гонораров. В это время Булгаков получал повестки на допросы, связанные с решением возвратить ему рукописи. М.О. Чудакова упоминает тайный роман Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской в этот период. Все эти события реальной жизни М.А. Булгакова нашли отражение в романе «Мастер и Маргарита».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. 303 с.
2. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 557 с.
3. Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001. 267 с.
4. Голубков М.М. У истоков: концепция революции в литературе 1920-х годов. А. Блок, М. Булгаков, В. Маяковский // Литература в школе. 2018. № 2. С. 6-13;
5. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.): учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальности. М.: Флинта, 2006. 329 с.
6. Колышева Е.Ю. Поэтика имени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». URL: https://m-bulgakov.ru/publikacii/poetika-imeni-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/p1?ysclid=lwuvnannrw155759177.
7. Ребель Г.М. Художественные миры Булгакова. Пермь: ПРИПИТ, 2001. 169 c.
8. Рымарович С.Н. Идея дома в философии культуры XX века: основные подходы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 2 (26). С. 143-153.
9. Фролова Т.С. Возвращение Фауста. Рецепция идей Достоевского в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-fausta-retseptsiya-idey-dostoevskogo-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.
10. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. URL: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/articles/chudakova-zhizneopisanie-bulgakova/1-1.htm.
11. Шутова Е.В. Бытие архетипов «Дом» и «Бездомье» в русской литературе // Вестник Курганского государственного университета. 2010. № 19. С. 77-82.
12. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
13. Яновская Л.М. Треугольник Воланда. URL: https://m-bulgakov.ru/publikacii/poslednyaya-kniga-ili-treugolnik-volanda.