Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических целей национального развития. Интенсивность и здоровье физического развития ребенка находятся в прямой зависимости от объема двигательной активности. Для реализации потребностей мобильности дошкольных учреждений необходимо создать определенные условия. Одной из основных задач современного физического воспитания детей дошкольного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребенка, приобретение прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых для жизненного труда и жизнедеятельности.
У ребенка дошкольного возраста формируется определенная двигательная сфера, которая формируется физической подготовленностью, набором двигательных способностей и навыков, которыми он обладает. Развитие физической подготовленности невозможно переоценить, поскольку она способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств детского организма, помогает преодолеть или ослабить недостатки физического развития и моторики, оказывает существенное влияние на совершенствование регуляторных функций. нервной системы, улучшают общий уровень работоспособности и укрепляют здоровье.
Координация важна. Развитие координации и гибкости важно для обогащения двигательного опыта ребенка. Чем больше двигательных навыков у ребенка, тем больше его ловкость и тем быстрее он осваивает новые движения. Точными показателями ловкости являются: сложность координации, точность и своевременность выполнения движений, связанных преимущественно с пространственной ориентацией и мелкой моторикой. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста особое внимание следует уделять целенаправленному развитию координационных навыков. Уровень развития координации, как и любого физического качества, во многом зависит от выраженности свойств нервной системы, особенно сенсорной системы человека. Физическое воспитание детей не должно сводиться к мышечной деятельности, как это традиционно культивируется на практике. Основой разнообразной образовательной деятельности в физическом воспитании детей дошкольного возраста является двигательная активность. Многому можно научиться в спортивных, игровых видах деятельности. Использование игровых средств позволяет детям понять «эмоциональную школу», сформировать разнообразные межличностные отношения, помочь значительно улучшить эмоциональный фон класса.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предметом исследования стало влияние вращательной подготовки на повышение координационных способностей у мальчиков 4-5 лет.
Цель исследования – изучить особенности повышения координационных способностей с использованием вращательной подготовки у мальчиков 4-5 лет.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данному вопросу.
2. Описать методы развития координационных навыков у мальчиков старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольные учреждения являются продолжением одного из важнейших периодов развития ребенка, который начинается в пятилетнем возрасте и заканчивается в семилетнем возрасте. В этот период формируются новые психологические образования, нервная система укрепляется и начинает стабилизироваться. В то же время дальнейшее развитие формы создает и благоприятные психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте во всем организме начинается активный процесс созревания и роста. Формирование участков мозга практически аналогично таковому у взрослых. Спортивная сфера очень развита. Процесс окостенения продолжается, но искривление позвоночника остается нестабильным. Развитие крупных мышц и особенно мелких мышц идет очень активно. Координация мышц конечностей сильно развита. Общее физическое и умственное развитие тесно связано с развитием мелкой моторики у детей.
Возраст 5-7 лет часто называют «периодом первого вытяжения», поскольку за год дети могут вырасти на 7-10 сантиметров, однако эти показатели и другие показатели шестилетних детей все же несколько ниже, чем у шестилетних. По средним показателям: рост ребенка 5 лет около 106,0-107,0 см, вес 17,0-18,0 кг. На шестом году жизни вес увеличивается в среднем на 200,0 г в месяц, а рост увеличивается на 0,5 см. Кроме того, для каждой возрастной группы детей характерны разные темпы роста различных частей тела и органов. Длина конечностей, ширина таза, плеч и окружность груди у детей быстро увеличиваются в течение шестого года жизни. Но имеются индивидуальные различия в этих показателях, преимущественно между мальчиками и девочками. Например, грудь у девочек растет быстрее, чем у мальчиков [10].
В основном к шести-семи годам формируются ткани легких и дыхательных путей. Развитие всех органов дыхания в этом возрасте еще не до конца завершено: носовые ходы, бронхи и трахея узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, а грудная клетка и ребра не имеют возможности опуститься. Поэтому дети не могут дышать глубже и быстрее, чем взрослые. [4].
Развитие личности детей достаточно целенаправленное. Эти изменения характеризуются проявлениями так называемого внутреннего планирования действий – способности ребенка обрабатывать идеи мысленно, а не только визуально. Важнейшее изменение личности ребенка: дальнейшее изменение его взгляда на себя. К шести годам сложность и развитие этих образований создают благоприятные условия для развития у детей рефлексии, т.е. осознания и описания собственных целей, поведения, достигнутых результатов, способов достижения этих целей, переживаний, чувств и мотиваций. Для нравственного развития шесть или семь лет — это у последнего чувствительный период, т. е. чувствительный период [5].
Строение стопы неполное. В связи с этим необходимо предотвратить развитие плоскостопия у детей, которое может быть вызвано обувью с жесткой подошвой, обувью со слишком большим весом, перенесенными заболеваниями, травмами и физической подготовкой. Следует выслушать жалобы ребенка на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии [10].
Старшие группы дошкольного образования во многом определяют будущий нравственный облик ребенка, а также оказывают благотворное воспитательное воздействие. В процессе усвоения и воспитания моральных норм и этики развивается сопереживание, забота о сверстниках и взрослых, положительное отношение к жизненным событиям.
Люди склонны отдавать приоритет социально значимым мотивам над личными мотивами. Самооценка ребенка становится достаточно устойчивой, иногда завышенной и редко заниженной. Дети старшего дошкольного возраста способны более объективно оценивать результаты деятельности, чем поведение. Основной потребностью детей этого возраста является общение (преобладает личное общение со сверстниками и взрослыми). Доминирующим видом деятельности остаются ролевые игры. В ролевых играх старшие дошкольники начинают улавливать сложные и интересные взаимодействия между людьми, отражающие типичные важные жизненные ситуации. Игровые действия и взаимодействия усложняются и приобретают для ребенка особый, содержательный смысл, который не всегда раскрывается и понимается взрослыми.
Игровые пространства и зоны деятельности становятся более сложными. У него может быть несколько хабов, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны контролировать и направлять поведение партнеров и сверстников на протяжении всего игрового пространства, а также менять свое поведение в зависимости от изменения локации или сюжета. Очень важной особенностью этого возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Продолжается развитие психических процессов и восприятий. Однако даже у детей этого возраста могут возникать ошибки, если необходимо учитывать одновременно несколько разных признаков действия [3].
На протяжении всего дошкольного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, но к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Произвольное внимание характеризуется тем, что ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах, предметах и поведении. Устойчивость внимания увеличивается до 20-25 минут, а объем внимания составляет 7-8 предметов одновременно. Дети могут видеть двоящиеся изображения. 8 Развивайте свое мышление. По сравнению с другими процессами развитие наглядного мышления к концу дошкольного возраста достигает более высокого уровня, начинает активно развиваться логическое мышление. Это помогает детям развивать способность определять существенные признаки и свойства предметов окружающего мира, формировать их. способность к обобщению, классификации и сравнению. Как и прежде, главными лидерами остаются наглядное и образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться также речевое и логическое мышление.
Этот вид мышления предполагает развитие умения оперировать словами и понимать логику рассуждений. Здесь обязательно нужна помощь взрослых, так как рассуждения детей нелогичны при сравнении размеров и количества предметов. Разработка концепции также начинается в дошкольном возрасте. Полная понятийная, вербальная логика и абстрактное мышление формируются уже в подростковом возрасте [3].
К концу дошкольного возраста дети имеют высокий уровень личностного и познавательного развития, что позволяет им успешно учиться в школе и сталкиваться с минимальными трудностями в будущем. Все виды деятельности детей 5-6 лет носят эмоциональный характер и имеют очень большое значение для собственных и окружающих эмоциональных реакций. Психологическое становление и развитие личности дошкольников тесно связаны с развитием самосознания. Самооценка, основанная на признании собственных успехов в деятельности, оценке учителей, сверстников, поощрении или признании со стороны взрослых и родителей.
Ребенок способен понять себя и то положение, которое он в данный момент занимает в семье и в группе сверстников. У дошкольников в возрасте 5-6 лет развивается рефлексия, то есть понимание собственного социального «Я», и на этой основе возникает внутренняя позиция. Важнейшим новообразованием в развитии психологической и личностной сферы детей 5-7 лет является подчинение девяти мотивов. Осознание мотивов «я должен» и «могу» постепенно начинает подавлять мотивы «я хочу» [3].
В связи с непрерывными изменениями и развитием процесса игра как основная и ведущая деятельность уже не может и не может полностью удовлетворить потребности детей в экологических знаниях к концу дошкольного возраста. Представляется необходимым выйти за границы своего детского образа жизни, стремиться занять место в деятельности общественной значимости, т. е. стремлении ребенка понять и принять новый социальный статус - «статус школьника». Это считается одним из важнейших результатов и особенностей личностно-психического развития детей 5-7 лет. Дети в возрасте 5-7 лет стремятся к самоутверждению в деятельности, которая подлежит общественной оценке и охватывает самые разные сферы.
1.2. Характеристика понятий координационных способностей
У каждого есть определенные спортивные способности и способности, и об этом пишут в своих книгах все специалисты по теории и методике спорта. Большое количество исследований последних десятилетий показало, что различные координационные возможности человека в спорте, фитнесе, труде, военной деятельности и повседневной жизни весьма специфичны. Исходя из этого, они уже не употребляют весьма расплывчатый, неконкретный, неясный и «бытовой» базовый термин «ловкость», а вводят в теорию и практику термин «координационные способности», а затем начинают говорить о системах и системах этих способностей, а также необходимости дифференцированного подхода к его развитию.
По определению, ловкость – это способность выполнять движения с точно заданной амплитудой в определенный момент времени, а координация – это создание законченных двигательных движений, трансформация развитых форм движения и переключение с одного движения на другое. Рассмотрим понятие этих компетенций, основные критерии, виды и показатели их оценки.
Координация – это процесс координации деятельности мышц тела с целью успешного выполнения двигательной задачи. Слово «координация» происходит от латинского coordinatio – взаимное упорядочение. В ходе формирования двигательных навыков изменяется координация движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигательных органов. На начальных этапах обучения управление движением происходит прежде всего за счет активной статической иммобилизации этих органов, а затем за счет подачи коротких физических импульсов нужным мышцам в конкретный необходимый момент.
Наконец, на заключительных этапах формирования навыка появляется использование возникающих инерционных движений, теперь предназначенных для решения целенаправленных задач. В хорошо структурированном динамически устойчивом движении все инерционные движения автоматически уравновешиваются без генерации особых импульсов. О хорошей координации движений можно говорить, когда все мышцы человека гармонично и эффективно взаимодействуют друг с другом [4].
Люди с хорошей координацией обычно могут выполнять движения легко и без видимых усилий, например профессиональные спортсмены.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Величко, А. И. Классификация координационных способностей / А. И. Величко, В. А. Баландин // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2018. – № 1. – С. 250-252.
2. Гусарова, Е. В. Развитие координационных способностей дошкольников при помощи беговела / Е. В. Гусарова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Материалы VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 февраля 2019 года / Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – С. 16-21.
3. Калишев, В. О. Особенности развития координационных способностей спортсменов / В. О. Калишев, А. В. Барабаш // Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. – 2022. – № 6. – С. 8-11.
4. Казакбаев, Б. М. Основы развития физических качеств спортсменов / Б. М. Казакбаев, А. М. Казакбаев, И. К. Аллаяров // Мировая наука. – 2022. – № 6(63). – С. 91-94.
5. Кравцов, А. П. Особенности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста / А. П. Кравцов // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 22–23 марта 2019 года / Ответственный редактор Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 236-239.
6. Лаврухина, Г. М. Развитие двигательных качеств и координационных способностей у дошкольников 6-7 лет с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий / Г. М. Лаврухина, Н. Н. Аксенова, Е. В. Никифорова // Обзор педагогических исследований. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 100-106.
7. Методика подвижных игр для развития координационных способностей дошкольников 6–7 лет в ДОУ / В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова, Д. А. Сарайкин, Ю. Е. Семенова // Актуальные проблемы дошкольного образования, Челябинск, 29 апреля 2022 года. – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – С. 346-350.
8. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Спорт", 2019. – 656 с.
9. Ратников, А. С. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / А. С. Ратников, А. Х. Абзалова // Студенческий вестник. – 2022. – № 19-4(211). – С. 58-61.
10. Соболина, М. А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр и эстафет / М. А. Соболина // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции, Чебоксары, 23–24 января 2018 года. Том Часть 2. – Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. – С. 193-195.