Фрагмент для ознакомления
2
Дополнительное образование (ДО) в настоящее время играет весьма значимую роль в системе общего образования Российской Федерации. Хотя оно не входит в перечень обязательных образовательно-воспитательных мероприятий, школьное обучение нельзя назвать полным без различных дополнительных кружков.
Программы ДО помогают добиться формирования единой, эффективной системы обучения, главная цель которой - всестороннее развитие детей различных возрастных категорий, воспитание из них достойных членов общества.
Система ДО имеет отношение к любой области жизнедеятельности человека. Кроме этого, она не ограничена жесткими стандартами и строгими рамками, как это происходит с традиционным школьным образованием. Именно поэтому ДО можно назвать оптимальным полем для развития всех способностей и природных талантов индивида. Кроме того, данное образование реализуется в добровольной форме, не имеет жесткой привязки к [3]:
возрасту учеников;
необходимости получения каких-либо документов (аттестатов, дипломов и т.п.);
стандартам, установленным государством к системе образования;
четко распланированной режимности занятий
Следует сказать, что система ДО несовершеннолетних детей – учащихся российских школ, идет по пути развивающего образования. Современное ДО выполняет следующие функции:
информирование;
обучение;
воспитание индивидов;
развитие личности;
адаптация в обществе;
отдых и релаксация.
Гибкость ДО детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования и дальнейшего развития [7]:
потенциала лидера у каждого ребенка;
компетенций социального толка;
врожденных талантов и т.д. Они могут проявляться в различных видах деятельности, которые ребенок выберет сам, либо с помощью педагога.
В учреждениях ДО детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является [4]:
накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора будущей профессии;
получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Анализ и исследование феноменологических особенностей системы детского ДО дает возможность заявить о его сущностной инновационной. По своей сущности ДО – это такая разновидность образования, которая реализуется по до сих пор неисследованным и неосмысленным современной наукой правилам и закономерностям.
ДО детей представляет собой образование мотивационной направленности. Оно не входит непосредственно в цикл основного школьного образования и дает подрастающему поколению шанс развить у себя устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализоваться как полноценная личность, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Среди самых фундаментальных особенностей ДО школьников следует выделить такие, как [11]:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, дать ему возможность пересматривать и изменять свои предпочтения в различных сферах жизни;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах выбранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не занижая личное достоинство обучающегося.
В настоящее время развитие ДО детей объявлено одним из ключевых направлений федеральной образовательной политики РФ. На высшем законодательном уровне право на получение образования несовершеннолетними и взрослыми гражданами закреплено в ст. 43 Конституции Российской Федерации - высшем нормативном правовом акте государства. В указанной норме четко прописано, что получить образование вправе каждый человек [1].
Следующий важный нормативно-правовой акт в рассматриваемой области - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 75 ДО трактуется как «часть образовательной системы РФ». Там же перечислены его цели и задачи, основные требования к содержанию образовательных программ. Кратко перечислим самые главные положения данной законодательной нормы [1]:
«дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование для детей обеспечивает их адаптацию в обществе, профессиональную ориентацию, а также направлено на выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей»;
в нашей стране реализуются Программы ДО двух типов: общеразвивающие и предпрофессиональные. Первые могут быть использованы для граждан всех возрастов. Вторые, реализуемые в сфере искусств, физкультуры и спорта, направлены исключительно на детей, не достигших 18 лет;
«к освоению программ ДО допускается любой человек независимо от уровня его образования, если только того не требует специфика программы»;
программы ДО самостоятельно формируют учреждения, реализующие данный вид обучения;
В положениях ФГОС тоже отведено место ДО. Согласно данным нормативным актам, ДО – это [6]:
образование, дополняющее основную школьную программу. Оно реализуется согласно образовательным запросам детей, учитывает их интересы, врожденные таланты, приобретённые навыки и способности;
деятельность, которая проводится согласно специально разработанным программам ДО, имеющим четко определённые цели и методику анализа достигнутых результатов;
элемент общей образовательной системы РФ, с помощью которой реализуется повышение общего уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего, открытие новых возможностей для удовлетворения его образовательных и творческих потребностей, реализация которых проходит в свободный от основной деятельности (учебы в школе) период времени.
В 2014 г. в нашей стране была принята Концепция развития ДОД. В документе обозначены «ценность, миссия, задачи и принципы развития дополнительного образования» [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
4. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности : сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М.: Директ-Медиа, 2018. - 658 с.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2021. - 478 c.
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2023. - 512 с.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – СпБ: Тезариус, 2022. – 76 c.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2023. – 228 с.
9. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. - 230 с.
10. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/ И.В.Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2023. – 286 с.
11. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2023. – 256 с.
12. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2023. – 365 с
13. Рындак, В.Г. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк. – М.: Высшая школа, 2021. – 495 с.
14. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин, – М.: Просвещение, 2022. – 23 с.