Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый возраст является важным переходным этапом между детством и взрослостью. Это время перемен, когда привычный образ жизни и взгляд на окружающий мир искажаются под воздействием происходящих в организме процессов взросления.
В настоящее время нет четких временных рамок подросткового возраста, однако внутри подросткового возраста принято выделять несколько этапов: младший подростковый возраст и старший подростковый возраст.
Подростковый возраст принято считать «переломным», «кризисным» ввиду сложности происходящих в человеке изменений. Во многом это связано с физиологией: у подростков активно и стремительно растет скелет, но за этим бурным ростом не успевают расти внутренние органы. Такие изменения в теле не могут не сказаться на ментальном фоне человека, отсюда у подростков появляется резкая смена состояний и настроений.
С подростковым возрастом неразрывно связаны социальные изменения. В подростковый возраст происходит формирование личности, меняются отношения с родителями, на первый план в общении выходит общение со сверстниками. Начинается психосексуальное развитие, подростки сталкиваются с социальным давлением и реалиями общества. Социальные изменения провоцируют некоторые трудности и конфликты, однако всегда приводят к личностному росту и приобретению социально значимого опыта.
Подростковый возраст накладывается на процесс обучения в школе или учреждениях среднего профессионального образования, где происходят основные коммуникации со сверстниками. Эти коммуникации могут носить разный характер, молодые люди могут испытать на себе смену социальных ролей.
Коммуникации в подростковом возрасте играют особую роль и представлены в виде общения и взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух и более людей, в процессе которого происходит обмен информацией, опытом и мнениями. Общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте.
Актуальность исследования заключается в том, что данное исследование позволит выявить проблемы коммуникаций подростков в учебных заведениях и основные причины их появления. В дальнейшем полученные знания позволят выстраивать в учебных заведениях благоприятную среду и предотвращать появление конфликтных и проблемных ситуаций.
В настоящее время проблема коммуникаций в подростков в учебных заведениях не изучена на достаточном уровне. Основные исследования данной проблемы приходятся на вторую половину ХХ века, что свидетельствует об отсутствии актуальной информации по теме проблемы.
Теоретическая значимость работы выражается в том, что она позволит проанализировать и систематизировать имеющиеся данные об изучаемой проблеме.
Объект исследования – коммуникации подростков.
Предмет исследования – коммуникации подростков в учебных заведениях.
Цель исследования: изучить проблемы коммуникаций подростков в учебных заведениях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить характер коммуникаций в подростковой среде.
3. Изучить проблемы коммуникативного воздействия в подростковой среде.
Курсовая работа состоит из одной главы, разбитой на три параграфа, введения, заключения и списка используемой литературы. Объем курсовой работы 36 страниц, количество использованных источников 25.
Библиографический список представлен работами советских и российских исследователей в области психологии, педагогики и социологии, Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогическая, социологическая характеристика подросткового возраста
К подростковому возрасту относят детей в возрасте от 10 до 18 лет. Подростковый максимализм характеризуется многими особенностями. Понимание подростка требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки. Либо это истина, либо ложь и других вариантов здесь быть не может. Вариантов для компромисса, как правило, не находится.
Именно это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму. Это часто заставляет его жертвовать дружбой и становиться в антагонистические отношения с близкими людьми. В силу ограниченности жизненного опыта подростка, многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки его рассудочной логики [9].
При этом подросток готов отвергнуть всё, что не соответствует его логике. Происходит это от того, что именно она является господствующей силой в его сознании, но по жизненному опыту и содержанию сознания, подросток остается еще ребенком. Он может активно протестовать против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, в то же время, как никогда он нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении, прощении взрослых.
Современная образовательная и социальная среда направлены не только на обучение школьника, но и на его воспитание. Образовательные организации и социум прикладывают достаточно много усилий для воспитания и развития детей, которых называют подростками и молодёжью юношеского возраста.
В школе работают такие специалисты как социальный педагог и педагог-психолог, которые непосредственно занимаются детьми, имеющими проблемы с воспитанием и социализацией. В социально-педагогической деятельности специалистов наиболее широко при разрешении межличностных конфликтов в среде подростков используется метод убеждения. В процессе убеждения социальный педагог старается воздействовать на волю и сознание подростка. Убеждение оказывает влияние на подростка и выступает определённой формой регуляции в отношениях подростка и социума.
Социальный педагог всегда в курсе того, какие отношения у подростка со сверстниками, или с взрослыми. Он всегда в курсе, какая у подростка семейная атмосфера, и какие отношения в семье преобладают. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, специалист учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, включая уровень их воспитанности и личные предпочтения [16].
В зависимости от того, как ведёт себя подросток в социуме, педагог может предъявить ему определённого рода требования. Но эти требования должны быть очень взвешенными и должны быть основаны на уважении к личности подростка. Педагог сам решает, в каком виде эти требования могут быть предъявлены подростку.
В арсенале современных специалистов образовательных организаций имеется достаточное количество различных социально-педагогических методов решения межличностных проблем подростковых взаимоотношений. Но при этом, наиболее успешный результат может быть получен именно там, где специалисты образовательных организаций сотрудничают с семьёй, или представителями семьи подростка.
В силу определённых обстоятельств современные подростки часто сталкиваются с различными сложными ситуациями. Не каждый подросток в состоянии справиться с имеющимися проблемами самостоятельно. Иногда, при столкновении со сложной ситуацией, подростки показывают себя не с самой лучшей стороны. Они начинают раздувать все эти сложности, вместо того, чтобы стремиться их преодолеть.
Прежде всего – это относится к конфликтным ситуациям, в которые подростки часто попадают. Взрослым необходимо работать с тем, чтобы попытаться изменить отношение подростка к конфликтам. Для взрослых очень важно вовремя заметить, что с ребёнком происходят различного рода изменения. Если за этим внимательно наблюдать, этого невозможно не заметить, поскольку это всегда проявляется в поведении подростка. Безусловно - это в первую очередь относится к семье подростка, но школа также не должна оставаться в стороне от этих процессов.
Изменить отношение к конфликтам для подростка практически означает изменить взгляд на свою жизнь. При этом подросток должен быть всегда уверен в том, что при необходимости он сможет поделиться с кем-либо своими проблемами и что у него всегда есть возможность обратиться к кому либо, из взрослых [24].
Подросток должен понимать, что в сложной ситуации совсем не обязательно всё носить в себе. Тем более, не стоит идти на усугубление проблемной ситуации. Необходимо попытаться поделиться с кем либо, своей проблемой. К несчастью, не каждый ребёнок может делиться с взрослыми из своей семьи и в этом случае учителям и классным руководителям следует достаточно пристально присматриваться к каждому ребёнку своего класса.
При необходимости следует всем вместе искать подходящее решение имеющейся проблемы, которое стало бы способным изменить сложившуюся ситуацию с подростком. Стоит ли говорить о том, что сложный мир детей, находящихся в подростковом возрасте далеко не всегда понятен взрослому человеку. Именно по этим причинам взрослым людям необходимо как можно чаще предлагать подросткам, определённого рода помощь, со своей стороны. Это поможет подросткам при освоении новых норм и правил правильного поведения в социуме.
Специалисты характеризуют подростковый возраст как переходный и критический. Значительно расширяется объем и меняется характер деятельности подростка. В этот же период закладываются основы сознательного поведения и формируются устойчивые нравственные представления. Расставляются новые акценты и приоритеты.
Семья, школа и сверстники обретают новые значения и смыслы. У некоторых подростков кардинально изменяется круг интересов, которые являются психологической основой его ценностных ориентаций. Ценностные ориентации при этом являются системообразующим свойством личности. Особенности формирования ценностных ориентаций подростков есть необходимое условие развития подростка как личности.
Очевидно, что формирование ценностных ориентаций субъекта должно осуществляться целенаправленно и в течение всего жизненного пути, включая в том числе, и подростковый возраст. Необходимо выявить все те факторы, которые бы способствовали формированию ценностей современных подростков. При этом необходимо дать ответы на следующие вопросы:
- какие свойства и особенности входят в систему ценностей подростка;
- какие условия, средства и способы эффективны при формировании и
развитии ценностных ориентаций подростка и др. [2].
С.Л. Рубинштейн определял назначение психологии в том, чтобы преодолеть отчуждение ценностей от человека. В.Ф. Сержантов утверждает, что любая ценность характеризуется двумя основными свойствами - значением и личностным смыслом. При этом значение ценностей – это в первую очередь набор сформированные общественно значимых качеств, объекта или какой-либо идеи, каковые делают их ценностями в сообществе.
С течением времени перечисленные формы существования ценностей переходят одна в другую. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым личность определилась. Внутреннее установление осознанных личностью смыслов выступает при этом непременным условием создания личностных ценностей. Система ценностей как составляющая Я - концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания.
Для подростков мальчиков характерны такие ценности как личностное лидерство, стремление к достижению успехов в учёбе и жизни, волевая и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - N 1. - С. 96–105.
2. Голянская, О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 20014. – 163 с.
3. Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. – N 6.2. - С. 37-41.
4. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2018. – N 8. – С. 118 – 122.
5. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - N 49. – С. 475 – 482.
6. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
7. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 04.06.2024).
8. Зайцева, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков / А.П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33787/ (дата обращения: 04.06.2024).
9. Зимина, М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М.А. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 04.06.2024).
10. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. – N 6. - С. 123-124.
11. Калинина, Т. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т. В. Калинина, С. В. Костин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/ (дата обращения: 04.06.2024).
12. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2018. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
13. Крапивка, И.А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - N 1. - С.42 – 46.
14. Копкова, Д.К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д.К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 04.06.2024).
15. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. – N 2 (138). - С. 109 – 114.
16. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - N 10. – С. 132 – 136.
17. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - N 2 (39). - С. 124 -126.
18. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2015. - N 3. – С. 25-37.
19. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С. 111–114.
20. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 04.06.2024).
21. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки: МКДОУ Кочковский. - 2017. - 36 с.
22. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2016. – 82 c.
23. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения: 04.06.2024).
24. Файзуллина, М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций [Текст] / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. – 2015. - N 10 – 2 (12). – С. 452 – 455.
25. Ярина, Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» [Текст] / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – С. 160 – 162.