Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовании, в условиях требований ФГОС присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету сегодня в образовательном процессе будет недостаточно. Главная задача педагога сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность обучающихся. [21].
В настоящее время все образовательные технологии используются с учётом цифровизации и информатизации образования. В педагогической среде принято считать, что именно через практическую деятельность у обучающихся происходит наиболее оптимальное формирование всех видов компетенций, которые регламентированы ФГОС СПО. Если речь идёт об учениках, которые продолжили своё обучение в профессиональной образовательной организации после 9 класса, у них, помимо необходимых сформированных компетенций должны быть сформированы группы универсальных учебных действий (УУД), регламентированные ФГОС общего образования.
В связи с подобными подходами, чрезвычайно перспективной становится интеграция различных уровней образования, которая позволит обновить содержание образования с учётом современных образовательных технологий, в том числе, с учётом цифровизации образовательной среды. В перспективе всё это позволит стимулировать инновационные образовательные практики и эффективно сочетать ресурсы всех партнёров, которые будут решать конкретные образовательные задачи.
Здесь необходимо отметить, что при активном использовании цифровой среды, сложилась устойчивая практика взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования. Анализ данного вопроса позволил выделить несколько типов моделей подобного взаимодействия.
1. Модель ресурсного взаимодействия.
2. Модель проектного взаимодействия.
3. Модель профильного взаимодействия.
5. Модель экспертного взаимодействия.
К примеру, модель ресурсного взаимодействия подразумевает внеурочную деятельность на базе организаций, обеспеченных ресурсами дополнительного или профессионального образования. К подобным ресурсам относится материально-техническая база, программно-планирующее обеспечение, дидактическое обеспечение и современные образовательные цифровые технологии. Если для формального образования очевидно выполнение образовательных стандартов, то для неформального образования целью взаимодействия субъектов является расширение спектра образовательных услуг и укрепление имиджа [18].
Результаты образования в подобных случаях оценивают не столько количественно, сколько качественно. Обращают внимание на следующие объективные показатели:
-развитие компетенций субъектов обучения;
-участие в творческих конкурсах различного территориального уровня;
-участие в конкурсном отборе при реализации целевых программ;
-высокие показатели при участии в академических и неакадемических олимпиадах субъектов обучения и др.
Речь идёт об общекультурном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, проектном, научно-техническом, творческом направлениях. В подобной развивающей среде общение неформальное, и возможно полное раскрытие потенциала субъекта. В том числе, возможна индивидуализация и персонификация любого образовательного процесса. Разнообразны инновационные формы взаимодействия, такие как бизнес - инкубаторы, или инновационные мини-предприятия, коллективно-творческие дела, тематические встречи, олимпиады, игры, конкурсы и др. При этом подразумевается широкое использование инфраструктуры или организации профессионального образования, такой как лаборатории, центры коллективного пользования и прочее.
Учитывая то, что переход от аналоговых систем передачи информации к цифровым затмил все достижения предшествующих технологических эпох, это безусловно повлияло на все без исключения социальные институты современного общества. Акцент в этих случаях делается на сетевую социализацию и на социализирующий потенциал этой среды. Субъектами такой деятельности выступают как сетевые сообщества, так и индивидуальные пользователи, которые с одинаковым успехом могут быть использованы школьниками или студентами. Достаточно часто привычный формат обучения переводится в онлайн-обучение, что не требует личного присутствия учеников и педагогов в аудиториях [2].
При этом чаще всего обучающимся обеспечивается тьюторская поддержка со стороны педагогов. Обучающие программы разрабатываются на основе онлайн-технологий, что в свою очередь позволяет реализовать виртуальную академическую мобильность и построение индивидуальных траекторий обучения.
Вне всякого сомнения, одной из перспективных тенденций развития формальной и неформальной образовательной среды в образовании, является опора на современные информационные и образовательные технологии.
Под практическим, или деятельностным подходом понимают процесс деятельности человека, который направлен на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Человек строит самого себя, активно взаимодействуя с окружающим миром.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. В условиях деятельностного подхода происходят его саморазвитие и самоактуализация. В условиях деятельностного подхода на первый план выходит проблема самоопределения субъекта в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является формирование личности как субъекта жизнедеятельности [7].
Ключевыми аспектами деятельностного подхода является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Сущность деятельностного подхода проявляется в формировании личности субъекта и в продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде. Личность формируется в процессе его собственной деятельности, которая направлена на открытие и получение новых знаний.
Обучающийся, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице. Профессионально подготовленный сотрудник будет не только эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации. Он всегда будет стремиться к обучению и самообучению, поскольку сегодня каждый понимает насколько быстро изменяется современное производство [19].
Успех любой организации всегда зависит от работающих в ней сотрудников. Работник, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице [14].
Игровые формы, которые можно рассматривать как практические и деятельностные целесообразнее использовать там, где необходимо усвоение нового знания и формирование первичных практических умений. Речь идёт не только о профессиональных умениях, но и об общеучебных умениях, в частности:
-заполнение различного рода таблиц;
-построение графиков и диаграмм;
-рассмотрение принципиальных схем устройств и приборов и др.
В любую структуру игры как деятельности органично входят:
- целеполагание;
-планирование;
-реализация цели;
-анализ результатов.
Игру, или игровые элементы целесообразно использовать там, где студентам предстоит освоить большой массив новых знаний и получить прямо на уроке первичную отработку каких-либо умений. Работа студентов в группах позволяет заложить в процесс освоение нескольких содержательных вопросов, которые могут быть распределены по группам.
В этом случае, речь не идёт о каких либо, сложных темах, с которыми ученики самостоятельно не справятся. В настоящее время игровых технологий существует достаточно много и здесь нужно отметить, что далеко не все из них позволяют достичь поставленных педагогом целей. [28].
Прежде чем приступать к реализации игровых технологий на практике, необходимо понять место и роль игровой технологии в учебном процессе. Они определяются, в зависимости от понимания преподавателем функций и классификации существующих педагогических игр. По виду деятельности игры бывают:
- физические;
- интеллектуальные;
- социальные;
-психологические и др.
Физические игры характеризуются выполнением заданий, которые основаны на различных видах движений. Интеллектуальные игры требуют мыслительной активности от участников игры. Социальные игры развивают навыки общения субъектов в социуме. Психологические игры дают человеку возможность вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми и др.
Классификаций и типологий педагогических игр существует достаточно много. Задача педагога – отобрать для себя тот формат игровых технологий, которые наиболее подходят для его дисциплины или МДК. В образовательной практике можно часто слышать о сюжетных, ролевых, деловых и имитационных играх.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. 2014. №5. С. 556-558. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
2. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр / В. Г. Алапьева. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 192 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А.М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2014. 285 с. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
4. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков // Рига: Авотс. 2009. – 304 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько М.: Народное образование. 2006. 336 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен-ный.
6. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. М: Педагогика. 2012. – 139 с. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
7. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г. 186 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
8. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности школьников в условиях развивающей образовательной среды / С.М. Варнавских. Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 3. С. 40 – 43. Текст: не¬пос¬ред¬ствен-ный.
9. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон-ный.
10. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике / И.Д. Белоновская //Высшее образование в России. 2019. №3. С. 112-119. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
11. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. Москва, 2015. 587 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
12. Богатова, Т. Деловые игры - это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/company/press/2000/09/79 (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
13. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. 247 с.
14. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. Москва, 2008. 410 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
15. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А.А. Вербицкий. - Современная высшая школа. 2002. - N 3. С. 39 - 45. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
16. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/(дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
17. Донгак, Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н.А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 151-153. URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
18. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 373-376. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/(дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
19. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 502–506. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
20. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания «Бизнес Партнер» URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.htm (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
21. Кирюшин, А.Н. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350 (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
22. Культюшнова, И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 06.06.2024). Текст: элек¬трон¬ный.
23. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров / И.О. Котлярова. Челябинск: ИДПОПР, 2015. 136 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
24. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2018. 328 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
25. Лихачева, Л.Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» / Л. Д. Лихачева / Классный руководитель. 2014. № 4. С. 43–48.
26. Минаев, Д.В. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты / Д.В. Минаев. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 320 с. Текст: не-пос¬ред¬ствен¬ный.
27. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании / А.Ю. Мисаилов //Интернет-журнал «Науковедение». 2011. N 27. С. 2 - 8. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
28. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
29. Напалкина, М.В. Деловая игра как активный метод обучения. учеб. пособие / М.В. Напалкина. Екатеринбург: Интеграция образования 2012. С. 17 – 20. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
30. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. N1. С. 60-61. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
31. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии / Л.В. Мардахаев // Учебное пособие. Рязань, 2013. 92 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен-ный.
32. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. 2015. -N3. С. 22 - 27. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
33. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 224 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
34. Пафилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Метод. пособ. / А.П. Пафилова. М.: Академия, 2010. 368 с. Текст: не¬пос¬ред-ствен¬ный.
35. Чеглакова, Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей / Л.С. Чеглакова. М.: Концепт. 2012. С. 2–7. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.