Фрагмент для ознакомления
2
Стратегическое управление – область науки и практики управления, предназначением которой является обеспечение развития организаций в быстро меняющихся условиях внешней среды . Модель стратегического управления впервые была предложена в конце 60 - х годов И. Ансоффом для обозначения разницы между управлением на высшем уровне и текущим производственным управлением.
Стратегическое управление является процессом, который направлен на достижение поставленных долгосрочных целей организации. Оно основано на выбранных средствах, которые позволяют организации создать и поддерживать конкурентное преимущество на рынке. Данный процесс включает несколько этапов .
Первый этап состоит в определении сферы бизнеса и разработке предназначения компании. Это позволяет четко установить область деятельности и основную цель фирмы.
На втором этапе осуществляется трансформация видения и миссии компании в конкретные долговременные и краткосрочные цели деятельности. Это помогает объективно определить направление развития и принять стратегические решения.
Третий этап – определение стратегии достижения поставленных целей. Здесь компания определяет оптимальные пути и методы для достижения успеха. Это может включать выбор конкурентных преимуществ, разработку инноваций и т.д.
Четвертый этап – разработка и реализация стратегических планов и программ. На этом этапе компания разрабатывает конкретные планы и программы, которые помогут реализовать стратегию и достичь поставленных целей.
И, наконец, пятый этап – оценка фактической деятельности компании, наблюдение за ситуацией и введение корректирующих воздействий. Компания анализирует результаты своей работы, отслеживает изменения внешней среды и рынка и принимает меры для корректировки стратегии, если необходимо.
Взаимосвязь этих этапов показана на рисунке 1.
Рис. 1. Процесс стратегического менеджмента
Знание основных этапов стратегического управления необходимо для эффективной организации долгосрочного управления в любой организации .
Таким образом, разработка стратегии развития предприятия представляет собой сложный, но неотъемлемый процесс в современном бизнесе. В ходе анализа и исследования было выявлено, что эффективная стратегия является ключевым фактором обеспечения устойчивости, конкурентоспособности и успешного развития организации.
1.2. Основные элементы и модели стратегического управления организации
В сегодняшней постоянно развивающейся внешней среде любой организации важно быстро реагировать на происходящие изменения. Неспособность своевременно отреагировать на эти изменения может подвергнуть бизнес рискам и угрозам, а также негативно повлиять на его способность достигать поставленных целей. Рост цифровых технологий, изменения в поведении потребителей и в нормативно - правовой среде — это лишь несколько примеров внешних факторов, которые могут существенно повлиять на деятельность бизнеса .
Решение этой проблемы рассмотрено, к примеру, в 2023г. в научной статье А.В. Мелёхина, «Стратегическое планирование как элемент управления предприятием» и напрямую связано с улучшением механизма управления финансовым состоянием предприятия, выбором наилучшей методологии для его анализа и выявлением и поиском путей повышения эффективности экономического потенциала. Как указывает автор, одной из самых больших проблем, с которыми сегодня сталкиваются организации, является необходимость быстро и эффективно реагировать на кризисы. Какой бы ни была природа кризиса, организациям необходимо иметь план действий для его преодоления .
Одним из подходов к антикризисному управлению, получившим распространение в последние годы, является управление рисками предприятия (ERM). Он включает в себя выявление, оценку и управление рисками, которые могут повлиять на способность организации достичь своих целей. ERM помогает организациям активно выявлять потенциальные кризисы до их возникновения и разрабатывать стратегии снижения связанных с ними рисков.
Также, важным элементом стратегического управления является эффективное управление сотрудниками . Это включает в себя понимание навыков, знаний и способностей каждого от дельного сотрудника и их использование для максимального раскрытия их потенциала. В результате сотрудники становятся более надежными, более успешными и более удовлетворенными, поскольку они могут очень хорошо справляться с любой организационной задачей.
Стратегическое управление начинается с постановки четких и достижимых целей для организации. Эти цели должны быть доведены до сведения всех сотрудников, чтобы они понимали, чего от них ждут и как они вписываются в общую стратегию.
Этого можно достичь с помощью регулярных обзоров производительности, которые позволяют менеджерам оценить сильные и слабые стороны своей команды и определить области для улучшения.
Еще одним ключевым аспектом управления предприятием является стратегическое планирование. Хорошо разработанный стратегический план может помочь организациям справиться с кризисом, предоставив четкое направление действий. Стратегическое планирование включает определение миссии, видения и ценностей организации, а также ее краткосрочных и долгосрочных целей. Он также включает анализ внешней среды и выявление возможностей и угроз.
Имея надежный стратегический план, организации лучше подготовлены к реагированию на кризисы и адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Стратегия также может быть определена как «общее направление, установленное для компании и ее различных компонентов для достижения желаемого состояния в будущем. Стратегия является результатом детального процесса стратегического планирования» .
Стратегическое планирование является важным процессом для организаций, позволяющим создать четкий алгоритм достижения долгосрочных целей. Для эффективной разработки стратегического плана крайне важно использовать различные инструменты стратегического планирования, помогающие выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Эти инструменты помогают организациям анализировать свою внутреннюю и внешнюю среду, устанавливать цели и приоритеты и разрабатывать эффективные стратегии для достижения своих целей.
Стратегия заключается в интеграции организационных мероприятий, использовании, и распределении ограниченных ресурсов в организационной среде, чтобы соответствовать нынешним целям .
Эффективная стратегия необходима любой организации, которая помогает определить цель и направление деятельности организации, а также обеспечивает основу для принятия решений, которая может помочь согласовать усилия всех заинтересованных сторон .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ.
2. Анализ эффективности портфельных стратегий на фондовом рынке: монография / Ю.Ф. Касимов, М.С. Аль-Натор, С.В. Аль-Натор, А.Н. Колесников. – М.: Прометей, 2021. – 230 с.: ил. – ISBN 978-5-00172-060-7.
3. Гимбатова М.Б. Кузнечное ремесло в Дагестане (XIX – начало ХХ в.) // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4, № 1. – С. 10–17.
4. Гордеева Е.В., Кукса Д.В. Бережливое производство как современна концепция управления: принципы и инструменты. Sochi Journal of Economy. 2020. T. 14. No. 4. C. 360–367.
5. Дивина Т. В. Возможности использования концепции бережливого производства на предприятии молочной промышленности. Экономическая среда. 2021. № 1(35). C. 30–35.
6. Дивина Т.В. Взаимосвязь составляющих компонентов системы управления промышленным предприятием, как целостной системы. Экономическая среда. 2024. № 4 (34). C. 18–23.
7. Катькало В.С., Веселова А.С., Смельцова С.В. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». – М.: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2021. – 48 с.
8. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Г. Кернер. – М.: ДМК Пресс, 2016. 320 с.
9. Концептуальные положения стратегического менеджмента. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://storage.piter.com/upload/contents/978538800583/978538800583_p.pdf#:~:text=Стратегия%20организации%20–%20это%20совокупность,преимуществ%20и%20других%20корпоративных%20целей (дата обращения: 12.06.2024).
10. Красовская И.П., Гайсина А.Д., Савельева В.А. Развитие народных художественных промыслов как направление реализации российской политики импортозамещения // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 1 (11). – С. 203–208.
11. Люля В.В. Управление ресурсосбережением на промышленных предприятиях России. Вестник ОрелГИЭТ. 2022. № 1(51). C. 121–126.
12. Магомедов А.Д., Юсупов Х.А. Структура ремесленных специальностей традиционных промыслов Дагестана конца ХIХ – нач. ХХ в. (по материалам Кубачи, Харбука, Амузги) // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 6 (120). – С. 16–21.
13. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент / Ю. А. Маленков. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2022. 224 с.
14. Маллаева М.И., Алиева Ж.М. Возрождение сферы народных промыслов как фактор развития экономики Республики Дагестан // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 4, № 8. – С. 377–381.
15. Москвин, С.Н. Управление стратегическими организационными изменениями в условиях экономики, основанной на знаниях: монография. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 99 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/443101 (дата обращения: 12.06.2024).
16. Никифорова А.А., Акимова А.В. Народные художественные промыслы в структуре туристских маршрутов // Economic Sciences. 2023. № 3. – С. 8–12.
17. Общественные науки в проекции развития современного социума (экономические науки): сборник статей по материалам 6 Международного молодежного научного форума, 19 апреля 2023 г. / Акад. Труда и соц.отношений. – Москва : АТиСО, 2023. – 372 с.
18. Общественные науки в проекции развития современного социума (экономические науки): сборник статей по материалам 6 Международного молодежного научного форума, 19 апреля 2023 г. / Акад. Труда и соц.отношений – Москва: АТиСО, 2023. 372 с.
19. Оконникова Т.И., Погребова Е.С., Саранча М.А., Грачева Д.А. Исследование вовлеченности организаций народных художественных промыслов России в развитие туризма // Сервис plus. 2023. Т. 17, № 1. – С. 54–64.
20. Определения и описание стратегии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Https://plansys.ru/strategy/strategy-defenition/3tasks-of-strategy-development (дата обращения: 12.06.2024).
21. Основные этапы разработки и реализации стратегии // JobGrade. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jobgrade.ru/2013/01/20/основные-этапы-разработки-и реализац/#:~:text=Основными%20этапам%20и%20разработки%20и,стратегическом%20менеджменте%2C%20его%20пусковым%20механизмом (дата обращения: 12.06.2024).
22. Письменская Е.Б., Скоробогатых И.И. Народные художественные промыслы – возможность для развития экономики и несырьевого экспорта // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2022. № 38. – С. 193–200.
23. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М.Е. Портер. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 453 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1838939 (дата обращения: 12.06.2024).
24. Ромашова И.Б. стратегический менеджмент и управление изменениями в организации. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2023. – 101 с.
25. Симонова В.А., Задорнов К.С., Сенков В.А., Квач Н.М. Качественная оценка затрат и инвестиций в проекты информационной безопасности предприятий легкой промышленности // Индустриальная экономика. 2021. Т. 2, № 2. – С. 47–52.