Фрагмент для ознакомления
2
Принцип разделения властей имеет существенное значение с точки зрения практики государственного устройства, с начала его создания и до настоящего времени можно наблюдать значительные законодательные модификации в государственном устройстве большинства государств, в том числе и российского государства.
Принятие в 1993 году Конституции России способствовало законодательной фиксации данного принципа на конституционном уровне, что подчеркивает его значимость для государственном устройства документально, то есть законодательно.
Однако, подобное совершенно нельзя сказать о его непосредственной правоприменительной практике, так как российские законодатели обеспечили его реализацию путем внедрения системы «сдержек и противовесов», которая является субсидиарным государственно-правовым элементом в данной концепции, ее сущность заключается в том, в создании невозможности узурпация власти посредством взаимного сдерживания ветвями власти друг друга.
Понятие исполнительной власти, как правового института трактуется российскими учеными, по-разному, большинство из них согласно с тем, что данная ветвь власти имеет некоторые весьма спорные и неоднозначные правовые характеристики, по этой причине она, в отличие от законодательной и от судебной обоснованно требует более детального научного исследования и изучения российскими учеными-государствоведами.
Российский ученый-государствовед, специалист в области российского конституционного права С. А. Авакьян тезисно охарактеризовал эту «ситуацию положения ветвей российской государственной власти, которая сложилась в нашей стране на сегодняшний день соответствуя принципу разделения властей, при характеристике Правительства в отношении его государственно-правового статуса в системе разделения властей, по его авторитетному мнению, Правительство хотя и является высшим органом российской исполнительной государственной власти, все равно должно соответствовать тем конституционно-законодательным приоритетам, которые ставит Президент, так как оно подотчетно ему» .
Среди подавляющего большинства российских ученых-государствоведов, а также большинства российских правоприменителей в области государственного устройства, исполнительную власть принято трактовать «как определенный установленный действующим законодательством и наиболее эффективный способ управление государством, реализующееся и осуществляемый в государственном механизме посредством деятельности органов государственной власти» , также исполнительную власть принято определять, «как исполняющую нормы законодательства ветвь власти для урегулирования правоотношений в различных сферах жизни российского общества: в экономической, социальной-культурной, и административно-политической и иных сферах» .
Нельзя не согласиться с мнением М. В. Баглая с тем, «что именно на исполнительную власть в доктрине принципа разделения властей возложена роль исполнения законодательных актов, издаваемых законодательной властью, именно в этом проявляется их взаимодействие» , а по словам А. Ф. Ноздрачева в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» законодатели «хотели законодательно зафиксировать следующие аспекты деятельности исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей: обозначить принципы деятельности органов исполнительной власти; уточнить методику определения каждого вида органов исполнительной власти; изложить цели, задачи и направления деятельности каждого вида органов исполнительной власти» .
Представляется, что в настоящее время, в некоторых аспектах функционирования государственного устройства следует в некоторой степени ужесточить контроль органов исполнительной власти в некоторых сферах жизни российского общества и российского государства, но не за всеми сферами жизни, а за теми из них, где возможно дезинформация в интересах каких-либо групп, например, за некоторыми СМИ, так как дезинформация в отношении граждан приводит к манипуляции их сознанием и к дестабилизации государства.
Российский ученый, специалист в области российского конституционного права К. С. Вельский считает, что некоторые российские ученые убеждено утверждали, «в своих исследования, посвященных доктрине принципа разделения властей, что исполнительная власть в системе разделения властей гораздо полнее, чем законодательная, так как представляет единство, сущность, функциональную направленность государства» .
Правовая сущность исполнительной власти, установленная Конституцией, познается российскими учеными, специалистами в области российского конституционного права в их научных исследованиях на основе рассмотрения и правового анализа и в тесной взаимосвязи научной доктрины теории государственной власти и научной доктрины теории разделения властей.
Каждая из существующих ветвей государственная власти в современной России в соответствии с ее правовой сущностью и содержанием, основанном на нормах действующего российского законодательства обладает определенной самостоятельностью, поэтому при их правовой характеристики нельзя утверждать, что какая-то из ветвей российской государственная власти является главной и приоритетной.
Органы законодательной ветви власти, органы исполнительной ветви власти, а также органы судебной ветви власти выполняют имеющиеся у них и установленные им действующим российским законодательством направления деятельности государственной власти, существующие возможные компетенционные и функциональные недостатки в любой момент могут повлечь за собой определенные нарушения принципов функционирования правового государства.
Между тем в научной юридической литературе различными российскими учеными-государствоведами, специалистами в области, как конституционного права, так и конституционного законодательства, исполнительная ветвь власти, по сравнению с иными ветвями власти исследуется более детально, подробно и основательно.
Объясняется это тем, что исполнительная власть характеризуется российскими учеными при раскрытии ее правовой сущности «определенной самостоятельностью, несмотря на то, что она самым тесным образом активно взаимодействует другими ветвями власти» , которая при этом, «являясь самостоятельной ветвью, тем ни менее нуждается в законодательном реформировании, способствующем более эффективному воплощению принципа разделения властей».
Анализируя правовую сущность организационного аспекта функционирования исполнительной власти, следует заметить, что в соответствии с действующим законодательством ее органы не входят в структуру органов власти, но, говорить об полной ее самостоятельности нельзя, так как она относительна, находясь под контролем судебной власти, в частности: «функциональный аспект исполнительной власти выражается в главенствующей цели, выражающейся в необходимости исполнения законодательных актов, состоящее в работе по руководству различными сферами общественной жизни» .
Для обеспечения выполнение исполнительной властью требований нормативно-правовых актов, органы исполнительной власти, как субъекты управления исполнительных органов обязаны в соответствии с действующим российским конституционным законодательством обладать процессуально-правовым статусом, процессуально-правовым механизмом для реализации их процессуально-правовых властных полномочий, которые в доктрине науки конституционного права характеризуются по своей правовой сущности, как распорядительство.
В данном случае понятие распорядительство понимается и трактуется российскими учеными, специалистами в области российского конституционного права, как использование органами российской исполнительной власти необходимых им властных полномочий, которыми они законодательно наделены российским законодательством, так как они на основании норм действующего российского законодательства осуществляют деятельность, как исполнительного, так и распорядительного характера.
Особую конституционно-правовую роль и конституционно-правовое значение в деятельности исполнительной ветви власти играет такой структурный элемент ее системы как Правительство, которое в соответствии с действующим законодательством является высшим исполнительным органом власти, которое в соответствии с российским законодательством осуществляет исполнительную власть посредством его органов, обеспечивая на законодательной основе их взаимодействие и согласованность, реализуется посредством исполнение ими российского законодательства.
Исполнительная власть занимает в государственном механизме особое место, она, относительно самостоятельна, при этом, под ее самостоятельностью «в доктрине системы разделения властей российскими учеными пониматься определенная совокупность контрольных и надзорных функций со стороны иных ветвей власти, в частности, как законодательной власти, так и судебной власти».
Следовательно, на основании конституционно-правового анализа исполнительной власти в доктрине разделения властей и его реализации в государственном механизме, можно достаточно уверено утверждать о том, что, несмотря на все законодательные пробелы, исполнительную власть нужно подвергать определенным законодательным изменениям в соответствии с требованиями времени.
А начатая в Российской Федерации законодательная реализация разделения властей не может иметь обратной силы, так как это будет означать отказ от идеи создания правового государства как такового, либо от этих двух правовых явления непосредственно, а именно от правового государства и от принципа разделения властей, так как они тесно взаимосвязаны и непосредственно взаимодействуют между собой.
Соответственно, доктрина принципа разделения властей реализуется в виде ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, помогая осуществит ту государственно-правовую модель российского государства, в котором присутствует, в первую очередь верховенство российского законодательства, а высшим благом является права и свободы человека.
Законодательно соблюсти данные конституционно-правовые категории помогает соответствующее конституционное ограничение российской государственной власти, в частности именно доктрина концепции разделения властей, которая является основой и потенциальной возможностью возникновения и существование правового государства, а следовательно принцип разделения властей достигает необходимого результата своей реализации в российском государственном механизме, в том числе создание правового государства только путем добросовестного исполнения всех целей и задач, поставленных перед ним, а именно в категорическом отсутствии малейших признаков задатков каждой ветви российской государственной власти к незаконному захвату и узурпации власти в российском государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 (ред. от 15.07.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.11.2020)
4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 27.03.2023)
5. Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. N 4- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 06.11.2020, N 45, ст. 7061.
6. Авакьян С. А. Современные проблемы организации публичной власти: монография. – М., 2022. – C. 145
7. Авакьян, С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. – М.: РЮИД, «Сашко», 2022. – 528 с.
8. Вельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 2020. – № 3. – С. 15
9. Вишняков, В. Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10. – С. 18-20. (дата обращения 05.06.2024)
10. Исполнительная власть в Российской Федерации: теория и практика ее осуществления: учебное пособие / под ред. А. И. Бобылева. – М., 2023. – С. 35
11. Конституционное право / под ред. М. В. Баглая, Л. М. Энтина. – М., 2023. – 832 с
12. Лапина М. А. Реализация исполнительной власти в России –М., 2022. –С. 142.
13. Маркина, Э.В. К вопросу о совершенствовании государственного управления в сфере миграции / Э.В. Маркина, Ю.Н. Сосновская // Вестник Московского университета МВД. – 2022. - № 1. – С. 119 - 121
14. Минина А.А., Перепадя О.А. Некоторые перспективы юридического образования в современных условиях // Национальное правосознания и качество юридического образования в условиях информацизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2021.
15. Минх, Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт / Г.В. Минх // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 89 – 98. (дата обращения 05.06.2024)
16. Минченко О.С. Взаимосвязь структурной оптимизации и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 1. – С. 41–59
17. Ноздрачев А. Ф. Административная реформа: российский вариант // Законодательство и экономика. – 2021. – № 8. – С. 17.
18. Ноздрачев А. Ф. Административная реформа: российский вариант // Законодательство и экономика. – 2021. – № 8. – С. 18
19. Перле, А. Анализ результатов построения системы управления округом на втором этапе формирования войск национальной гвардии Российской Федерации, проблемные вопросы и пути их решения с учетом перспектив строительства и развития войск / А. Перле, И. Дресвянников // Академический вестник войск Национальной гвардии Российской Федерации. – 2019. - № 3. – С. 8 – 17
20. Прокофьев, В.Н. Полномочия Президента России в призме компонентов его конституционно-правового статуса / В.Н. Прокофьев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 2. - С. 158-163 (дата обращения 05.06.2024)
21. Реформа Минобрнауки: причины и следствия // Учительская газета. – 2018. - № 21. URL.: http://www.ug.ru/archive/74631 (дата обращения 06.05.2024)
22. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. – Т. 1. –М., 2019. –С. 89.
23. Тихонов К.А. Целесообразный отказ от прямых выборов и введение системы назначения глав субъектов Российской Федерации / К.А. Тихонов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. N 2(127). С. 118 - 125
24. У Росгвардии нет второстепенных задач // Военно-публицистический и литературно-художественный журнал войск национальной гвардии Российской Федерации «На боевом посту». – 2019. - № 1. – С. 2 – 12.
25. Чепурнова, Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации / Н.М. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД. – 2019. - № 2. – С. 84 – 94