Фрагмент для ознакомления
2
Социализация представляет собой процесс, при котором человек становится частью общественной системы путем усвоения ее норм, правил, ценностей, знаний, умений и привычек, что позволяет ему эффективно адаптироваться и функционировать в обществе.
Социализация является процессом адаптации человека к окружающему миру. Люди с низким уровнем социализации часто испытывают трудности в адаптации к межличностному общению. Они могут испытывать проблемы с выражением своих мыслей и идей, а также с принятием правил и норм общества. Низкий уровень социализации может быть вызван различными факторами, такими как недостаток воображения, страх перед необычными идеями или нежелание отступать от привычного. Такие люди обычно более консервативны и предпочитают придерживаться традиционных подходов. Они могут испытывать трудности в установлении социальных связей, так как им может быть сложно найти общие интересы с другими людьми. Они могут чувствовать себя неуклюжими в общении, что может привести к исключению из коллектива или созданию преград в установлении глубоких и долгосрочных отношений. Однако, важно понимать, что низкий уровень социализации не является окончательным приговором. С развитием навыков и усилий, возможно изменить свою способность к социализации. Люди с низким уровнем социализации могут посещать мастер-классы, чтение книг и участие в других активностях, которые помогут развить их способность к развитию в общественной среде. Однако, важно помнить, что каждый человек способен развивать и улучшать свои навыки, включая креативность и социализацию.
Виды социализации.
Первичная социализация.
Однако, наряду с ролью семьи, огромное влияние на первичную социализацию ребёнка оказывает и его окружение - друзья, школа, садик, массовая культура и т.д. Вместе они формируют представления ребёнка о том, каким должно быть общество, какие нормы и ценности в нём существуют. На низком уровне креативности, процесс первичной социализации может быть достаточно "жёстким" и стереотипным. Ребёнок принимает уже существующие шаблоны и установленные правила общества без особых изменений или критического мышления. Таким образом, низкий уровень креативности может ограничивать ребёнка в его способности видеть и воспринимать мир в своём уникальном свете. Он склонен следовать уже установленным правилам и не искать новые, нетрадиционные решения или подходы. Однако, не следует считать, что низкий уровень креативности полностью исключает возможность социализации и развития ребёнка. Все люди уникальны и имеют свои способности и таланты. Для успешной социализации на любом уровне креативности важно, чтобы окружающие поддерживали и стимулировали развитие этих индивидуальных особенностей. Более того, низкий уровень креативности может быть преодолён через образование, саморазвитие и работу над собой. В итоге, хотя низкий уровень креативности может представлять некоторые ограничения, социализация и развитие личности возможны в любых условиях. Важно помнить, что креативность - это не единственный фактор, определяющий успешность и счастье в жизни, и каждый человек имеет свои уникальные способности и сильные стороны.
Ресоциализация, или вторичная социализация.
Период, когда человек старается адаптироваться к новой среде и принять новые нормы и ценности. В данном процессе происходит преодоление старых привычек и усвоение новых образцов поведения. Однако изменения, которые происходят при ресоциализации, не настолько существенны, как изменения, происходящие в первичной социализации.
Групповая социализация.
Такая социализация помогает подростку адаптироваться к группе и вписываться в ее культуру. Он может учиться новым навыкам, развиваться и укреплять свою идентичность в контексте группы. Кроме того, социализация среди сверстников может способствовать формированию долгосрочных дружеских связей и поддержке социальной опоры в периоды изменений и трудностей. Однако стоит отметить, что при ограничении социализации только внутри одной группы, у подростка может отсутствовать возможность получить разнообразные опыты и знакомства с разными социальными структурами. Это может ограничить его развитие и негативно сказаться на его способности приспосабливаться к новым средам и ситуациям. Поэтому, несмотря на пользу социализации среди сверстников, важно также участвовать в различных социальных активностях, встречаться с людьми разного возраста и интересов. Только так подросток сможет расширить свой кругозор и развить более высокий уровень социализации.
Гендерная социализация.
В соответствии с общепринятыми социокультурными нормами и представлениями о половых ролях. Однако, в некоторых случаях, эта гендерная социализация может быть ограничена в своей креативности и оригинальности. Например, когда роли и ожидания, соотносящиеся с каждым полом, строго диктуются обществом и не допускаются какие-либо отклонения. В таких случаях, индивиды с низким уровнем креативности, когда они не представляют собой большого интереса для развития и поощрения своих уникальных идей и выражения личности. Идеальным примером такой низкой креативности может служить ситуация, когда мальчикам навязывается исключительно мужское хобби и занятие, такие как футбол или автомобили, а девочкам, напротив, ограничиваются уходом за куклой или заботой о домашних делах. Эти представления и ожидания могут ограничивать и подавлять их способности и желания выйти за рамки этих стандартных ролей.
Таким образом, низкий уровень гендерной социализации может приводить к ограниченному мышлению, недостатку новаторства и смелости пробовать что-то новое и уникальное. Это может ограничивать индивидуумов в их развитии и осуществлении своего потенциала в различных областях жизни. Поэтому, важно, чтобы гендерная социализация была основана на поощрении и поддержке выражения индивидуальности и креативности каждого пола, а также признавала и ценила различия и разнообразие между людьми. Это поможет создать более равные и инклюзивные общества, где каждый человек имеет возможность развиваться и проявлять свои уникальные способности и таланты.
Организационная социализация.
Организационная социализация может проходить в форме официальных тренингов, обучающих программ, внутренних семинаров или индивидуальной адаптации под руководством опытных сотрудников. Однако, уровень креативности в данном процессе обычно является низким. На этапе социализации новичку преимущественно передаются конкретные инструкции, правила и процедуры, которые нужно соблюдать. Это помогает новому сотруднику быстрее вписаться в организационную среду.
Досрочная социализация.
Прежде всего, досрочная социализация позволяет детям экспериментировать с различными социальными ролями и задачами. Это помогает им лучше понять, как функционируют отношения между людьми и какие ожидания связаны с различными ролями в обществе. Например, игра в дочки-матери позволяет девочкам узнать о материнстве и родительских обязанностях. Во-вторых, ролевые игры способствуют развитию социальных навыков. Во время игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, участвовать в совместных действиях и решать конфликты.
Здесь может помочь диагностика личностной конфликтности и агрессивности Ильина и Ковалёва. Метод, разработанный для оценки уровня конфликтности и агрессивности у личностей Ильина и Ковалева. Данный метод основан на использовании специальных психометрических тестов и вопросников, которые позволяют выявить особенности их поведения, эмоциональных реакций и межличностных отношений, связанных с конфликтами и агрессией. Этот метод предлагает различные сценарии и ситуации, в которых испытуемые могут проявлять конфликтность и агрессию.
Они также могут улучшить свои коммуникативные навыки, адаптироваться к различным ситуациям и проявлять эмпатию к другим людям. Однако, досрочная социализация имеет и свои негативные стороны. Первое, игры взрослых ролей могут стать источником стресса для детей. Если они играют роли, не соответствующие их возрасту и опыту, это может вызывать у них путаницу и неудовлетворенность. Кроме того, дети могут подвергаться негативному влиянию взрослых, адаптируя свое поведение и убеждения под имитацию взрослых ролей моделей. В целом, досрочная социализация является непременным этапом развития ребенка и частью его познавательного опыта. Однако это может быть двойственным занятием, с положительными и отрицательными последствиями для ребенка. Поэтому, важно обеспечить адекватную поддержку и руководство со стороны родителей и педагогов, чтобы помочь детям максимально использовать потенциал таких игр и избежать возможных негативных последствий.
1.2 Социальная адаптация.
Социальная адаптация- процесс активного общения и взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
Адаптация происходит на трёх уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом уровне адаптация подразумевает возможность организма человека поддерживать свои жизненно важные функции в условиях переменных внешних факторов. Это включает в себя регулировку температуры тела, поддержание уровня питания и водного баланса, а также возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. Однако, если говорить о креативности, то она скорее связана с психологическим уровнем человеческой адаптации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
2. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
3. Кон И. С. Социализация // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 629. — 840 с.
4. Социализация / Симонова О. А. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 749.
5. Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики) // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 337–344
6. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. – М. : МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
Психология: учебник для гуманитарных вузов. / под ред. В. Н. Дружинина. — М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2003. — С. 83-86, 122—128. — 656 с
7. Большая Российская энциклопедия, сай: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 02.06.2024)
8. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школинтернатов. М., 2007. 176 с
9. Воспитание и развитие детей в детском доме : хрестоматия / ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996. 91 с.
10. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот : методи. пособие. Калининград, 2010. 108 с.
11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту (Под ред. Дубровиной И.В.). -М., 1987., С.318
12. Социальные проблемы сиротства. -М.,1992., С.228
13. Социальная психология. Под ред. Петровского. -М.,1997.,С.115
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994., С.439
15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -М. , 1990, С.256
16. А. Козлова; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.
17. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с.
18. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 280 с.
19. Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования : учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 164 с
20. Фуряева, Т. В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с.
21. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: социальное воспитание: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев ; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 392 с.
22. Вильсон, Гленн Ваша личность. Узнайте причины Ваших успехов и неудач / Гленн Вильсон. - М.: Когито-Центр, 2020. - 174 c.
23. Елисеев, О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. - М.: Псковского областного института усовершенствования учителей, 2020 - 280 c.
24. Курек, Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь / Н.С. Курек. - М.: Москва, 2019. - 245 c
25. Личность и власть: интеркультурный диалог. - М.: Московский философский фонд, 2020. - 175 c.
26. Тадеуш, М. Ярошевский Личность и общество / Тадеуш М. Ярошевский. - М.: Прогресс, 2020 - 544 c.
27. Петров, И.Ф. Формирование личности и социализация / И.Ф. Петров // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 2 (2). С. 52-53.
28. Пивоварова, И.В. Функции семьи в процессе социализации личности ребенка / И.В. Пивоварова, Л.М. Пилипенко // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 228.
29. Серебрякова, Н.В. Современные подходы к социализации личности / Н.В. Серебрякова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-7. С. 128-129.