Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие выносливости и ее роль в физическом воспитании учащихся актуально для всех возрастных групп. На формирование выносливости влияют многие факторы. Основными факторами являются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также изменения гомеостаза центральной нервной системы, возникающие при длительной работе в закрытых помещениях. Снижение общего уровня работы человека приводит к снижению эффективности его деятельности, вследствие чего возникает низкая самооценка. Поэтому важно развивать выносливость – важнейшее качество человека, которое заключается в способности эффективно противостоять негативным факторам внешней и внутренней среды и повышать работоспособность.
Глава I. Теоретические аспекты развития выносливости на уроках физической культуры
1.1 Понятие о выносливости
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению при мышечной деятельности [5].
Уровень выносливости – это продолжительность времени, в течение которого мышечная активность выполняется с определенным типом и интенсивностью. Например, при циклических видах движения (ходьба, бег, плавание и т. д.) измеряется наименьшее время преодоления определенного расстояния.
В спорте и боевых искусствах двигательная активность измеряется с течением времени. В видах координационной деятельности, связанных с точностью движений (гимнастика, фигурное катание и др.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения [1].
Поскольку продолжительность тренировки ограничена усталостью, выносливость также можно определить, как способность организма противостоять утомлению.
Усталость или утомление – состояние организма, вызванное длительной или энергичной деятельностью и характеризующееся снижением работоспособности. Усталость возникает через определенный промежуток времени после начала и проявляется в невозможности продолжать деятельность с той же эффективностью.
Общая выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важной частью физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой формирования специфической выносливости.
1.2 Психофизиологические особенности школьников 7-8 классов
Каждая возрастная группа детей характеризуется строением и функциями систем организма, психологическими особенностями, уход за ними необходим для рационального физического воспитания. Информация о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы включается в организацию учебно-тренировочной деятельности.
Тело детей и подростков во многом отличается от тела взрослых, потому что они постоянно растут и развиваются. У мальчиков в 13-14 лет отмечается подростковый возраст. С физиологической точки зрения этот возрастной период — начало полового созревания — характеризуется перестройкой и регуляцией функций всех элементов опорно-двигательного аппарата, интенсивностью обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Отличительными признаками также являются: повышенная интенсивность роста, усиленный обмен веществ, повышенное потребление кислорода, интенсивная деятельность желез внутренней секреции [20].
Важные показатели физического развития: рост (длина тела) и вес (масса тела). Наибольший их рост происходит в подростковом возрасте. В течение года рост увеличивается на 6-7, даже 10 см, причем резкое увеличение роста наблюдается с 12 лет, а веса - с 13 лет. Это подтверждают и средние данные, которые составляют 155-161 см, а типичная для этого роста масса тела 47-50 кг. Следует отметить, что масса тела увеличивается одновременно с ростом, но ее увеличение отстает. В этом возрасте костная система находится в состоянии ускоренного развития в подростковом возрасте. Наиболее интенсивно удлиняются трубчатые кости верхних и нижних конечностей, поэтому характерным признаком подростка являются длинные тонкие ноги. Вместе с ростом увеличивается и масса тела, но ее увеличение отстает от максимального прироста роста. Процесс окостенения продолжается, а микростроение опорно-двигательного аппарата еще не достигло взрослого уровня. В возрасте 14-15 лет изменяется позвоночник, основная часть тела [12].
К этому возрасту формируются новые точки окостенения в виде пластинок, которые к 20 годам срастаются с телом позвонка. Завершается формирование искривления поясничным сгибанием – в зрелом возрасте полное сращение костных эпифизарных дисков с телом позвонка занимает от 15 до 24 лет. Эластические связки и недоразвитая мускулатура делают позвоночник подростка подвижным и гибким, что может привести к различным деформациям позвоночника. Рост груди продолжается во взрослом возрасте, особенно в период полового созревания. В 12-13 лет окружность грудной клетки мальчиков составляет 67-73,2 см. Следует соблюдать особую осторожность при прыжках с высоты на твердую поверхность, чтобы избежать вывиха и последующего смещения сухожилий [19].
1.3 Методика развития выносливости у школьников посредством соревновательного метода
Физические качества улучшаются во время учебной деятельности. Необходимо предъявлять определенные требования к методике обучения физическим качествам в период формирования организма. В частности, по полноте воздействия, пропорциональности нагрузок и функциональности возможностей растущего организма факторы воздействия соответствуют особенностям молодых этапов развития [3]. Основным требованием к воспитанию физических способностей в школьном возрасте является обеспечение связи с развитием и совершенствованием двигательных навыков.
Под средством обучения понимаются физические упражнения, а методы относятся к способам применения этих упражнений. Однако в связи со сменой обстановки и высокой вариативностью движений в спорте возникают некоторые трудности в интерпретации этих понятий. Поэтому рекомендуется определить следующие термины:
- приемы - специальные действия, ведущие к победе в спортивных соревнованиях;
- подготовительные мероприятия - упражнения, в которых усваивается данный прием;
- методы- способы (вариации) использования упражнений (внешние или внутренние воздействия) в процессе воспитания, обучения или восстановления;
- упражнение - освоение, совершенствование каких-либо умений (навыков), как правило, занятие, проводимое в режиме повторения [9].
Упражнения делятся на две группы – общетренировочные и специально-подготовительные. Первые в основном включают в себя общеразвивающие упражнения, спорстменам следует создать необходимые условия для овладения основными приемами игры, достижения разносторонней физической подготовленности и укрепления здоровья. Последние заключаются в достижении необходимых физических качеств и двигательных навыков [8].
Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у школьников специальных физических способностей. Подводящие упражнения – это отдельные элементы сложнокоординированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация.
Глава 2. Методика развития выносливости школьников на уроках физической культуры средствами соревновательного метода
2.1 Методы и организация исследования
Для реализации поставленных задач использовался определенный состав методов:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Наблюдение;
3. Опрос, собеседование;
4. Тестирование;
5. Теоретическое моделирование (проектирование).
6. Системный анализ.
Для выявления особенности физической подготовки школьников была проведена диагностика развития выносливости.
Эксперимент проходил на базе.
В эксперименте принял участие 13 мальчиков и 12 девочек. Общую совокупную выборку составили 25 обучающихся 7 класса.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (), с целью определения темы курсовой работы, были проанализированы научно-методические источники, в которых рассматриваются темы организации развития выносливости на уроках физической культуры. На основании изученных вопросов была выявлена актуальность исследования, составлены объект и предмет исследования, следовательно, цель и задачи исследования, гипотеза исследования, описана теоретическая база исследования. На данном этапе были подобраны дети - участники педагогического эксперимента, предварительно проводилось с ними первое тестирование на предмет оценки уровня выносливости. В итоге смогли организовать группу испытуемых в количестве 25 человек.
2.2 Описание экспериментальной методики
Повышение выносливости рассматривались как часть единого процесса физической подготовки и осуществлялась параллельно на каждом занятии.
В ходе занятия 20 минут было посвящено изучению и совершенствованию элементов физической подготовки. Затем в течение 20 минут проводились подвижные игры или эстафеты с основным упором на развитие выносливости.
В экспериментальной группе уроки имели:
-Трехчастное строение (подготовительная, основная, заключительная части);
-Длительность одного занятия – 40-50 минут;
-Частота уроков-3 раза в неделю;
-Преимущественно беговая направленность нагрузки.
Структура и особенности педагогической методики представлены на рисунке 1.
Принцип сознания и деятельности:
- понимание и понимание учащимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического движения;
- самоанализ способности решить двигательную задачу, после повторения, последующая корректировка действий человека. о работе.
Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления о изучаемом материале на разных этапах развития на основе зрительного восприятия различных видов деятельности.
Принцип удобства и индивидуализации, а также принцип постепенности основан на предварительной оценке исходного уровня подготовки и индивидуальных возможностей, а затем, используя методическое правило, подборе возможных задач «от простого к сложному».
Принцип системности и последовательности требует четкого планирования и регулярности тренировок.
Практическая реализация принципов обучения требует использования адекватных инструментов и методов.
Педагогическая методика состояла из трех частей (этапов).
Подготовительная часть, которая определялась разминкой и/или аэробику, количеством упражнений от 10 до 30. В течение 15 минут воспитанникам показывались движения (форма, амплитуда, направление, отдельные позиции и т.д.).
Основная часть содержала общие и специальные статические и динамические упражнения на 25-30 минут. На этом этапе активную совместную работу воспитанников и тренера можно рассматривать как коррекцию, упражнения проводятся самостоятельно под строгим надзором.
Заключительная часть предназначена для развития физических качеств путем растягивающих и релаксационных пассивного характера в течение 10-20 минут.
2.3 Сравнительные результаты эффективности экспериментальной методики
После проведения педагогического эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития выносливости.
Оценка уровня координационных способностей показала, что большинство спортсменов обладают средними значениями уровня развития координации (Таблица 2).
Таким образом, уровень развития выносливости у школьников не достигает нормативных значений. Из результатов первого тестирования до начала эксперимента с экспериментальной группой видно, что существенной разницы с контрольной группой не выявлено.
Данный вывод говорит о том, что необходимо более детальное построение цикла тренировочного процесса.
После проведения педагогического эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития выносливости школьников на уроках физической культуры.
Результаты уровня развития выносливости школьников представлены в таблицах 3 и 4.
Заключение
Анализ литературных источников по теме исследования позволили прийти к следующим выводам:
- общая выносливость является основой для высокой физической работоспособности, которая нужна для успешной деятельности школьника. Чем выше уровень общей выносливости и, значит, способности сердечно-сосудистых, дыхательных и других функциональных систем, которые обеспечивают уровень аэробной производительности, тем лучше условия для успешного улучшения в любой форме спортивной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андриянова, Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте / Е.Ю. Андриянова // Физическая культура воспитание, образование, тренировка - №3. – 2009 – с. 55
2. Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов // Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.).- М: Просвящение, 2011.- 9-10с.
3. Бельский, И.В. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры и спорта учащейся молодежи / И.В. Бельский - сборник статей - М.: Минск 2008 - 218 с.
4. Волков, Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее / Н.И. Волков, С.В. Ионов - 2009 - №10. - С.21-24.
5. Гужаловский, А.А. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей / А.А. Гужаловский, В.П. Попов - М. Физкультура и спорт, 2006
6. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеству школьников / А.А. Гужаловский.- Минск, 2010 - 87 с.
7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. — 6-е изд., перераб. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013 — 288 с.
8. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. Каганов.- М.: Знание, 2011 - 98 с.
9. Карасева, А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
10. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе.- М.: Просвещение, 2008.- 7-9с.
11. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
12. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2010 - 192 с.
13. Лях, В.И. Физическая культура Методические рекомендации 5-7 классы / В.И. Лях, М. «Просвещение», 2015 г.
14. Макеева, В.С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / В.С. Макеева. - Москва: ИЛ, 2013 — 315 c.
15. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2005. - 384 с.
16. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
17. Ползикова, Т.М. Особенности воспитания скоростной выносливости у старших школьников / Т.М. Ползикова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-skorostnoy-vynoslivosti-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 06.06.2024).
18. Сухарев, В.М. Методы развития выносливости. Теория и методика физического воспитания / В.М. Сухарев – М.: – 2002 – №8. – С. 242 – 245
19. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2014 - 287 с.
20. Швыков, И.А. Футбол в школе: учебное пособие / И.А. Швыков. - М.: Терра и спорт, Олимпия Пресс, 2012. - 144 с.
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.