Фрагмент для ознакомления
2
Жанр портрета происходит от французского слова "portrait", что означает "изображение черт в черту", "носитель черт". Это слово происходит от латинского глагола "protrahere", что означает "извлекать наружу, обнаруживать". Со временем это слово приобрело значение "изображать, портретировать". В русском языке слову "портрет" соответствует слово "подобен". Основным критерием портрета является сходство изображения с моделью, но также важно передать художником не только внешнее сходство портретируемого, но и его индивидуальность, черты характера, эмоциональное состояние, особенности времени и социальной среды .
Портрет – это изображение человека, передающее его внешность, эмоции, характер, внутренний мир и особенности. С самых древних времен люди стремились изображать себя и других людей, чтобы сохранить память о себе и своих близких, показать свое положение в обществе и свой статус. Портрет стал одним из самых важных жанров искусства, который развивался на протяжении всей истории изобразительного искусства.
Портрет в первобытном обществе и был тесно связан с религиозными обрядами и ритуалами. В те времена портреты создавались для того, чтобы сохранить память о важных людях, которые ушли из жизни.
Самая древняя попытка изобразить человеческое лицо была предпринята около 27 тысяч лет назад. Она была найдена в пещере Вильонер, которая находится рядом с городом Ангулем в департаменте Шаранта . Изображение было сделано мелом прямо на стене пещеры, которая имела естественные выпуклости, напоминающие форму лица. На рисунке можно увидеть прочерченные линии, которые представляют глаза, рот и нос. Это древнее произведение искусства является важным свидетельством развития человеческого творчества и способности выражать себя через искусство.(Приложение. Иллюстрация 1)
Истоки портрета уходят в далекое прошлое. Самые ранние примеры портретов можно найти в искусстве Древнего Востока, особенно в древнеегипетской скульптуре. В то время портреты выполняли определенные религиозные и магические функции. Считалось, что портрет служил своего рода двойником человека в загробной жизни, поэтому важно было передать индивидуальные черты конкретного человека, несмотря на общие канонические стандарты изображения.
В Древней Греции в эпоху классики были созданы обобщенные, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов и общественных деятелей. К концу V века до нашей эры греческий портрет стал более индивидуализированным, что особенно заметно в работах таких мастеров, как Деметрий из Алопеки и Лисипп. В период эллинизма (конец IV - I век до нашей эры) портрет стал более драматизированным.
Вершину развития античного портрета мы видим в искусстве Древнего Рима. В этот период интерес к конкретному человеку значительно возрос, что привело к расширению круга портретируемых. Основу художественной структуры многих римских портретов составляла четкая и тщательная передача уникальных черт модели, сохраняя при этом определенное единство индивидуального и типического начал.
В период империи некоторые художники обращались к идеализированному портрету, иногда с элементами мифологии. Лучшие образцы древнеримского портрета отличаются жизненной достоверностью и психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, помимо бюстов и статуй, широко использовались портреты на монетах, камеях и других предметах, а также живописные портреты.
Со временем портрет стал развиваться и приобретать новые формы. В Древнем Египте, например, были популярны рельефные портреты фараонов и знати. В Древней Греции появились живописные портреты, которые стали основой для развития этого жанра в Европе.
Фаюмские портреты - это погребальные портреты, созданные с использованием техники энкаустики в Римском Египте в I-III веках нашей эры. Они получили свое название в честь места, где была сделана первая крупная находка - оазиса Фаюм в Египте. Эти портреты были найдены в 1887 году британской экспедицией под руководством Флиндерса Питри. Фаюмские портреты имеют связь с традициями древневосточного портрета и религиозно-магическими представлениями, однако они также были созданы под влиянием античного искусства. Они создавались с натуры, имели явное сходство с конкретным человеком и в поздних образцах отражали особую духовность. (Приложение. Иллюстрация 2)
Одной из ключевых особенностей фаюмских портретов является использование тончайшего сусального золота. Фон некоторых портретов полностью покрыт золотом, на других золотом выполнены венки или головные повязки. Также золото используется для подчеркивания деталей одежды и украшений. Эта техника добавляет портретам особый шарм и делает их уникальными.
Перелом в истории портретного искусства произошел в эпоху Ренессанса, когда произошли значительные изменения в идеологии общества. Гуманистический реализм стал основой мировоззрения, и личность стала играть ключевую роль. Это отразилось и в искусстве, в частности, в портретах.
Мастера Высокого Возрождения, такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан и Тинторетто, внесли свой вклад в развитие портретного искусства. Они углубили содержание портретных образов, придав им интеллектуальную мощь, чувство свободы и гармонии. Они также внесли новшества в технику и выразительность искусства, включая воздушную перспективу Леонардо да Винчи и колористические открытия Тициана.
Один из наиболее известных портретов в мире, "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, был создан именно в этот период.( Приложение. Иллюстрация 3)
Среди немецких художников эпохи Ренессанса особое место занимает Альбрехт Дюрер, который известен своими великолепными портретами. Его работы в этом жанре очень многочисленны и интересны. Уже в своей ранней работе, портрете Освальда Креля, выполненном около 1499 года, Дюрер демонстрирует свои навыки и умение передать внутреннюю энергию и особенности характера модели. Отличительной чертой творчества Дюрера является также то, что автопортрет играет важную роль в его ранних работах. В 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, который считается одним из первых его автопортретов.( Приложение. Иллюстрация 4)
В XVII веке в Европе появился новый вид портрета – парадный. Это были большие картины, на которых изображались знатные люди в роскошных костюмах и окружении символов власти. Парадные портреты были призваны подчеркнуть статус и богатство заказчика.
Русская портретная школа развивалась своим путем, и к концу XVIII века она достигла высокого уровня качества, сравнимого с мировыми образцами. Важными представителями этой школы были Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский. Их творчество включало в себя различные жанры портретов, начиная от парадных и полупарадных, и заканчивая камерными. К концу века русская портретная школа характеризовалась такими чертами, как деликатность, вдумчивость, сдержанность, внимательность, добропорядочность и благовоспитанность, при этом не теряя элегантности.( Приложение. Иллюстрация 5)
В XIX веке портрет стал более интимным и личным. Художники начали создавать портреты близких им людей, друзей и родственников. Этот период характеризуется большим количеством автопортретов.(Приложение. Иллюстрация 6)
В 1757 году в Санкт-Петербурге была открыта Императорская Академия художеств, а в 1767 году в ней был создан отдельный портретный класс. До этого момента русские художники обучались портретной живописи, работая подмастерьями у опытных художников или беря уроки у известных европейских мастеров.
Во второй половине XVIII века портрет стал признанным жанром искусства, и Академия художеств начала активно поддерживать его развитие. Пятеро из первых девяти выпускников Академии были портретистами. Работы в этом жанре стали принимать на академические выставки, и художники могли получить звание члена-корреспондента Академии или даже академика, что позволяло им построить успешную карьеру. Например, Владимир Боровиковский получил звание члена-корреспондента за портрет Екатерины II в Царскосельском парке, а затем и звание академика за портрет великого князя Константина Павловича. В этот же период художники начали получать частные заказы.( Приложение. Иллюстрация 7)
Первая половина 19 века в России была полна драматических событий, включая войну 1812 года и последующее национальное возрождение. Эти события оказали большое влияние на общество и привели к росту интереса к изучению внутреннего мира и переживаний отдельных людей. Это, в свою очередь, способствовало развитию портретной живописи, которая позволяла художникам напрямую взаимодействовать с обществом и запечатлевать выдающихся современников. В России этот процесс имел свои особенности, поскольку искусство романтизма здесь приобрело героический оттенок, связанный с интересом к национальной культуре и истории.
В XX веке портрет претерпел значительные изменения. Появились новые техники и материалы, такие как фотография и кино. Однако, несмотря на все эти изменения, портрет продолжает оставаться одним из самых популярных жанров изобразительного искусства.
Изучение портрета в изобразительном искусстве имеет большое значение, так как этот жанр позволяет нам увидеть и понять историю и культуру разных эпох и народов. Портреты отражают социальные, культурные и исторические реалии своего времени, а также индивидуальные черты и характеристики людей, которые были важны для общества того времени.
Таким образом, изучение истории портрета в изобразительном искусстве помогает нам лучше понимать прошлое и настоящее, а также развивать наше собственное восприятие мира и искусства.
1.2. Основные элементы портрета в изобразительном искусстве
Портрет в изобразительном искусстве представляет собой особый жанр, главной задачей которого является передача внутреннего мира личности с помощью художественных средств. Художник в портрете делится своим видением мира, открывая зрителям его нравственные переживания, мечты и надежды.
На протяжении истории портрет отражал суть своей эпохи, однако главным всегда оставался художник и его замысел.
Портрет - это не просто изображение человека, где главное - внешнее сходство. Это сложное исследование психологии личности, внутреннего мира портретируемого. Главная задача портрета - создать конкретный образ человека, передать его характерные особенности, что требует от художника глубокого проникновения в личность изображаемого.
Портретный жанр - это сложный вид искусства, требующий от художника определенных навыков и качеств. Художник должен свободно владеть техниками рисования и живописи, иметь развитое воображение и чувство прекрасного. Кроме того, он должен уметь глубоко проникаться эмоциями и мыслями модели, чтобы передать ее внутренний мир через портрет. Особенность портретного жанра заключается в том, что модель - это не просто объект для изображения, а личность с богатым внутренним миром. Поэтому задача художника - передать эту глубину и уникальность личности в своем произведении.
Искусство композиции есть искусство нахождения образного решения, выражающего замысел художника. Поэтому все задания по композиции объединены одной общей целью – научить ученика сознательно и системно находить нужные для раскрытия в портрете образное решение.
Вместе с умением развивать тему приходит и умение обобщать. Ведь искусство художника заключается не в литературном пересказе фактов действительности, а в отборе и выражении главного, знакового в человеке. Обобщать – значит тонко чувствовать и понимать жизнь.
Основные элементы портрета в изобразительном искусстве включают различные компоненты, которые в совокупности создают законченный и выразительный образ. Рассмотрим основные элементы портрета:
1. Голова и лицо
- Пропорции: важно понимать анатомию головы и лица, чтобы правильно передать пропорции. Например, расстояние между глазами, высота носа и длина подбородка.
- Особенности: каждый человек имеет уникальные черты лица. Художник должен обращать внимание на форму глаз, носа, губ и ушей, чтобы передать индивидуальность модели.
- Выразительность: мимика лица передает внутренние чувства и настроение. Например, выражение глаз, уголки губ и положение бровей.
2. Волосы
- Форма и текстура: волосы могут быть прямыми, кудрявыми, короткими или длинными. Важно правильно передать их текстуру и динамику.
- Освещение: свет и тень играют важную роль в изображении волос. Они придают объем и реальность.
3.Тело и поза
- Постановка головы: положение головы относительно тела помогает передать характер и настроение персонажа.
- Плечи и руки: положение плеч и рук добавляет выразительности и динамики. Например, скрещенные руки могут указывать на замкнутость, а открытые – на доступность.
- Силуэт и форма: важно учитывать общий силуэт фигуры и позу, так как они помогают сформировать первичное впечатление о персонаже.
4. Одежда и Аксессуары
- Одежда: передает стиль, эпоху и социальный статус персонажа. Текстура ткани и детали также важны для реалистичности.
- Аксессуары: украшения, шляпы, очки и другие аксессуары могут добавлять характерные черты и индивидуальность.
5. Фон
- Пространство: фон помогает создать контекст и атмосферу портрета. Он может быть простым или сложным, но всегда должен дополнять основную фигуру.
- Цветовая гамма: цвета фона могут усиливать настроение и общую композицию портрета.
6. Свет и Тень
- Источник света: определяет как тени и блики распределены на лице и фигуре. Свет может быть естественным или искусственным.
- Контрастность: баланс между светлыми и темными участками помогает создать объем и глубину.
7. Цвет
- Цвет кожи: точное изображение тона кожи важно для реалистичности. Также имеет значение освещение и тени.
- Общий цветовой баланс: гармония между цветами влияет на общее восприятие портрета.
8. Выражение лица: Передача эмоций через мимику и жесты. Это ключевой элемент, который может рассказать зрителю о внутреннем мире модели. Тонкие нюансы улыбки или взгляда могут значительно влиять на восприятие портрета.
9. Материалы и техника: Изучение различных материалов (карандаш, уголь, пастель, масло) и методов их применения. Каждый материал имеет свои особенности и требует специфического подхода.
Эти элементы, взятые вместе, позволяют художнику создать живой и убедительный портрет, который выразительно передает характер и индивидуальность субъекта.
Типы композиций портретов могут быть следующими (Приложение. Иллюстрация 8)
1. Головной портрет, где изображена только голова человека.
2. Погрудные портреты или бюсты, где человек изображен до уровня груди.
3. Изображения людей по пояс.
4. Поколенные портреты.
5. Портреты во весь рост.
Угол поворота модели в портрете может быть различным (Приложение. Иллюстрация 9)
1. Фас или анфас, когда человек обращен к зрителю лицом.
2. Профиль, когда лицо или фигура повернуты боком к зрителю.
3. Три четверти, когда модель повернута к зрителю на три четверти.
4. Редко встречается поворот модели спиной к зрителю.
Портреты можно классифицировать по разным критериям, и нет единой модели для этого. Жанр портрета включает в себя различные виды и поджанры, которые могут быть классифицированы по разным признакам. Одной из основных классификаций является тип композиции или формат портрета. В этом случае портреты могут быть головными, погрудными, изображающими человека по пояс, поколенные или во весь рост.