Фрагмент для ознакомления
2
В условиях реализации ФГОС ООО у каждого из обучающихся школьников необходимо формировать личностные, предметные и метапредметные результаты. Они представлены в виде универсальных учебных действий (УУД). Учителю важно понимать, каковы учебные мотивы и познавательные интересы каждого школьника, какую они имеют динамику и др. Очень важно всё это адекватно соотносить с возрастом школьника.
Школьное образование является фундаментом всей последующей учебной деятельности субъекта. Именно в школьном возрасте существуют благоприятные условия для успешного формирования личности субъекта, в соответствии с требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени . Учителю важно создать для каждого из обучающихся развивающую образовательную среду, которая позволит говорить о личностно ориентированном образовании в современной образовательной среде.
Учение можно обозначить как ведущий вид деятельности школьников. Для успешной реализации образовательного процесса в школе педагоги используют в своей профессиональной деятельности различные инновационные образовательные технологии. К примеру, игровые педагогические технологии сегодня настолько широко используются в образовательной практике, что практически на каждом этапе урока можно использовать если не полностью дидактические игры, то хотя бы их элементы, или отдельные приёмы.
Каждый учитель знает, что процесс эффективного обучения всегда напрямую связан с познавательной активностью учеников. Учёные и исследователи В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко, и др., рассматривали многие эффективные методы обучения, которые бы позволили активизировать познавательный интерес школьников к предметному содержанию обучения. Они также отмечали, что чем старше становятся школьники, тем быстрее у них ослабевают учебная мотивация и познавательный интерес.
В отличие от традиционной образовательной модели, в системно – деятельностном подходе у школьника формируют предметные и метапредметные результаты, или УУД. Чтобы сформировать все те УУД, которые регламентированы ФГОС, педагогу необходимо быть не педагогом – транслятором ЗУН, а педагогом проектировщиком развивающей образовательной среды.
Помимо предметных знаний ученик должен овладеть всем набором УУД, личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными. Прежде всего, речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта каждым школьником. Педагоги сегодня часто говорят о формировании ключевых компетенций субъекта, которые по своему смыслу и содержанию перекликаются практически с каждой группой УУД. Лишь в этом случае можно говорить о саморазвитии и самосовершенствовании каждого ученика.
Ключевая компетенция может быть рассмотрена как совокупность сформированных у школьника всех групп УУД, но прежде всего, устойчивого предметного результата, который традиционно рассматривается как совокупность необходимых ЗУН по предмету. Это должно быть реализовано учителем в рамках каждого учебного предмета. При этом, личностные действия и сформированные УУД позволяют сделать учение школьника осмысленным.
Все УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах. Так, к примеру, сформированные у субъекта регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания .
Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем. Это крайне необходимо для каждого школьника, поскольку в ФГОС прописано обязательное использование учителем проектных и исследовательских технологий. В данном случае можно уверенно говорить, что, если учитель в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. После того, как ученик эту учебную информацию самостоятельно добыл, его задачей становится переработка и усвоение информации. Научить ученика этим действиям, в рамках освоения той, или иной учебной дисциплины, может только учитель.
При необходимости, ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Школьник должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов собственной учебной деятельности. Очень важно для школьника уметь ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. При этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга. Очень важное личностное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию.
Подходы к формированию всех групп УУД учащихся активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы .
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Этот же самый путь проходит ученик при формировании УУД. Если учителю удалось сформировать у школьников весь комплекс УУД, что проверяется в ходе соответствующей индивидуальной диагностики каждого ученика. Рассмотрим процесс формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий. Чтобы научить ученика, к примеру, ставить и формулировать проблемы, необходимо сформировать у него умение видеть проблемы и соответствующий для этого опыт.
Ученик должен хорошо понимать, что такое учебная проблема, поскольку раньше он никогда не сталкивался с подобным понятием. Это означает, что необходимо для начала получить соответствующее знание и выработать необходимое умение работать с этим на практике. Очевидно, что процесс этот не быстрый и достаточно трудоёмкий.
На большинстве уроков учитель знакомит учеников с новыми предметными знаниями, а в дальнейшем отрабатывает с ними соответствующие умения и навыки. Когда заканчивается учебная тема, или раздел, учитель должен на обобщающем уроке проверить у каждого из школьников сформированность всех образовательных результатов, которые заложены в ФГОС ООО и в основной образовательной программе.
Достижение, к примеру, такого ожидаемого результата, как умение ставить и формулировать проблему - это дело не одного урока, но возможно, что именно на обобщающем уроке школьники продемонстрируют свои предметные навыки и сформированные компетенции.
А.И. Савенков определяет проблему, как затруднение и неопределённость. Чтобы решить проблему, требуются соответствующие действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Для проведения обобщающего урока учитель подбирает специальные задания для проверки умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы и др. Подобного рода процессы могут быть использованы на любой учебной дисциплине с использованием дидактических игр.
Можно рассмотреть примеры соответствующих заданий, вопросов и упражнений, которые может подобрать учитель для обобщающего урока по учебной теме, с целью демонстрации сформированности соответствующих знаний, умений, навыков, и УУД у каждого школьника. Это могут быть задания и упражнения следующего характера:
1. Задания, которые позволят школьникам овладеть всеми логическими действиями. К ним относят анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Чтобы учителю всё это вместить в урок, ему необходимо владеть достаточно большим количеством образовательных технологий, в том числе, игровых и здоровьесберегающих. У школьников, ни при каких условиях, не должно возникать перегрузки и при этом должен быть учтён возраст детей и их психологические особенности.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ:
1. Историко-культурный стандарт http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы https://yandex.ru/search/?text=Концепция+преподавания+учебного+курса+«История+России»+в+образовательных+организация+Российской+Федерации&clid=2270456&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_B&lr=44 (дата обращения: 16.06.2024).
3. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017. https://zabir.ru/postanovlenie/razvitie/obrazovaniya/ (дата обращения: 16.06.2024).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402877920/ (дата обращения: 16.06.2024).
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.06.2024).
6.ФГОС ООО https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
ЛИТЕРАТУРА:
4. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Академический проект, - 2018. - 256 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - Москва: Издательский центр «Академия», - 2007. - 367 с.
6. Айзенк Г. Исследования человеческой психики [Текст] / Г. Айзенк, Москва. Айзенк. М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. - 480 с.
7. Баженов С.В. Мотивация и стимулирование деятельности / С.В. Баженов. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2018. - Том 7. - N 4. с. 84-85.
8. Бехтерев В.М. Феномены мозга / В.М. Бехтерев. – Москва: Аст. 2014. - 320 с.
9. Богатова Е.В. Психология XXI века. Российская психология в контексте мировой науки / Е.В. Богатова, В.Е. Василенко. // Материалы международной научной конференции молодых ученых. – Санкт-Петербург: Скифия-принт. 2016. - 336 с.
10. Верещагина Л.А. Психология потребностей и мотивация / Л.А. Верещагина, И.М. Карелина. - Москва: Гуманитарный центр. 2018. - 156 c.
11. Водяха Ю.Е. Психологическая диагностика сферы личности: лабораторный практикум / Ю.Е. Водяха. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2018. - 220 с.
12. Зайцева И.А. Внеаудиторная работа как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета) / И. А. Зайцева. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 134-137. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 10.06.2024).
13. Злобина Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2018. № 2. - С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 10.06.2024).
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2002. - 512 с.
15. Кныш О.Р. Мотивация личности. Теория Маслоу / О.Р. Кныш. - М.: SelfPub. 2019. - 32 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл-Академия. 2005. - 352 с.
17. Луя О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
18. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 105 с.
19. Медник С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 10.06.2024).
20. Мухомедеева Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - С.8-15.
21. Минков Е.Г. Мотивация. Структура и функционирование / Е.Г. Минков. - Москва: Феникс. 2014. – 416 c.
22. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях / С.Ю. Мычка. // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 74-77.
23. Надеждина В.М. Практическая психодиагностика. Тесты и методики / В.М. Надеждина. - Минск: Харвест. 2016. - 640 с.
24. Панченко Т.К. Психологические особенности людей / Т.К. Панченко [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/17924/ (дата обращения: 10.06.2024).
25. Психология личности: т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия / Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. - 512 с.
26. Психология личности: т. 2. Отечественная психология. Хрестоматия / Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. - 544 с.
27.Пащенко И.Ю. Значение игры для всестороннего развития личности / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 10.06.2024).
28. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Р. Чалдини. - Москва: Эксмо. 2019. - 416 с.