Фрагмент для ознакомления
2
В своей работе Избранные психологические исследования Л.С. Выготский указал, что письменная речь - это алгебра языка, наиболее сложная, труднодоступная форма преднамеренной и сознательной речевой деятельности человека. А.Р. Лурия также указывает на сложную психологическую структуру письменной речи, говоря, что ее развитие у ребенка протекает иначе, чем у ребенка. развитие разговорного языка.
В труде "Нарушения письма и чтения у праворуких и не праворуких школьников" О.Б. Иншакова описывает письменную речь как закрепление содержательной стороны речи специальными графическими знаками, что обязательно предполагает создание программы для произношения письменного текста, то есть программы для создания письменной речи, которая может быть использована для создания письменной речи [12].
Письменная речь включает в себя оперативную базу, устную и функциональную базу, и готовность к овладению самостоятельной письменной речью определяется, соответственно, достаточным уровнем сформированности всех ее компонентов.
Состояние слуха, зрения, а также психических функций, таких как память, внимание, эмоционально-волевая сфера, и степень их развития влияют на процесс формирования письменной речи. При нарушениях этих функций у детей возникают трудности в овладении письменной речью, которые характеризуются наличием стойких специфических дефектов - дисграфии.
На сегодняшний день навыки грамотности продолжают оставаться в значительной степени нарушенными, что говорит о важности изучения процесса формирования и развития письменной формы у детей. Данные вопросы детально прорабатываются в трудах таких исследователей, как В. Морган, А. Куссмауль, Рау Ф. А., Ф. Бахманн, Ф. Варбург, Ткачев Р.А., Мнучин С.С., Никашина Н. А., П. Рашбург, О. Ортон; Гаффер М.Е., Боскис Р.М., Левин Р.Е., Токарева О.А., Шуйфер Р.И., Спирова Л.Ф., Каше Г.А., Ястреб А.В., Бессонова Т.П.
В начале двадцатого века исследователи часто отмечали, что нарушения письма являются сопутствующим симптомом общей деменции, которая наблюдается только у умственно отсталых детей (Ф. Бахманн, Б. Энглер). В 1869 году У. Морган описал случай нарушения чтения и письма у ребенка с нормальным интеллектуальным развитием, который У. Морган определил как неспособность правильно писать и читать связно, без ошибок.
После этого наблюдения многие стали рассматривать нарушения чтения и письма как часть самостоятельной патологии речевой деятельности — А. Куссмауль, О. Беркан. Керр и Морган - английские офтальмологи, родоначальники теории нарушений чтения, - опубликовали работы, специально посвященные проблемам нарушения чтения и письма у детей.
В 1900 и 1907 годах Д. Гиншелвуд описал также случаи нарушений чтения и письма у детей с нормальным умственным развитием - это подтвердило, что эти нарушения не всегда могут сопровождаться умственной отсталостью.
В начале XX века сформировались полярные мнения по поводу нарушений письма и чтения: согласно одной, они являются симптомами умственной отсталости, а согласно второй точке зрения, эти нарушения изолированы и не обязательно связаны с психическими расстройствами. замедление. Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, также по-разному относятся к этиологии расстройств письма и чтения [15].
Часто считалось, что патология нарушений основана на неполноценном зрительном восприятии, то есть, согласно этому мнению, механизм нарушения письма и чтения - это дефект зрительных образов слов и отдельных букв. Отсюда и возникло такое понятие, как врожденная словесная слепота. Это направление было разработано Ф. Варбургом и П. Раншбургом. Далее следует процесс различения терминов дисграфия и дислексия, а также аграфия и алексия.
В основе дисграфии Иллинг выдвинул трудность ассоциации и диссоциации, невозможность определить целостный образ слова и фразы. В 1937 году отец Ортон опубликовал работу о нарушениях речи, чтения и письма у детей. Автор отметил, что дети с нарушениями чтения и письма испытывают большие трудности при составлении слов из букв. Он пришел к выводу, что причинами алексии и аграфии у детей могут быть сенсорные нарушения.
В работах российских авторов, клиницистов и неврологов Ткачева Р.А. и Мнучина С.С. ("О врожденной алексии и аграфии") сделан вывод о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у детей с нормальным интеллектуальным развитием, так и у умственно отсталых детей. Основываясь на наблюдениях различных авторов и учитывая свои наблюдения, Мнучин приходит к выводу, что расстройства чтения и письма не являются изолированными расстройствами, а сопровождаются рядом других расстройств.
Термин "дисграфия" имеет различные толкования в современной литературе. Так, Р.И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, повторяющихся ошибках, вызванных деформацией высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Садовникова И.Н. рассматривает дисграфию как частичное нарушение письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических дефектов, не связанных со слухом, зрением или снижением интеллекта. А.Л. Сиротюк отмечает, что связь частичного нарушения навыков письма с очаговым поражением, недоразвитием и дисфункцией коры головного мозга.
А.Н. Корнев определяет дисграфию как стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточное умственное и речевое развитие и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. В настоящее время в медицине и психологии используется терминология, закрепленная в международной классификации болезней - рассмотрим МКБ-10 подробнее, поскольку пересмотр МКБ-10 стал обязательным в практике здравоохранения Российской Федерации в 1994 году [13].
При дислексии это искажение звукового оформления слова, а при дисграфии звуковое оформление слова часто сохраняется - то есть возникают проблемы с почерком и передачей точной орфографической формы слова.
Некоторые авторы не проводят параллелей между этими расстройствами, не проводят различий между ними и не рассматривают их как причинно-следственную связь, делая их взаимозависимыми, поскольку дислексия и дисграфия часто сопровождают друг друга. Французские исследователи J. Roudinesco, S. Borel-Maisonny и другие считали, что дисграфия или "дизортография" — термин, используемый в зарубежной терминологии, - является первичным, более глубоким расстройством, а дислексия - вторичным, производным и более легким расстройством. Большинство англо-американских экспертов отодвигают нарушения правописания на второй план, часто не выделяя это нарушение терминологически.
На сегодняшний день существуют также различные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию происхождения расстройств письма и чтения. Таким образом, дислексия как особая форма речевой патологии рассматривается в отечественной логопедической науке в рамках концепции общего речевого недоразвития как отсроченное проявление речевой недостаточности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахова Т. В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств. Методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2017. 113 с.
2. Астахова Т. В. Формирование графомоторных навыков у младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2014. 346 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 213 с.
4. Безруких М. М. Обучение письму. Екатеринбург: РАМА, 2009. 606 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — 3-е изд. — Москва: Владос, 2002. — 680 c. — Текст: непосредственный.
6. Грибова О. Е. Становление текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи (аспект понимания фактуальной информации текста): этапы и закономерности // Специальное образование, 2016. № 36. С. 221–225.
7. Киселева Н. Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. № 32. С. 93–95.
8. Елецкая О. В., Тараканова А. А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: учебнометодическое пособие. М.: Форум: Инфра-М, 2015. 159 с.
9. Иншакова О. Б. Изменчивость форм дисграфии у школьников в период начального обучения // Специальное образование. 2018. № 52. С. 205–207.
10. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
11. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. [Текст] / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.
12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 208 с.
13. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. 6-е изд. [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2008. — 384 с.
14. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 84 с.
15. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). [Текст] / И. Ф. Марковская. — М., 1993. ч. II. — С. 149–176
16. Назарова А. А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. № 4. Т. 3. Педагогика. С. 75–83.
17. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. 140 с.
18. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. СПб.: Дельта, 2001. 206 с.
19. Плотникова, М. В. Физиология центральной нервной системы / М. В. Плотникова. — Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 248 c. — Текст: непосредственный.
20. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. [Текст] / Л. С. Цветкова. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2005. — 184 с.
21. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е исправленное и дополненное. [Текст] / Л. С. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.
22. Чиркина Г. В., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: Аркти, 2003. 239 с.
23. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г. В. Чиркина, А. Н. Корнев. — Текст: непосредственный // Современные тенденции в изучении дислексии у детей. — 2005. — № 1. — С. 89–93.