Фрагмент для ознакомления
2
Современный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации регламентируется требованиями ФГОС ДО. Установки и предпочтения каждого дошкольника выступают как центр внутреннего, духовного мира, который можно рассматривать как ценностные ориентации дошкольника. Ценностные ориентации предлагают человеку выбор между правильным и неправильным, между добром и злом, который субъект совершает в силу собственного понимания существующей необходимости. [14].
Ценностные ориентации определяются сознанием и формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии ценностные ориентации субъекта представляют собой индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, которые определяют направленность и избирательность поведения.
Под гражданской идентичностью дошкольника можно понимать формирование представлений ребенка о самом себе и понимание своего «Я». Ребёнок всегда отождествляет себя с теми, кто находится рядом. Уже в детском возрасте происходит осознание своей причастности к культурным традициям и значимым общественным событиям страны.
Развитие ценностных ориентаций и гражданской идентичности дошкольника может быть обеспечено средствами физической культуры. Прежде всего, физическая культура может внести свой вклад в решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Формирование физических качеств и двигательных навыков и умений дошкольника тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым и терпимым. Он умеет прийти на помощь тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу на добрые поступки.
Патриотическое воспитание в ДОУ проходит через занятия физической культуры, которые можно рассматривать как следующие составные части:
-соревнования;
-спортивная форма;
-строевая подготовка;
-подвижные игры.
Большую роль в этих процессах играет понятие здоровьесбережение субъекта средствами физической подготовки, поскольку нравственный человек должен понимать, что такое здоровье как ценность. Сегодня всё большее количество педагогов владеет современными образовательными педагогическими технологиями, включая технологии здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая среда подразумевает сегодня обязательную реализацию многих здоровьесберегающих технологий. Большое внимание уделяется физическому развитию и закаливанию дошкольников, организации профилактических мероприятий в ДОУ и др. [10].
Здесь важно отметить, что любая работа, посвящённая проблемам здоровьесбережения детей, проводится в полном соответствии с требованиями ФГОС в каждой дошкольной организации. Основой современного ФГОС является системно – деятельностный подход и личностно ориентированное обучение. Предметно–развивающая среда ДОУ, в том числе, в области физической культуры должна выполнять две важнейшие функции:
1. Информативная.
2. Развивающая.
Предметно–развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности. При этом каждый предмет и каждый объект несут определённые знания об окружающем мире. Они становятся средством передачи социального опыта для ребёнка [7]. Одним из ориентиров воспитателя является любознательность детей. Ребёнок задаёт вопросы, которые касаются предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, как, почему, зачем и др.
Любой образовательный результат в области здоровьесбережения должен быть освоен каждым дошкольником без исключения. Очень важно в данном случае проводить периодическую диагностику сформированности личностных свойств и качеств дошкольников, касающихся реализации здоровьесберегающей среды.
Педагоги проводят периодическую диагностику сформированности личностных свойств и качеств ребёнка, касающиеся его ценностных ориентаций. В дальнейшем они определяют динамику развития каждого из детей, сравнивая образовательные результаты детей лишь каждого самого с собой. Динамика развития детей всегда, как правило, положительная.
Согласно требованиям ФГОС, физическое развитие детей должно быть реализовано через решение задач и развития деятельности. Нельзя забывать того, что ребёнок практически всегда копирует все действия взрослых. В данном случае это может поспособствовать развитию у ребёнка личностно значимых качеств в области его здоровьесбережения. На основе всего этого дошкольник может делать собственные суждения и умозаключения.
Проблемами здоровьесбережения необходимо заниматься как в ДОУ, так и дома. Каждое ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, решает соответствующие здоровьесберегающие задачи [12]:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Совершенствование физического развития детей.
3. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
4. Создание оптимальных условий для психического и физического развития дошкольников.
5. Создание оптимальной пространственно-развивающей среды в каждой группе ДОУ.
Проблемы формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др. Считается, что эта проблема в практический части реализации процессов здоровьесбережения в организациях разработана недостаточно.
Более чем на 50 процентов здоровье человека зависит от его образа жизни. И если человек взрослый, так или иначе, может отвечать за то, какой образ жизни он ведёт, то маленький ребёнок полностью зависит от тех условий, которые ему обеспечили семья и образовательная организация.
Но обучать ребёнка тому, чтобы он хорошо понимал, что есть здоровый образ жизни, необходимо с самого раннего возраста. На фоне экологических и социальных проблем в обществе, чтобы оставаться здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству в дошкольном учреждении должно уделяться много внимания [6].
Сегодня идеально здоровых детей практически нет. Это отмечают не только педагоги и психологи, но в первую очередь об этом говорят медицинские работники. С детских лет сегодня дети проводят за компьютером, и эта проблема лишь продолжает усугубляться. Не смотря на все положительные развивающие возможности средств ИКТ, это чревато достаточно большими проблемами для здоровья детей.
Ребёнок ведёт малоподвижный образ жизни и получает максимальную нагрузку на зрение. Педагоги ДОУ работают в этом направлении, но здесь также очень важно, чтобы родители тоже не были отстранены от такого рода проблем.
Если в ДОУ ребёнок живёт согласно существующему режиму дня и его виды деятельности чередуются как подвижные, с малоподвижными, то дома чаще всего дети не живут по расписанию, или по режиму дня.
Важно помнить о том, что в дошкольном возрасте начинается самое благоприятное время для выработки правильных привычек ребёнка. Если это практиковать в комплексе в ДОУ, то можно будет говорить о каких-либо конкретных положительных результатах. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте очень многое зависит от того, насколько слаженно работает дошкольная организация с семьёй ребёнка по вопросам здоровьесбережения [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонькина, Ю.А. Комплекная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» [Текст] /Ю.А. Афонькина. - под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель. - 2012. - 84 с.
2. Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 06.06.202).
3. Гаврикова, Д.С. Анализ взаимосвязи здорового образа жизни населения и экономики России [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: V Междунар. студенческая электрон.науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2013 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3429.pdf (дата обращения: 06.06.202).
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с. 232.
5. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - с. 188-195.
6. Карепова, Т.Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». [Текст] /Т.Г. Карепова. - Психолог в детском саду/ 2016. No3. - с. 52-80.
7. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение. - 2010. – 235с.
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия. - 2009. – 416с.
9. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148с.
10. Микляева, Н.В., Дошкольная педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 510 с.
11. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М. Новикова. - Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика – синтез. - 2010. - 96 с.
12. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ [Текст] / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
13. Панько, Е.А. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье [Текст] / Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова. – Минск.: БГАТУ, 2011. – 44 с.
14. Пищаева, М.В. Основы нравственного здоровья: Учебное пособие [Текст] / М.В. Пищаева, С.В. Денисова. – АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас, 2017. – 92с.
15. Платонова, О.И., Токарев А.А. Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Электронный ресурс]
// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф.//Молодой ученый. Уфа. 2012. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2510/ (дата обращения: 06.06.202).
16. Поварницына, Е. А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/(дата обращения: 06.06.202).
17. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник. – М.: Просвещение, 2019. – с. 214.
18. Терпугова, Е.А. Валеологическое воcпитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Терпугова. – Ростов н/Д.: Феникс. - 2017. − с. 254.
19. Рыкова, М.А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 06.06.202).
20. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология:
Избранные психологические труды [Текст] М.:МПСИ.-2012. - 427с.
21. Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / Е. В. Фролова, К.И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. − 2018. − № 10. − с.17-21.
22. Шишкина, В. А. В детский сад – за здоровьем [Текст] / В. А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 165 с.
23. Шаповалова, О.М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Электронный ресурс]
// Вопросы дошкольной педагогики. 2015. URL: http://www.moluch.ru/th/1/archive/6/155/ (дата обращения: 06.06.202).