Фрагмент для ознакомления
2
Доход – это денежная сумма, которая регулярно и на законных основаниях поступает в прямое распоряжение коммерческой организации.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т. к. определяет возможности материальной и духовной жизни человека: досуг, образование, здравоохранение, удовлетворение основных потребностей.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются следующие показатели:
Номинальный доход – это сумма денег, полученная физическими лицами за определенный период времени.
Располагаемый доход – это доход, который может быть использован для личного потребления и личных сбережений. Располагаемый доход меньше номинальной суммы налогов и обязательных платежей.
Реальный доход — это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход в течение определенного периода, то есть с учетом изменений уровня цен.
Основными факторами, влияющими на размер дохода, являются:
- Зарплата;
- Динамика розничных цен;
- степень насыщенности рынка;
- Уровень налогов и т.д.
Как известно, факторы производства участвуют в производстве товаров и услуг. Стоимость, созданная в производстве, после ее реализации принимает денежную форму и распределяется между всеми собственниками факторов производства.
Это первичное формирование дохода называется «функциональным распределением дохода», поскольку собственник каждого фактора производства определяет определенную функцию в товарном производстве.
Функциональные виды дохода:
- Заработная плата работников коммерческого сектора;
- Заработная плата бюджетников;
- Выгода крупных предпринимателей и компаний;
- Ренты помещиков и помещиков;
- Доходы мелких собственников (сочетание зарплаты, прибыли, ренты и дивидендов).
Распределение этих доходов основано на том, что доходы владельцев средств производства определяются размером и качественными характеристиками имущества и условиями его продажи.
В то же время рыночный механизм исключает из распределительных отношений людей, не участвующих в производстве новой стоимости. В эту часть населения входят студенты дневных учебных заведений, пенсионеры и домашние работники.
Реальный размер доходов устанавливает объективную иерархию собственности социальных групп, поэтому такое распределение, возникающее в результате перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, является «вертикальным распределением доходов».
Рыночная система беспристрастна и объективно определяет существование неравенства доходов, а значит, и уровня жизни разных групп населения. Люди отличаются друг от друга: активностью, трудолюбием, способностями, образованием, имуществом и т. д. Это означает, что они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.
В экономической теории для отражения степени неравенства используются графические и численные методы. Кривая Лоренца используется для графического отображения неравенств.[9]
Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, доход, образование и не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малообеспеченных пенсионеров и других категорий граждан, вмешательство государства в сферу распределения доходов и создание Система социального обеспечения для тех, кто в ней нуждается, необходима.
Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то личное распределение доходов обеспечивается государственной властью.
Основным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социальной защиты населения. Беря на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, государство организует соответствующее перераспределение доходов.
Национальная политика перераспределения доходов направлена на решение двух основных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Данная политика является составной частью государственной социальной политики, которая, в свою очередь, обеспечивает социальную защиту. Социальная защита населения, осуществляемая посредством государственной социальной политики, использует два метода: социальную защиту и социальные гарантии.
Социальная защита – это государственная мера, направленная на обеспечение общественно необходимого финансового и социального положения всех членов общества. Это значит:
воспроизводство квалифицированного труда:
наличие условий для реализации способностей трудоспособных людей
члены общества на работу;
создавать новые рабочие места и поддерживать работников, оказавшихся безработными и т. д.
Социальные гарантии – это обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают:
всеобщая доступность и бесплатное образование;
социальные гарантии, связанные с реализацией трудоспособности;
гарантии недопустимости принудительного труда и т.д.
При реализации государственной социальной политики используются два подхода: социальный и рыночный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев. - М.: Экономика, 2021. - 56 с.
2. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика [Текст] /Т. Белова // Экономист. - 2022. - № 4.
3. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К. Горшков // Мир России. - М., 2021. - Т.8. - № 2. - С. 3-21.
4. Информационно-аналитический бюллетень «Независимого института социальной политики». Официальный сайт: http://www.socpol.ru/.
5. Кривошей, В.Н. Неравенство населения по доходам: количественные оценки [Текст] / В.Н. Кривошей // Проблемы теории и практики управления. - М., 2019. № 9. - С. 22-27.
6. Литвинов, В.А. Социальная стратификация и уровень жизни в современной России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. - 2018. - № 2. - С. 172-180.
7. Литвинцева, Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательской способности рубля и скрытых доходов [Текст] /Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики. - 2018. - № 6. - С. 15-29.
8. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика» http://www.kommersant.ru›Docs/2021/2021d153-doklad.pdf.
9. Разумов, А. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово - экономического кризиса [Текст] /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. - 2019. - № 4. - С. 25-27.
10. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации / Т.М. Маляева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бурдяк, Н.В. Зубаревич, А.И. Пишняк, Д.О. Попова, О.В. Синявская / под ред. Т.М. Маляевой, Л.Н. Овчаровой - М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2020. - 336 с. - (Сер. «Экономическая политика: между кризисом и модернизацией»).