Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В настоящее время в социальной политике большинства развитых стран мира, охране здоровья матери и ребенка, демографическая проблема выходит на первый план.
В России государство хочет улучшить качество медицинской помощи и финансово стимулировать рождаемость. Репродуктивное здоровье населения имеет большое значение для обеспечения позитивного демографического прогноза страны и формирования ее социально-экономического потенциала.
В последние десятилетия проблема репродуктивного здоровья стала актуальной и в России. В настоящее время психологией и медициной изучены психологические особенности женщин, препятствующие родам и беременности, а также физиологическое течение беременности экстрагенитальние патологии, влияющих на беременность.
Беременность - это особое состояние женщины, которое готовит ее к роли матери в постнатальном периоде и является психологической подготовкой к будущему родительству. Весь процесс регулируется гормонами, которые влияют на эмоциональное и психологическое состояние. Этим и объясняются появление тревожности, ранимости и других проблем. Гармоничное состояние беременной является важным условием течения беременности и благополучного развития ребенка в будущем, следовательно уместно не только посещение врача акушера-гинеколога, но и психологическое сопровождение беременности.
За последние десятилетия появилось множество работ, подтверждающих связь между физиологическим течением беременности и родов, состоянием здоровья ребенка и психологическим состоянием женщины во время беременности. А так же исследования показали, что в первое время младенец видит мир глазами своей матери и несознательно проживает те же эмоции, которые проживает его мать. Поэтому есть острая необходимость психологического сопровождения женщины во время беременности.
Научная проблема: В настоящее время закономерно возрастает интерес к вопросам происхождения жизни человека, перинатального развития и родов. Поэтому особое внимание уделяется перинатальной психологии. Спрос на услуги в области перинатальной психологии и психотерапии увеличивается с каждым годом.
Программа психологической поддержки, предложенная в данной работе, охватывает и включает в себя основные цели, возникающие во время беременности, психологическую поддержку женщины в принятии новой социальной роли; помощь в стабилизации психоэмоционального состояния; формирование ценностного отношения к матери.
Цель исследования: обосновать потребность в психологическом сопровождении женщин во время беременности путем выявления у них особенностей эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы особенностей эмоциональной сферы беременных женщин в разных триместрах.
2) Выявить особенности эмоциональной сферы беременных женщин в разных триместрах.
3) Организовать практическое исследование, на основании полученных данных, разработать программу психологического сопровождения женщин во время беременности.
Объект исследования: особенности эмоциональной сферы беременных женщин в разных триместрах.
Предмет исследования: психологическое сопровождение женщин во время беременности как средство стабилизации эмоционального состояния.
Гипотеза исследования: женщины во время беременности восприимчивы к проявлению различных эмоциональных состояний в зависимости от триместра, в связи с этим, нуждаются в психологическом сопровождении.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются:
- биопсихосоциальный подход, рассматривающее взаимосвязь биологического, психологического и социального аспектов репродуктивного процесса у человека.
- учение А.А. Ухтомского - И.А. Аршавского о материнской доминанте, состоящей из физиологического и психологического компонентов.
- онтогенетическая концепция материнства Г.Г. Филипповой.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
1) Теоретический метод (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
2) Эмпирические методы
3) Методы количественной обработки данных.
Теоретическая значимость: заключается в рассмотрении различных подходов к феномену эмоциональной сферы как к психофизиологическому состоянию; изучения современных представлений о сопровождении беременных женщин в разных триместрах.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть предложены в групповые работы с беременными с целью профилактики и коррекции эмоциональных состояний.
База исследования.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Содержит библиографию из 21 наименования. Объем работы составляет 41 страница. В работе, результаты исследования отражены в 6 рисунках и в 2 таблицах.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей эмоциональной сферы беременных женщин в разных триместрах
1.1 Особенности эмоций и эмоциональной сферы в научной литературе
Проблема эмоционального развития личности занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.
Слово «эмоции» происходит от латинского «emovere» в переводе означает – возбуждать, волновать.
Эмоция определялась как «состояние, регулирующее телесные действия»; «особое состояние сознания»; «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» [7, c. 11].
Согласно определению К. Э. Изарда, «эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [4, с. 156].
Термин «эмоции» определяется следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности.
По мнению отечественных психологов, эмоция - своеобразная форма отношения к явлениям действительности и предметам, они раскрывают три аспекта этих процессов:
1. Переживание (Г.Н. Шингаров, С.Л. Рубинштейн)
2. Отражение ( В.К.Вилюнас, Я. М. Веккер)
3.Отношения ( П.М.Якобсон, В.Н. Мясищев).
Эмоциональная сфера как общепсихологическая проблема интересовала А. Р. Лурия. Еще до встречи с Л. С. Выготским он занимался экспериментальным изучением «эмоциональных конфликтов» — скрытых эмоциональных комплексов, — что было связано с его интересом к психоанализу. Вопреки популярной тогда «периферической теории» эмоций Джеймса—Ланге, сводившей эмоции к вегетативным реакциям, А. Р. Лурия предпринял исследование эмоционально-личностной сферы посредством изучения речевых и двигательных реакций [10].
В своих работах С.Л. Рубинштейн говорит, «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, как и что он делает и познает». Состояние субъекта его отношение к объекту можно увидеть через чувства. Эмоционально-волевые, эффективные, познавательные процессы называют психическими процессами. Психические процессы подчеркивают знания о явлениях и отношение к этим явлениям самого субъекта и его жизни и деятельности С.Л. Рубинштейн [10].
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн сформировали правило – эмоции непосредственно влияют на деятельность человека и отношение к деятельности субъекта, эмоции являются мотивом деятельности [3], [22].
А.К. Леонтьев считал, что эмоции сопровождают деятельность на протяжении всего его существования и соответствуют деятельности. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович считают, что эмоция является отражением внешних раздражителей субъекта и регуляцией психических пусковых механизмов отвечающих за мотивацию и динамику [7].
Мы приходим к тому, что эмоция - это индивидуальное состояние человека, сопровождаемое не осознанными выражением и регуляцией поведения как реакции на воздействие внешних и внутренних раздражителей, транслируемых в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д.
Эмоции носят разную полярность: к положительным мы относим те, которые нас удовлетворяют и побуждают к достижению и сохранению и отрицательные которые связанны с неудовольствием побуждающие к избеганием вредных воздействий либо вязкости принятий решения и пассивности поведения.
Эмоции помогают приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегать те поступки, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и желаний.
Таким образом, отечественная психология представляет эмоционально-личностное развитие, как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей
Эмоциональная сфера имеет некую структуру в которую входят основные уровни. Это эмоциональная реактивность (базальные эмоции) и эмоциональное состояние.
Эмоциональная реактивность - это ответ на внешний раздражитель.
Эмоциональное состояние – это личностная внутренняя установка по отношению к самому себе.
Эмоциональность человека состоит из нескольких компонентов:
- Эмоциональная возбудимость, т.е. способность и готовность реагировать на различные раздражители. Эмоциональная возбудимость проявляется в поведении человека как вспыльчивость и раздражительность. Положительным проявлением эмоциональной возбудимости является эмоциональная отзывчивость, т.е. быстрое и гибкое эмоциональное реагирование на различные события, происходящие с человеком.
- Сила эмоций, которая зависит от степени удовлетворенности или неуовлетворенности актуальных потребностей человека.
- Эмоциональная устойчивость, т.е. способность оказывать сопротивление действию эмоциогенных факторов, контролировать импульсы и влечения. По-другому это можно назвать терпимостью.
У эмоциональной сферы существует определенное качество отражающие его эмоциональные особенности (смелость, трусливость, оптимизм, пессимизм, агрессия и т.д.) связанные с базальными эмоциями [10].
В зависимости от того, какая ситуация - активная или пассивная - вызывает эмоции, различают стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию, вызывают возбуждение, бодрость (радость, гнев, ненависть, азарт войны). Астенические эмоции - снижают уровень жизни, снижают активность и энергию человека (грусть, тоска, отчаяние, депрессия) [7].
Они также различают тип эмоциональных переживаний, которые отличаются своеобразным течением и влиянием на поведение и деятельность человека [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера - сложная структура, которая изучена недостаточно из-за своей сложной организации. Она состоит из многих частей. Большинство ученых связывают эмоции и эмоциональные состояния с удовлетворением или неудовлетворением актуальных потребностей человека. Способность выражать эмоции приобретается в процессе воспитания, поэтому с детства важно заниматься развитием эмоциональной сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщины во время беременности и после родов [Текст] / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Психологический̆ журнал. – 2000. – Т. 7. – №3. – С. 59-68
2. Винникотт, Д.В. Мать и дитя [Текст] / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.– 296 с.
3. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков //Мир медицины. 2000. № 5-6.С. 45-46.
4. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
5. Исламова, Д.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА, КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА/ Д.Д. Исламова, Ю.А. Федорова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №S1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-perinatalnogo-perioda-kak-faktor-stanovleniya-roditelstva (дата обращения: 08.06.2024).
6. Исламова, Д. Д. Психологическая диагностика психоэмоциональных состояний беременных женщин [Текст] / Д.Д. Исламова // Нефтекамск. 2022. № 6. С. 274-283.
7. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
8. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 18-27.
9. Немировская, Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери [Электронный ресурс] / Ю.В. Немировская // Вестник СГТУ. 2007. – №1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-beremennoy-zhenschiny-k-sotsialnoy-roli-materi (дата обращения: 19.03.2024).
10. Прохоров, А. О. Определение понятия «психическое состояние» [Текст] / А.О. Прохоров // Психология состояний: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004. – 320 с.
11. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: Аналог, 2001.
12. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной [Текст] / Д. Пайнз. – СПб., 1997.– 238 с.
13. Полуэктова, О. Г. Психологические особенности послеродового состояния женщин (обзор литературы, краткий) [Электронный ресурс] / О.Г. Полуэктова // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-osobennosti-poslerodovogo-sostoyaniya-zhenschin-obzor-literatury-kratkiy (дата обращения: 21.03.2024).
14. Рыбалка, А.Н. Психологическая адаптация женщин во время беременности и после родов [Текст] / А.Н. Рыбалка, И.С, Глазков, И.Б. Глазкова // Медичнi журнали лiкаря-практика. – Киев, 2011. – С. 44-70.
15. Симанкова, E. Усталая мать – горе семьи: как работает горячая линия в помощь матерям [Электронный Ресурс] / Е. Симанкова. – 2018. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/ustalaya-mat-gore-semi-kak-rabotaet-goryachaya-liniya-v-pomoshh-materyam/ (Дата обращения: 20.03.2024).
16. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Ю.В. Слюсарев. - СПб.: СПбГУ, 1992. - 28 с.
17. Трофимова, Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании / Н. Б. Трофимова // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93547/ (Дата обращения: 20.03.2024).
18. Тюрина, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Н. Тюрина, О.В. Баркунова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 135-138 - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937 (дата обращения: 20.03.2024).
19. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие [Текст] / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
20. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 22–36.
21. Ярова, В.А. Психолого-педагогическое сопровождение: изученность проблемы в психолого-педагогической литературе [Текст] / В.А. Ярова// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2023 - Т.12 - № 3A-4А. - С. 141-146.